Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 11:53, реферат
Педагогика – это наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения. Она разрабатывает проблемы воспитания в разных условиях, на тех или иных возрастных этапах – педагогика раннего детства, дошкольная педагогика, педагогика начальной, средней школы; в условиях профессиональной подготовки – педагогика высшей школы, средних специальных учебных заведений; при интеллектуальной недостаточности – коррекционная педагогика и др.
Таким образом,
цели семейного и общественного
воспитания могут не совпадать, а
иногда и противоречить друг другу.
Можно с полным правом сказать
о том, что в дошкольном учреждении,
школе цели, принципы, содержание воспитания
имеют научную базу, «прописаны»
в программных документах, сформулированы
для определенного
Методы
воспитания, которые используются в детском
саду (или другом образовательном учреждении)
и семье, отличаются и по своему набору,
и, что особенно важно, по содержанию, а,
следовательно, по психологической сущности,
эффективности воздействия на ребенка.
В семейных методах воспитания отсутствует
печать преднамеренности, свойственная
детскому саду, зато наблюдается больше
естественности, обращенности к конкретному
ребенку, имеющему свой жизненный опыт,
определенные привычки, пристрастия и
интересы. Таким образом, в каждой семье
складывается своя индивидуальная воспитательная
система. Конечно, у значительной части
современных семей воспитательная система
не столь научна, как в дошкольном учреждении,
школе, она в большей степени базируется
на бытовых представлениях о ребенке,
средствах и методах воздействия на него.
Воспитательная
система семьи формируется
Иная
система домашнего воспитания складывается
в семье, где взрослые не утруждают
себя серьезными думами о судьбе ребенка,
не создают условий для его
полноценного развития. Игнорирование
интересов ребенка, удовлетворение
лишь его самых необходимых
Таким образом, можно сделать вывод о том, что общественное воспитание, по сравнению с семейным, отличается большей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью. Однако это не обеспечивает приоритет общественного воспитания в формировании личности ребенка, особенно в первые годы его жизни. Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии ребенка. А причина этого таится в принципиальном различии характера доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания в семье и учреждениях общественного воспитания.
В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родственников) отличается неформальным характером, строится на контактах «лицом к лицу». В семье, как правило, нет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты контактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличается широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открытостью. Семья для ребенка – наименее ограничивающий, наиболее мягкий тип социального окружения.
Общественное
воспитание осуществляется обществом,
государством и организациями, создаваемыми
для этой цели (детскими садами, школами
и др.). Поэтому взаимосвязь субъектов
воспитания в общественном образовательном
учреждении имеет институционально-
Приведем схему, разработанную Е.П. Арнаутовой и В.М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение
общественного и семейного
Детский сад |
Семья |
Недостатки |
Преимущества |
Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспи-тателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком. Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста |
Сравнительно мягкие отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насы-щенность отношений Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родствен-никами разных возрастов |
Преимущества |
Недостатки |
Наличие и использование программы воспи-тания и обучения дошкольников, педаго-гических знаний у педагогов, научно-методических пособий Целенаправленный характер воспитания и обучения детей Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потреб-ностей Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников |
Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случай-ной педагогической литературы Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка Непонимание возрастных особенностей дош-кольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную харак-теристику, проанализировать свои методы воспитания |
На основе
приведенной таблицы можно
Таким образом, общественное и семейное воспитание имеют целый ряд принципиальных отличий, которые необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить их целесообразное взаимодействие, взаимодополнение в реальном образовательном пространстве.
Явление взаимодействия,
взаимовлияния и
Таким образом, наука педагогика, взаимодействуя с такими науками, как философия, социология, этика, эстетика, психология, анатомия и физиология человека, этнография, математика, кибернетика и т. д., развивается, совершенствуется и укрепляет свои связи.
Отсутствие контактов,
ограничения, изоляция педагогики от других
наук могут стать серьезным
В том числе и педагогика
профессионального образования
не остается в стороне от разностороннего
влияния. Она использует, применяя и
приспосабливая к особенностям своего
предмета изучения, различные идеи
других наук. Все это помогает основательнее
и осмысленнее подходить к
вопросам профессионального воспитания
и дает возможность глубже проникать
в суть теоретических основ науки.
В то же время новаторские идеи
других наук могут послужить
Одним из основных источников
развития педагогической науки является философия, кото
1) необходимости и случайности;
2) общего, единичного и особенного;
3) законов взаимосвязи и взаимозависимости;
4) закона развития и его движущих сил;
5) субъективного и объективного детерминизма педагогических процессов и т. д.
Диалектические принципы и познавательные категории также оказывают влияние на формирование особенности исследовательского знания педагогов-новаторов.
Эта взаимосвязь наук педагогики
и философии представляется наиболее
длительной и эффективной, так как
философские базовые знания и
новаторские мысли
Изначально отношения
двух наук, педагогики и философии,
имели некоторый
В настоящее время позиция философии определена совершенно справедливо и является общепризнанной. Философия по отношению к педагогике выполняет методологическую функцию. Это означает, что сущность философского мировоззренческого учения справедливо выполняет и определяет самые решаемые задачи осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. Различные философские учения и направления, которые используют ученые-педагоги, напрямую влияют на развитие и направление поиска инновационных проблем и перспектив, а также на развитие педагогической науки в целом.
Философия, как наука, определяет,
формирует и разрабатывает
Педагогическая наука, несомненно, очень тесно связана с психологией.
Данная взаимосвязь этих наук является настолько органичной, что считается наиболее традиционной. Чтобы стать подлинной наукой и эффективно управлять деятельностью педагога, педагогике необходимо учитывать ту объективную данность, с которой имеет дело человек в его обычном и субъективном развитии. Такие требования, как понимать свойства человеческого характера, потребности и возможности, учитывать законы психической деятельности и развития личности, организовывать образование (обучение и воспитание), в соответствии с законами, свойствами, потребностями, возможностями предлагали использовать все выдающиеся педагоги.
Изначально отношения
между педагогикой и
Поэтому при анализе
связующих факторов педагогики с
психологией необходимо отличать психологизм
как методологическую позицию и
психологию как науку, которая является
основным источником научного обоснования
образовательного процесса. Психологизм
определяется тем, что психология называется
единственным научным основанием, влияющим
на педагогическую практику. Подобные
условия в нашем обществе являются
определяющими при необходимом
требовании нормального социально-
Психология, и, в первую очередь, возрастная и педагогическая психология, изучающая законы психических процессов детей различного возраста, особенно большое значение имеет при решении конкретных проблем обучения и воспитания, при организации режимов труда и отдыха.
Существует взаимосвязь педагогики и школьной гигиены, которая выявляет и определяет основные нормы и правила, условия и содержание санитарно-гигиенического направления в условиях детских образовательных учреждений.
Психологическая наука исследует основные принципы и законы психологического развития личности. Педагогика в свою очередь также обращается к человеку с точки зрения законов управления развития личности. Воспитание, образование являются процессами воздействия и влияния на личность, которые занимаются планомерным влиянием на процесс мышления и другую деятельность. Поэтому образовательный и воспитательный процессы педагогической деятельности могут проводиться только профессионалами, обладающими специальными психологическими знаниями.