Семейное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:06, контрольная работа

Краткое описание

Семья – структурная единица общества, закладывающая основы личности; соц-пед.группа людей, предназначенная для отимального удовлетвор-я потребностей.Семейное воспит.- общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и др членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Влияние семьи на реб. Сильнее всех других воспит. воздействий. В семье формируются те качества, кот. Нигде как в семье сформированы быть не могут. Отношения между людьми в семье из всех чел. Отношений бывают наиб.глубокими и продолжительными.Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к различным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребёнка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрения, развитие детей как личностей может ускориться, стать более успешным, чем при использовании запретов,. Наказание необходимо тогда, когда поведение ребёнка изменить другим способом невозможно.

Вложенные файлы: 1 файл

Шилова.docx

— 35.05 Кб (Скачать файл)

Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, в 30% случаев ведёт к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства. Что происходит в таких семьях не трудно понять. Родители, как правило, занимают конфликтную позицию. Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не имеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях и с детьми. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родителей к сомнительным увлечениям, водке. Основные конфликты могут возникать из-за эмоциональной глухоты родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъёма, возвышенных устремлений, непонятных взрослым. Непонимание и непринятие этих переживаний взрослыми ведёт к обоюдному отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга.

На фоне новых возможностей самореализации личности в условиях демократических свобод современные  подростки и старшеклассники  пристальнее оценивают масштабы личностей своих родителей, особенно отцов. Сегодня «кризис отцовства» остро проявляется в формах не полных семей, пьянства, отрешённость отца от семьи. На то существуют объёктивные  и субъективные причины, но детям  от них не легче. Исследования Г.А. Филатовой  показали, что в среднем 80% из них  лояльно относятся к матери и  только 20% - к отцам: «отец пьёт много», «не заботится о семье», «не  хочет помогать материально».

4.СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Содержание семейного  воспитания в семье определяется генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать  физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально-развитую личность, готовую к предстоящей  трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные  направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются патриотическим, экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений. Физическое воспитание детей  и молодёжи выступает сегодня  на первый план. Больше никто не сомневается  в том, что приоритет здоровья не может быть заменён никаким  другим. Физическое воспитание в семье  основывается на здоровом образе жизни  и включает правильную организацию  распорядка дня, занятие спортом, закаливание  организма и т.д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие  родителей в обогащении детей  знаниями, формировании потребности  их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, особенностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает непреходящих моральных  ценностей – любви и уважении, доброты и порядочности, честности  и справедливости, совести, достоинства  и долга. В семье формируется  и другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Со всем не важно, на какие основы моральных  ценностей опираются родители и  дети – христианскую мораль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

Эстетическое воспитание семьи призвано развивать таланты  и дарования детей или как  минимум давать им представления  о прекрасном в окружающей жизни. Это особенно важно теперь, когда прежде эстетические ориентиры подвергаются сомнению появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Трудовое воспитание детей  в семье закладывает основу  их будущей праведной жизни. У  человека, неприученного трудиться, путь один – поиск «лёгкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребёнка на этом пути, они могут  позволить себе роскошь устраниться  от трудового воспитания.

Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятны», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши  дети удивительно соединяют в  себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигаретам, бальному танцу, а не алкоголю, напряжённому самообразованию, а не растранжириванию времени. Для родителей семейное воспитание процесс сознательного формирования физических и духовных качеств своих детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в ребёнке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного, взвешенного подхода к решению воспитательных задач.

5.СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В современной практике семейного  воспитания довольно определённо выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское  отношение родителей к своим  детям.

Авторитарный стиль родителей  в отношениях с детьми характеризуется  строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение –  главные средства этого стиля. У  детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведёт к внутреннему  сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и  агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений  родителей к ребёнку А.С. Макаренко  выделял две разновидности, которые  он называл «авторитетом подавления»  и «авторитетом расстояния и чванства». Авторитет подавления он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор – вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе – таков главный принцип деспотических отношений.

Это неизбежно приводит к  воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, нередко, самодурствующих.

Авторитет расстояния и чванства проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей – «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей – явление чрезвычайно редкое, воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой престиж в глазах детей, а получают обратное: начинается отчуждение ребёнка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношения  с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребёнку, в погоне за детской привязанностью путём проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своём стремлении завоевать ребёнка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчётливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребёнку, А.С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющий самый неумный, самый безнравственный вид отношений.

Демократический стиль характеризуется  гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.

 

 

9.Заключение

  Проблемы семейного воспитания многоплановы и разнообразны. Нарушение функций семьи, воспитания, неоптимальный стиль общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям при развитии детей.

  Эта тема привлекает потому, что проблемы, связанные с неправильным воспитанием в семье, рано или поздно, по мере взросления ребенка, перерастают из частных, внутрисемейных, в проблемы общественные, поскольку общество состоит из конкретных людей, которые в своей массе составляют его "лицо". Чем больше среди нас воспитанных, здоровых, трудолюбивых, самостоятельных людей, тем выше потенциал, уровень культуры и проч.

 Исследователи В. Заслуженюк, В. Семиченко предлагают некоторые педагогические рекомендации, которые могли бы помочь в семейном воспитании.

1. Необходимо определить  собственную концепцию воспитания, то есть, обосновать принципы, которые  родители хотели бы реализовать  в процессе взаимодействия с  ребенком.

2. Определить диапазон  невмешательства в дела ребенка.  Этот диапазон увеличивается  по мере его взросления. Можно  составить перечень действий, которые  ребенок может совершать без  ведома родителей. Ребенок должен почувствовать, что он является правомочным участником всех семейных событий.

3. Научиться диагностировать  мотивы взаимодействия между  родителями и детьми.

4. Уметь владеть собой  и ситуацией, сопротивляться внешним  провоцирующим моментам.

5. Уметь оберегать ребенка  от внешних воздействий. Например, если нет возможности изменить  обстоятельства, то постараться  изменить отношение к ним, чтобы  сделать их менее травмирующими. 

6. Постоянно наращивать  воспитательный потенциал путем  вдумчивого анализа чужого опыта.

7. Уметь анализировать  собственные ошибки в воспитании, конфликты, так как они являются  причиной формирования негативных  изменений во взаимоотношениях  между ребенком и родителями.

 Всех сложностей внутрисемейных  отношений невозможно избежать. Процесс воспитания здоровой  и полноценной личности сложен  и непрост. Но целенаправленная, продуманная программа воспитания  ребенка в семье, понимание  его проблем, учет личных качеств  конкретного маленького человека, забота о его физическом и  нравственном здоровье, сочетание  в процессе воспитания разумной  требовательности с любовью и  взаимопониманием помогут вырастить  достойного члена общества с  меньшими усилиями, чем при стихийном  течении событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 2009.
  2. Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. - М., 2010.
  3. Варга Д. Дела семейные: Пер. с венг. - М.: Педагогика, 2007.
  4. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М., 2008.
  5. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 2009.
  6. Коломинский Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности). - М., 2006.
  7. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1996.
  8. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 2009.
  9. Психология воспитания. - М., 2010
  10. Психологические проблемы нравственного воспитания детей. /Сб. научных трудов. - М., 2008.
  11. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). - М.: Педагогика, 2006.
  12. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 2009.

Информация о работе Семейное воспитание