Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 12:45, контрольная работа
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к следующему выводу: "Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи".
Наиболее успешная реализация поставленных задач зависит от дозировки учебного материала. Учитывая трудности детей с системными нарушениями речи в овладении языковыми формами, логопед вводит новые средства связи постепенно, отрабатывая вначале только один способ на возможных парах предложений. В дальнейшем, только после того как у детей появится представление о возможности применения в данном случае того или иного средства межфразовой связи, логопед может перейти к одновременному использованию различных способов лексического сцепления на паре контактных предложений.
Структура логопедического занятия в этом случае строится по уже знакомой схеме:
I этап. Организационный
II этап. Знакомство с рассказом.
Логопед может использовать или уже знакомый детям рассказ, или читает новый, например:
Как-то раз пастух в поле поймал лисенка. Лисенка принесли ребятам. Ребята посадили лисенка в пустой амбар. Прямо за амбаром начинался лес. Ночью из леса пришла лисица. Лисица принесла лисенку зайчонка.
III этап. Построение картинно-графического плана к рассказу.
На этом этапе дети уже могут самостоятельно выстроить смысловую программу к рассказу из предложенных логопедом предметных картинок.
IV этап. Знакомство с правилами лексико-синтаксической связи предложений в рассказе
Наиболее полная реализация учебных задач по усвоению новых средств связи предложений обеспечивается освоением действия подстановки запрограммированного средства в определенное место предметно-графической схемы. Данное место, т.е. определенные предметные картинки, логопед маркирует:
§ или фишкой «запрета», не разрешающей ребенку называть данную картинку;
§ или фишкой «вопроса» (квадрат со знаком вопроса), побуждающей к поиску нового слова;
§ или фишкой «пробела» (квадрат, не заполненный предметным изображением), стимулирующей поиск нового слова.
Графическая схема записи смысловой программы рассказа может быть представлена в таком виде (схема 16):
Работая по такой записи, дети первое предложение — «Однажды пастухи поймали лисенка» — «прочитывают» так, как оно дано в рассказе и обозначено или предметными картинками, или пластинками с записанными на них словами. Но к первому слову второго предложения уже необходимо подыскать новое слово, так чтобы оно не разрушило их смысловой связи. Таким словом может быть или притяжательное местоимение («его»), или сочетание указательного местоимения с существительным («этого лисенка»), или контекстный синоним («детеныша, зверька»).
Такую же речевую операцию необходимо проделать для соединения третьего и четвертого предложений.
Производя подобные лексические подстановки, дети обнаруживают, что содержание рассказа не меняется, в то время как способы рассказывания, т.е. языковая форма сообщения, становятся более разнообразными и интересными.
V этап. Пересказ рассказа.
Пересказ проводится аналогично тому, как это делалось на предыдущем занятии, т.е. поочередно: один ребенок «прочитывает» предложение так, как оно дано в рассказе, другой ребенок — с новым словом.
Таким образом, в результате проведения указанных типов логопедических занятий дети с системными нарушениями речи знакомятся и практически начинают овладевать закономерностями смысловой и языковой организации связной повествовательной речи и, что самое важное, начинают осознавать, нарушение каких правил приводит к «поломке» программы высказывания и к трудностям понимания такой речи партнером по коммуникации.
После того как дети поняли, как устроен рассказ повествовательного характера, следует показать правила построения рассказа описательного характера.