Совершенствование математических способностей у умственно отсталых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:29, реферат

Краткое описание

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на большое внимание, которое уделяется совершенствованию содержания образования, разгрузки школьных программ, оснащению кабинетов современной техникой, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующем, традиционном построении учебного процесса невозможно.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....
Глава 1. Особенности развития младших школьников
в специальной школе………………………………………..…
1. Физиологические, психические и психолого–
педагогические особенности развития младших
школьников……………………………………………………....
2. Специфика развития математических способностей
Детей олигофренов……………………………..………….….
Глава 2. Методика формирования вычислительных навыков в
специальных коррекционных школах………………………
Заключение………………………..…………………………………………...
Литература……………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

совершенствование мат.способносней.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)
align="justify">          Учитель читает выражения, учащиеся должны выбрать и прочитать соответствующее этому выражению значение: 
 

          4*8  (32)

          35 + 6  (41)

          80-2  (78) 

          6.  Использование сигнальных карточек.

          Учитель предлагает учащимся вопросы, связанные с нахождением значений выражений. Прочитав выражение, он показывает на одно из чисел, записанных на доске. Если ответ совпадает с указанным числом, ученик показывает зеленую карточку, если не совпадает — красную.

          Например, на доске записаны числа:

          23 43 35 48 14 87 69

          Учитель предлагает увеличить  на 4 число 39 и показывает на число 43. Ученик поднимает зеленую карточку. Далее учитель просит уменьшить на 5 число 29 и показывает на число 23. Ученик поднимает красную карточку. Учитель спрашивает, что ответ больше или меньше числа 23? На сколько больше? На сколько нужно уменьшить 29, чтобы получить 23? 

          7.  Обоснование   полученных   ответов   (с использованием различных записей на доске).

          На доске дается запись:

          5*3=15

          5*3 = 8

          5*3 = 2

          Учитель спрашивает:

          — Какой знак действия нужно поставить в первом случае? (Знак умножения.) Почему? (Чтобы получить 15, нужно 5 повторить слагаемым 3 раза, 5 умножить на 3 равно 15.) Какой знак действия необходим во втором случае? (Знак сложения) Почему? (В ответе число 8, значит, 5 нужно увеличить на 3.) Сравни второе равенство с первым.

          На каждом уроке математики я стремлюсь провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. Мой девиз — учить играя. И это не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный.

          Приведу некоторые игры и игровые моменты, которые я часто провожу, обучая детей математике. 
 
 

          «Цветик-семицветик»

          На магнитной доске  или на фланелеграфе выставлен рисунок  «цветика-семицветика».

          Учитель читает:

          Лети, лети, лепесток,

          через запад, на восток,

          через север, через юг...

          возвращайся, сделав круг.

          Дети хором:

          Лишь коснешься ты земли,

          Быть по-моему вели!

          Ученики один за другим выходят  к доске, отрывают лепесток и выполняют задание. Класс следит за отвечающим. Если ученик верно вычислил, класс хлопает в ладоши, ученик берет лепесток на парту. У кого в конце недели окажется 7 лепестков — 7 правильных ответов, может нарисовать «цветик-семицветик» и вместе с учителем написать на его лепестках новое задание. 

          «Почтальон»

          Учитель читает:

          Кто стучится в дверь ко мне

          С толстой сумкой на ремне?

          Дети хором отвечают: Это он, это он Ленинградский почтальон.

          Выбираем почтальона и  вручаем ему почту: телеграммы, письма, открытки. На корреспонденции, кроме нескольких добрых слов адресату, задание — вычислить выражение, решить задачу. На партах — номера домов. Почтальон берет любое письмо (любую открытку), выполняет записанное на нем задание и доставляет его в соответствующий дом (ответ решенного примера (задачи) указывает номер дома, в который следует доставить письмо). Получивший письмо быстро проверяет правильность ответа. Если ответ неверный, ученики меняются ролями. 

          «Помоги птичке спрятаться от орла»

          Стихотворение читает учитель, а ученики хором произносят последнее слово. Пой-ка, подпевай-ка! 10 птичек — стайка. 

