Системный подход в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 23:02, реферат

Краткое описание

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основ­ным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функцио­нирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Содержание

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ:
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГИМНАЗИИ

АНАЛИЗ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВОПРОС: ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

Вложенные файлы: 1 файл

ref.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

           Привлечение экономических ресурсов. Источники ресурсов различны: от госбюд­жета до частных инвестиций. По сути, они представляют заказчика и неизбежно отра­жаются на содержании и формах образования. Опора на госбюджет рождает унифика­ции, а ориентация на деловые круги или спонсоров усиливает автономию образователь­ных структур. Частичный перевод школы на местный бюджет вызвал активную разра­ботку в содержании образования регионального и местного компонентов.

           Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов. Уполномоченные на то структуры образования распределяют  средства между регионами, отдельными под­системами и учреждениями, видами деятельности, должностями. В итоге обеспечива­ются ресурсами такие направления деятельности, которые ориентированы и на “внеобразовательное” пространство (раньше — материальная помощь учащимся, их семьям, подшефным, благоустройство площадок, организация отдыха и т. п., теперь — поддержание коммерческих, исследовательских, конструкторских и других структур). Это распределение подчас усиливает социальное неравенство, закрепляет отставание групп из-за того, что некоторые  подсистемы образования недополучают ресурсы. В Российской Федерации часть сельских детсадов после перевода на местный  бюджет за­крывается или не обеспечивает должный уровень образования. Дети без дошкольной подготовки неспособны  осваивать программы начальной школы и попадают в классы коррекции. Нужно ли комментировать личностные и социальные последствия такой си­туации?

           Система образования способна модифицировать экономические стимулы и вно­сить такие поправки в практику финансовой поддержки, которые влекут изменение со­циально-экономического статуса ее участников. Так или иначе, процесс распределения ресурсов в образовании всегда обусловлен его социальной организацией. Социальная обусловленность даже более существенна, чем экономическая, ведь экономические кри­терии здесь почти не имеют прямого применения. На первом плане критерии, являю­щиеся нормативным продуктом соглашения профессиональных групп (или чиновников) данной отрасли. Система  образования нередко действует вопреки здравому смыслу. К примеру, система педобразования в СССР осуществляла выпуск  учителей в заведомо завышенных объемах (2,8 раза), что сдерживало рост доходов учителей, решение жи­лищных проблем, техническое перевооружение школы. Оправданием служило следст­вие этой же практики — высокая профессиональная текучесть учителей.

 

  Функции образования в сфере культуры

 

           Воспроизводство социальных типов культуры. Образование придает знанию тех­нологичность, конструктивные формы,  благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих  объе­мах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой. Но объек­том передачи становятся не все, а   избранные (в соответствии с заказами) типы куль­туры, например, доминантная, школьная, профессиональные.

           Инновация в сфере культуры осуществляется через школу избирательно. Общест­венная система образования транслирует  лишь часть инноваций, достигнутых в куль­туре. Принимаются инновации из русла доминантной культуры, не несущие опасности  для целостности данной социальной организации (стабильности ее управленческих структур). В отношении других инноваций,  даже прогрессивных, система образования может служить своеобразным заслоном.

           Формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, определенных отраслей и   социальных технологий интеллектуальной деятельности) включает в себя положения, сформулированные еще  Дюркгеймом: распространение существенных знаний через обучение, привитие индивидам познавательных навыков. Система   образования стала многоотраслевым комплексом, ее цель — не просто пере­дача знаний и развитие личности, но   интеллектуальное сопровождение развития обще­ства.  Ряд исследователей утверждают, что у этой функции — ключевая роль в темпах прогресса цивилизации в ближайшем будущем.  Она уже превратилась в фактор миро­вого соперничества. Транснационализация образования — средство геополитики. Ми­ровые   лидеры стремятся контролировать образовательные комплексы в разных зонах мира, передавая свои образовательные   технологии или иные модели, специально раз­работанных для других стран. Так в общественном интеллекте возникает  зависимость реципиента от донора, гарантирующая донору превосходство и источники отложенной и непосредственной  прибыли. Страны с давними традициями в своих системах образова­ния тоже могут стать реципиентами в периоды кризисов, когда  государство и общество отчасти теряют контроль над концептуальным развитием системы образования и обес­печением ее   нужными кадровыми, информационными, технологическими ресурсами.

 


   Функции образования в социально-политической сфере

 

           Формирование личности — один из жизненно важных интересов государства и групп, поэтому обязательным компонентом  образования являются правовые нормы и политические ценности, отражающие политические интересы групп, которые диктуют   направление развития в данном обществе и стремятся к контролю над школой.

