Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 15:18, реферат
Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Поэтому мы считаем необходимым изучить вопрос влияния семьи на формирование готовности ребенка к школьному обучению, а также зависимость развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье.
Мнение родителей. Ребенок — главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.
Мнение психологов. Дети готовы сделать псе. чтобы понравиться своим родителям, цель папа и мама лля них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками Но при этом их собственные проблемы так и ос таются нерешенными.
Мнение родителей. Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.
Мнение психологов. Любовь не купить за деньги — звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.
«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс»
Мнение родителей. Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам — дать детям самое лучшее образование. Неважно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.
Мнение психологов. К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем соображении, разбивается о полное нежелание ребенка мни- маться, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем... желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами — это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.
8. Слишком мало ласки
«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка».
Мнение родителей. Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации Короче, никаких объятий и поцелуев — есть более нужные и серьезные вещи.
Мнение психологов. Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно — это может оттолкнуть их.
9. Ваше настроение
Можно или нет? Это зависит от настроения».
Мнение родителей. Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.
Мнение психологов. Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, глав ное, какое у мамы настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком. Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое — постарайся быть ко мне снисходительным».
10. Слишком мало времени для воспитания ребенка
«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя».
Мнение родителей. Многие взрослые очень загружены на работе, но каждук}. свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.
Мнение психологов. Взрослые часто забывают простую истину — если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.
3. ДАННЫЕ СТАТИСТИКА
Основные причины расторжения брака: нравственно-психологическая и педагогическая неподговленность молодых людей к строительству семейных отношений, к воспитанию детей, прогрессирующие финансово- экономические сложности, жилищно-бытовые проблемы, которые порождают тревожность и дискомфорт во взаимоотношениях супругов, а это негативно сказывается на воспитании детей.
Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребёнка. "Битва" родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что по статистике у 37,7% детей снижается успеваемость; у 19,6% страдает дисциплина дома; 17,4% требуют особого внимания; 8,7% убегают из дома; у 6,5% возникают конфликты с друзьями. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребёнок пережил в детстве разлуку с отцом.
В семьях после развода создаётся специфическая система отношений между матерью и ребёнком, формируются образцы поведения, представляющие иногда собой альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака. Некоторые научные данные подтверждают положение о том, что опыт детских переживаний в процессе и после развода родителей может оказывать влияние на выполнение супружеской и родительской роли в будущем. Как показывает статистика, женщины, пережившие развод родителей в малолетнем возрасте, предпочитают заводить внебрачных детей. Кроме того, те, кто вырос в разведённых семьях, более подвержены нестабильности в собственном браке.
4. ВЫСКАЗЫВАНИЯ
столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы. А.Г.Рубинштейн
ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ
У нас в семье было две дочери, а у родственников — два сына. Они всегда хвастались своим превосходством, считая девочек особями второго сорта. Их мать всегда говорила: «Я за своих сыновей, какую хочешь девушку возьму!». Наша мама в душе обижалась, но отшучивалась. И что из этого вышло?! Мама уже дважды бабушка, а ребята до сих пор «цены себе не сложат». Так и останутся одинокими, благодаря ошибкам мамочки.
Я растила своего сына без мужа. С детства его окружали одни женщины. И естественно, баловали, как могли. Но, было время, когда я задавшись целью найти сыну отца познакомилась с мужчиной. Все было нормально, отношения даже с сыном складывались хорошо. Ребенок начал его папой называть, дело шло к браку.
Надо было только познакомиться его мамой. И здесь все прошло замечательно. Его мама оказалась хорошей женщиной, но уж слишком любящей и заботящейся о своем сыне. Это я поняла позже, когда мы стали часто бывать у нее в гостях. И тогда же я увидела результаты такой заботы и типичные ошибки в воспитании сына. И это при том, что отец был профессиональным военным и держал в строгости всю семью.
Приходя в маме в гости, он разваливался в кресле посреди комнаты и приказывал «мама подай»! И мама прыгала вокруг этого великовозрастного дитяти, подавала еду, чай или кофе, сахар, сигареты, пепельницы и т.д. Сама сидела на кухне и ждала, когда же сын позволит убрать тарелочки за собой.
Я уже поняла, что с этим человеком мне не по пути. Господь показал, что может вырасти из моего сына, если мы и дальше будем его баловать и совершать ошибки в воспитании! Урок я запомнила на всю жизнь и не допустила такого безобразия!
Но и это еще не все! Я, оказывается, прошла «отбор» на должность жены. И его мама решила высказать свое одобрение выбором сыночка, и поговорить со мной.
Разговор сводился к следующему: она уже старая и не могу больше ухаживать за своим сыночком. А я такая добрая и заботливая, что смогу так же, как и она «прыгать на задних лапках» вокруг ее сыночка и исполнять все его прихоти. У меня случился ШОК! Я поняла, что надо бежать как можно дальше и рвать все отношения пока не поздно! Это же счастья, что такой разговор состоялся до того, как мы расписались.
Вывод: чрезмерная, слепая любовь родителей способна изуродовать жизнь детей. Такие дети вырастают самовлюбленными эгоистами и им абсолютно все равно, что происходит за их спиной.
Диагностика родительско- детских отношений.
(Опросник АСВ для родителей детей в возрасте 3—10 лет) (подробнее...).
(Опросник АСВ для родителей подростков в возрасте от 11 лет до 21 года) подробнее...).
5 Другие методики для
Опросник для родителей «анализ семейного воспитания» Э.Г.Эйдемиллер для изучения опыта родителей в воспитании подростка, выявлении ошибок в родительском воспитании. Она позволяет диагностировать нарушения в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, нарушения в механизме интеграции семьи(нервные дети, подростки с явными акцентуациями хар-ра и отклонениями в поведении). .
Описание: 130 утверждений, касающихся воспитания детей/20 шкал/. Первые 11 шкал позволяют установить стиль семейного воспитания, 12-я, 13- я, 17-я, и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно- ролевом аспекте жизнедеят-ти семьи, 14-я и 15-я шкалы дают представление о системе взаимных влияний, 16-я, 19-я, и 20-я шкалы — о механизмах семейной интеграции. Ниже приведено описание шкал в том порядке, в каком они расположены в опроснике, ответ да-нет. Выявление отклонений по 6 типам:
1 .Потворствующая
2.доминирующая гиперпротекция;
3.повышенная моральная
4.эмоциональное отвержение;
Причины неправильного воспитания могут быть различны: это определ- е обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание или личностные особенности самих родителей. Выявляет склонность родителя решать личн-е проблемыза счет реб-ка, что выраж-ся в следующем: