Семейное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 15:18, реферат

Краткое описание

Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Поэтому мы считаем необходимым изучить вопрос влияния семьи на формирование готовности ребенка к школьному обучению, а также зависимость развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье.

Вложенные файлы: 1 файл

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.docx

— 64.64 Кб (Скачать файл)
  • расширение сферы родительских чувств
  • предпочтении в подростке детских качеств

-воспитательной неуверенности  родителя

  • фобии утраты реб-ка
  • неразвитости родительских чувств
  • сдвиге в установках родителей по отношению к полу реб-ка
  • предпочтении женских (или мужских) качеств
  • проекции на подростка собственных нежелаемых качеств
  • вынесении конфликта м/д супругами в сферу воспитания

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В. Стол и н РО

понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. 61 вопрос (5шкал), аспекты родительского отношения:

    1. Принятие — отвержение ребенка, тражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку, (общее эмоц.(+) или эмоц. (-) отношение к ребенку).
    2. Кооперация- социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему.
    3. Симбиоз отражает межлич-ю дистанцию в общении с ребенком. Родитель ощущает себя с реб-м единым целым, стремится удовл-ть все потребности его, оградить от трудностей и неприятн-й жизни, постоянно ощущает тревогу за ребенка, рон ему кажется маленьким и беззащитным.
    4. Контроль, отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.Родитель требует безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. 5. Отношение к неудачам ребенка, отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Р-к представляется не приспособл-м, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость.

Использование рисуночных методик в диагностике внутрисемейных отношений

«Рисунок семьи» В.Вульф,

«Дом, человек, дерево» Дж.Бук,

«Автопортрет» Р.Берне и др.

С помощью рисуночных методик возможно изучение эмоционального состояния ребенка (от Зх лет), особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Психодиагносту хорошо известно, что для более или менее обоснованного вывода нужно опираться на систему показателей, дополняя ее информацией из др. источников (бесед, наблюдений).

Кинетический рисунок семьи (КРС) В. Хыолса, С КауфманаСчитают, что идея использ-я рисунка семьи для диагностики внутрисем-х отношений возникла у ряда иссл-й, среди которых упоминают работы Вульфа, Хьюлса, Минковского, Поро, Кормана и др. Сегодня наиболее известна модиф-я Р. Бернса и С. Кауфмана, — "Кинетический рисунок семьи" (КРС). Авторы этой модиф-и исходили из факта, что при обычном задании «Нарисуй свою семью» ребенок часто рисовал статическую картину, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом к наблюдателю. Они попытались обеспечить действие дополнит-го, кинетич-го фактора, введя в задание новую инструкцию: «Нарисуй рис-к, в котором каждый член семьи и ты что-нибудь делают». Эти авторы предложили свою схему интерпр-и, выделив 4 значимых уровня анализа:

а) характеристики индивидуальных фигур КРС;

б) действия КРС; в) стиль; г) символы.

Назначение: является полифункц-й. В зависимости от целей иссл-я, от методологической базы, на которой строится исследование, методику "КРС" можно использовать с одной стороны для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотн-й между членами семьи ("семья глазами ребенка"). С другой стороны можно рассматривать как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, особенности "Я- образа" ребенка, его половой идентификации. Полифункц-ть методики позволяет одновр-о отнести ее также к группам методов, предназн-х для диагностики детско-родительских и сиблинговых отношений. Вследствие привлекат-ти и естественности задания эта методика способствует установл- ю хорошего эмоц-го контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обслед-я. Особенно продуктивно применение методики в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, т.к.полученные результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности вжиться в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной методике.

Процедура Для иссл-я: лист белой бумаги (21x29 см), 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Ребенку дается инструкция:

(PC) - "Нарисуй, пожалуйста, свою семью".

(PC) - "Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь".

(КРС) - "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".

(КРС) — "Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый член семьи и ты делают что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не "мультяшек" и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого, делающим что- нибудь, какое-либо действие"*. Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово "семья", так как этим искажается сама суть иссл-я. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, необходимо просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не огранич-ся (в большинстве случаев оно длится не более 35 мин). При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующиевопросы: -Скажи, кто тут нарисован? -Где они находятся? -Что они делают? Кто это придумал? -Им весело или скучно? Почему?

-Кто из нарисованных людей  самый счастливый? Почему?

-Кто из них самый несчастный? Почему?

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

 

Заботясь о эффективное взаимодействие с родителями, учитель должен учитывать важность следующих факторов:

  1. Приглашение родителей к сотрудничеству Часто учитель считает, что родители находятся в оппозиции к нему Пытаясь предотвратить возможные отрицанием с их стороны, он начинает разговор в директивном тоне с вместо того, чтобы понять их чувства, обнаружив сдержанность, открытость Доброжелательность, открытость в общении с родителями - первый шаг к сотрудничеству с нимними.
  2. Соблюдение позиции равноправия Объединение усилий учителя и семьи школьника возможно при взаимного признания ими равноправия Первый шаг должен сделать учитель, поскольку к этому его обязывает проф профессиональные обязок.
  3. Признание важности родителей в сотрудничестве Учитель должен всегда подчеркивать важную роль родителей в воспитании и развитии ребенка
  4. Проявление любви, увлеченности их ребенком Психологический контакт с родителями возникает сразу, как только учитель обнаруживает понимание ребенка, симпатизирует ему, видит положительные и отрицательные черты Родители, почувствовав доброжелательность учителя, охотнее общаются с ним, настраиваются на сотрудничество.
  5. Поиск новых форм сотрудничества Учитель может предложить одному из родителей организовать родительские собрания, вместе определив их тематику, структуру и т.д. Особенно полезный обмен мнениями с родителями на взаимопонимания с детьми.