           Привитие образовательным общностям приемлемых (разделяемых) правовых и политических ценностей и норм,  способов участия в политической жизни характерно для государственного образования, но проявляется и в сфере  неформального образова­ния. Вряд ли есть примеры, когда бы институт образования не противодействовал про­явлениям   правовых или политических девиаций. Любой политический строй начинает с того, что борется за старую школу или создает  новую. Осознание этой функции неиз­бежно приводит к идеологизации содержания образования. В этом смысле формальное   образование обеспечивает поощрение законопослушного правового и политического по­ведения, а также  воспроизводство государственной (доминантной) идеологии. Соци­альные группы — носители альтернативных  политических ценностей, стремятся учре­дить свою школу, либо внедрить в уже существующую свои правовые нормы и  полити­ческие ценности. Система образования не бывает идеологически нейтральной, в ней всегда утверждается идеологический  контроль в явной форме парткомов или в неявной — в установках на деполитизацию, в кадровой политике, в учебных планах,   рекомен­дуемых учебниках и т. д.

           В национально-государственной организации социума школа целенаправленно формирует ориентации населения во   внешнеполитическом пространстве. Этносоци­альный тип культуры обусловливает содержание образования, подчеркивая в нем  ве­дущие интересы данного этноса. Так школа осуществляет содействие патриотизму.

           В исследовательском и практическом планах определение функций образования служит выработке универсальной системы  измеряемых параметров развития института образования и его влияния на общество. Вслед за определением функций предстоит  оценить, насколько соответствуют им сложившиеся структуры в системе образования.

 


ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

К середине 50-х годов ХIХ в. в России произошли огромные политические преобразования, существенно повлиявшие на  нравственный климат общества.

Крестьянская реформа 19 февраля 1861 года по выражению М.Е. Салтыкова-Щедрина устранила "безнравственное и  бесправное" отношение человека к человеку. Передовые общественные деятели того времени рассматривали отмену крепостного права как важнейшее условие для нравственного развития  народа и страны, необходимую предпосылку для борьбы за дальнейший прогресс. "Наше время, - писал К.Д.Ушинский, - во многих отношениях важнее Петровых преобразований: тогда энергетический гений употребил усилие, чтобы пробудить к деятельности народ; теперь проснувшиеся и получившие свободу на родные силы сами требуют деятельности". ( Ушинский К.Д. Т.З  - С.320)." Уничтожение крепостного состояния, окружавшего  большую часть детей образованного класса крепостною прислугою, есть самая важная реформа, благодетельные плоды которой не замедлят обнаружиться в поднятии нравственного уровня в этом классе. Устройством тысячи самых обдуманных педагогических заведений нельзя сделать и сотой доли того, что сделало одно уничтожение крепостной прислуги".(Ушинский К.Д.  Т.9 - С.369).

С падением крепостного права в сознание русского человека стала внедряться мысль о единстве и равноправии всех людей, о достоинстве всякой человеческой личности, о необходимости внимательного и гуманного отношения к ее нуждам и запросам. Освобождение личности от сословных, бытовых, семейных, религиозных пут становилось главной задачей поколения интеллигенции  60-х годов.

Реформы этого периода вызвали чрезвычайно широкое демократическое движение, мощный духовный подъем русского  общества, стремление передовых деятелей того времени активно участвовать в обновлении российской действительности, на править ее развитие в соответствии со своими представлениями  и идеалами, породили надежду на скорую и полную гибель "прошлых времен". В то время Россия в буквальном смысле слова,  изнемогала под бременем усиленных надежд, возбужденных крестьянской реформой и теми преобразованиями, которые ожидались вслед за нею. Все ждали, все говорили: золотой век не  позади нас, а впереди писал М.Е.Салтыков-Щедрин ( Салтыков-ЩедринМ.Е.. Т.9 - С.349). Важнейшим средством освобождения и развития личности  признавалось просвещение. Вера в силу просвещения была свойственна всем, жаждавшим обновления русского общества. Широко распространилась идея о необходимости отстаивать интересы народных масс, прежде всего крестьян, о выполнении "долга" перед народом. Этот "долг" мог быть уплачен прежде всего  в форме распространения образования и культуры в народных  массах. С этим связано участие широких кругов интеллигенции  в культурно-просветительской работе, создание воскресных  школ, возникновение специальных издательств, развитие педагогической журналистики и т.п.

Эпоха реформ кончилась прежде, чем были в достаточной  мере осуществлены задуманные политические и экономические  преобразования. С конца 60-х годов начался период длительной политической реакции. Только что проведенные реформы  претерпели существенные искажения. Однако начавшийся процесс социально-политического преобразования русского общества уже невозможно было остановить. Никакая реакция не  могла повернуть Россию к ее прежнему положению. С этого времени в стране началось развитие различных форм общественной и культурной жизни, систематическая, последовательная  разработка новых отраслей русской науки, в том числе педагогики и психологии.

В 60-е годы ХIХ в. в русской истории появились учреждения и организации, деятельность которых была направлена на  распространение знаний среди народных масс. По инициативе  передовой интеллигенции, главным образом студенческой молодежи, в середине ХIХ в. возникли воскресные школы - образовательные школы для взрослых крестьян, ремесленников и т.п.;  были созданы первые народные библиотеки и читальни - общедоступные бесплатные библиотеки для трудящихся; стали проводиться народные чтения, являвшиеся одной из наиболее распространенных форм популяризации общеобразовательных,  профессиональных и прикладных знаний.

Важную роль в распространении просвещения сыграли комитеты и общества грамотности - общественные просветительные организации. Они занимались изданием лучших произведений русских и зарубежных писателей, составлением каталогов лучших книг для народа, организацией народных чтений,  летних педагогических курсов, созданием народных школ и библиотек, сбором статистических данных в области народного образования и т.п. В состав комитетов входили лучшие представители русской интеллигенции. Так, в состав Санкт-Петербургского общества грамотности, основанного в 1861 г., входили  Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев.

Большое значение для развития народного просвещения  имела организация педагогических музеев. Одним из первых не  только в России, но и во всем мире был Педагогический музей  военно-учебных заведений в Соляном городке в Петербурге, созданный в 1864 г. Первоначально музей ставил задачу систематизации учебных пособий, издаваемых в то время лишь за границей, содействия разработке отечественных пособий и пропаганду передовых методов преподавания. С 1865 г. музей стал  организовывать педагогические выставки, где собирались широкие круги русского учительства. Позднее музей стал издавать  каталог наглядных пособий и учебных руководств для начальных и средних школ, проводить курсы для учителей и воспитателей, организовывать публичные лекции, которые читали наиболее видные ученые и педагоги того времени: И.М.Сеченов,

П.Ф.Лесгафт, М.Н.Пржевальский, С.М.Соловьев, Н.Х.Вессель  и др. Педагогический отдел музея, в работе которого принимали участие ведущие педагоги        (П.Ф.Каптерев, Л.Н.Моздалевский, Н.А.Корф и др.) много сделал для организации изучения наследия выдающихся педагогов. Со временем музей развернул большую научно-исследовательскую работу и стал общественным научным центром, разрабатывающим многие актуальные вопросы педагогической науки. Здесь же была организована первая в России экспериментальная лаборатория по  педагогической психологии.

В пореформенный период оживилась издательская деятельность, стал заметно расти выпуск книг по проблемам воспитания и обучения, начали, в частности, издаваться книги по проблемам детского развития, а также по естественным наукам (биологии, физиологии, антропологии), связанным с разносторонним изучением человека. Именно в эти годы появились первые  педагогические журналы ( "Журнал для воспитания", "Учитель",  "Русский педагогический вестник", "Семья и школа", "Педагогический листок", "Воспитание и обучение" и др.), в которых  стали широко обсуждаться теоретические проблемы воспитания  и обучения, в том числе и вопрос о психологическом обосновании педагогических воздействий. В ходе обсуждения основных  проблем умственного, нравственного и физического воспитания  стала настойчиво проводиться мысль о необходимости тщательного изучения внутреннего мира ребенка. В 1866 г. возник первый русский журнал, посвященный вопросам воспитания детей  дошкольного возраста, "Детский сад". На его страницах нашла  отражение деятельность русских педагогов, сыгравших важнейшую роль в развитии научной педагогики и становлении педагогической психологии, К.Д.Ушинского, Н.Х.Весселя, П.Ф.Каптерева. 70-е годы - начало работы издательства Е.Н.Водовозовой, выпускавшее педагогические, научно-популярные и детские книги.

Реформы 60-х годов внесли коренные изменения в ход развития научной жизни.

В конце 50-х - начала 60-х годов положение русской науки  было весьма незавидным. Главными носителями науки были  университеты, где наиболее авторитетными признавались ученые, приглашенные из-за границы. Некоторые учебные курсы

читались на иностранных ( в основном на немецком) языках,  так как профессора не владели русским языком. Русских научных изданий почти не было, иностранные книги приходили редко и нерегулярно. По множеству специальностей не было никаких руководств на русском языке. Даже элементарные пособия  зачастую были переводными.

После французской революции 1848 года были прекращены командировки русских ученых за границу. Прекращение живых контактов с европейской наукой резко отрицательно отразилось на состоянии русской науки.

Информация о работе Системный подход в образовании