Процесс налаживания взаимодействия с родителями эффективный при соблюдении педагогом психолого-педагогических правил и требований к ним относятся:

  • использование мер, направленных на повышение авторитета родителей в общении с родителями следует избегать категорического тона, который может спровоцировать обиды, раздражения Нормой должны стать отношения, основанные на взаимоуважении Ценность их заключается в развитии чувства собственной ответственности, требовательности, гражданского как учителей, так и родителей;
  • доверие к воспитательных возможностей родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании Психологически родители готовы поддержать нужды школы Даже те родители, которые не имеют педагогу подготовки и образования, с пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей;
  • педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи Классный руководитель - лицо официальное, но по специфике своей работы может стать свидетелем отношений, которые скрываются от

посторонних Какой бы ни казалась ему семья, учитель должен быть тактичным, вежливым, информацию о семье использовать только для помощи родителям в воспитании ребенка;

- жизнеутверждающий, мажорное настроение  при решении проблем воспитания, опора на положительные качества  ребенка, ориентация на развитие  личности Формирование личности  ребенка предполагает преодоление  мая руднощив, противоречий в ее жизни Важно, чтобы это воспринималось как проявление закономерностей развития (неравномерность, скачкообразный характер, причинно-следственная обусловленность, избирательное отношение ребенка к воспитательных воздействий), тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызывать растерянности в педагога.

 

 

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ

Вредные советы по воспитанию детей, которые помогут вам сформировать у своих отпрысков заниженную самооценку:

  • почаще говорите, что они ничего не могут сделать нормально, что вы в их возрасте умели и то, и это, что вы были самостоятельны и ответственны;
  • если это не очень срабатывает, то сравнивайте почаще свое чадо с более успешными в какой-то сфере их ровесниками, добавляя при этом «не

то, что ты...»;

  • ругайте за каждую малейшую ошибку, при этом обязательно сделайте лицо, которое покажет, что вы в шоке от глупости своего неумехи;

— никогда не объясняйте, что конкретно малыш должен сделать, чтобы потом можно было заявить: «Ты что не мог догадаться, что от тебя хотели?..»;

  • не хвалите за достижения и успехи, пусть не привыкает к хорошему. А теперь порция «полезных» советов по воспитанию детей, которые

помогут отбить у ваших карапузов желание с вами общаться:

  • когда дочь или сын начинают что-то вам рассказывать, займитесь каким-то делом, чтобы не тратить время на пустую болтовню, можно помыть посуду, а еще лучше в это время начать пылесосить;
  • перебивайте рассказ отвлеченными вопросами, кстати, это очень весело. Например: «Мама, а меня в школе сегодня Петя обзывал». Можно в этот момент спросить: «Какие у тебя сегодня оценки?»;
  • на все давайте свой обличающий комментарий: «Сам виноват», «Так тебе и надо, будешь знать, как отвлекаться», «Тоже мне проблему нашла», «Не ной из-за мелочей!»;
  • учите малыша не докучать вам разговорами. Говорите: «Ты что в школе не наговорился?», «Сколько ты будешь болтать?», а если не поможет, то объясните прямо: «Отстань от меня».

Настала очередь бесценных советов по воспитанию детей, которые отобьют у отпрысков желание помогать родителям:

  • не разрешайте маленьким крохам вам помогать, ведь они обязательно что-то натворят, разобьют, а сделают все равно некачественно, только время зря потратите;
  • если все-таки вы им что-то доверили, то придерживайтесь строгого контроля, постоянно одергивайте и поправляйте, а потом объясните все, что было сделано неправильно;
  • давайте им такое задание, которое будет не по силам, а потом еще добавьте: «Я так и знал, что ты не справишься»;
  • заставляйте малышей вам помогать в приказном порядке, не стоит просить помощи, заинтересовывать или вводить кроху в работу, играючи. Пусть знают, что в труде ничего веселого нет.

Вот такие, а также им подобные советы по воспитанию детей, очень помогут вам в жизни. Вы потеряете авторитет у своих отпрысков, создадите невыносимую атмосферу в семье, зато потом с полным правом сможете сказать: «Ну и современная молодежь! Просто кошмар!»

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей, или законных представителей, или должностных лиц (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Девиантное поведение - деятельность человека, система поступков, не соответствующих установившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.

Делинквентное поведение - Девиантное поведение индивида, проявляющееся в уголовно наказуемых действиях. Патохарактерологическая реакция подростков, проявляющаяся в совершении ими мелких правонарушений и проступков, не достигающих степени преступления, наказуемого в судебном порядке.

Капризы - нецелесообразные действия и поступки, необоснованное противодействие и сопротивление указаниям, советам и требованиям взрослых.

Личность - комплекс социально-психологических свойств человека, возникающий в ходе его включения в систему социальных отношений, в результате активной работы над собой посредством активной деятельности и общения. Социальная характеристика, отражает общественные, а не биологические качества. Характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления поведения.

Метод - Способы практического или теоретического освоения действительности, исходящие объекта.°В социальной педагогике: все способы взаимосвязанной деятельности объекта и субъекта СПД.

Информация о работе Семейное воспитание