          На уроке игре детям  гораздо интереснее. Но все-таки игра не должна подменять учебу, а игровой  интерес – познавательный. Безусловно, в начальных классах игровые  моменты включать в урок необходимо, но обращаться с игрой в учебной  деятельности нужно аккуратно, тщательно обдумывая сюжет игры, отбирая задания, которые помогут достигнуть поставленной на уроке цели с максимальной эффективностью. (см. приложение)

          На уроках часто использую  стихи или просто рифмованные  тексты. Введение такого материала  оживляет урок, делая его занимательным, и дети, слушая стихи, незаметно включаются в учебный процесс и приобретают новые знания. (см. приложение) 
 
 

2. Методика обучения  математике в специальной школе, направленных на развитие математических способностей

учащихся 

         Обучение – это прежде всего дифференцированный процесс. Обучение в каждом конкретном классе индивидуально и зависит от состава класса. Поэтому учителя, работающие в этих классах, творчески подходят к методике обучения и зачастую некоторые особенности методики носят индивидуальный характер. 

         Рассмотрим некоторые  фрагменты уроков

         А) с геометрическим материалом;

         Б) с арифметическим материалом;

         Ребят знакомят с геометрическими понятиями: прямая, луч, отрезок. Вот как возможно это сделать, используя сказку «Путешествие точки по стране геометрии» .

         Фрагменты урока-знакомства с геометрическими понятиями: прямая, луч, отрезок.

  • Жила-была точка. Вот она (на магнитную доску вывешивается модель точки).
  • Она была очень любопытная и хотела всё знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит: «Как эта линия называется?»
  • А какие вы, ребята, знаете линии? (Кривые, прямые, ломаные).
  • Подумала однажды точка: «Как же я смогу всё узнать, если всегда буду жить на одном месте?! Отправлюсь-ка я путешествовать!». Сказано-сделано (на доске прямая). Вышла точка на прямую и пошла по этой прямой (учитель передвигает по этой прямой точку). Шла-шла по прямой линии. Долго шла. Устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой?» Засмеялась прямая: «Эх ты, точка! Ведь ты не дойдёшь до конца. Разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?»
  • «Тогда я поверну назад»,- сказала точка. «Я, наверное, пошла не в ту сторону».
  • «И в другую не будет конца. У прямой линии совсем нет концов».
  • А вы, ребята, где в жизни могли видеть прямую без конца и без края? (Рельсы, провода). Посмотрите, и наша прямая не имеет конца. Я могу её продолжить (учитель показывает). Давайте начертим прямую у себя в тетради, только вся она у нас не поместится, начертим её часть. А что же наша точка?
  • «Как же быть?»,- спрашивает она. «Что же мне так и придётся  идти, идти и идти без конца?».
  • «Ну, если ты не хочешь идти без конца, давай позовём на помощь ножницы»,- сказала прямая.
  • «Давай позовём. А зачем нам ножницы?».
  • «Сейчас увидишь». Тут, откуда ни возьмись, появились ножницы , щёлкнули перед самым точкиным носом и разрезали прямую (учитель имитирует разрезание прямой).

         __________________|                      |________|_____________

         - «Ура!»,- закричала точка. «Вот и конец получился! Ай, да ножницы! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.

  • «Можно и с другой»,- послушно щёлкнули ножницы.

         ______________|   |_________|__________|   |__________________

  • «Как интересно!»,- воскликнула точка.
  • «Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой стороны – конец. Как это называется?»
  • «Это отрезок»,- сказали ножницы. «Теперь ты, точка, на отрезке прямой».
  • «Отрезок прямой, отрезок прямой»,- с удовольствием повторила точка, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого.
  • Давайте и мы начертим в тетради две точки. Приложите к ним линейку и соедините точки прямой  линией. Получился отрезок. Начертите ещё отрезки. (ученики чертят разные отрезки: по длине, расположению на листе). К доске вызываются ученики начертить свой отрезок.
 

         Хором повторяют название – «отрезок».

  • Я запомню, - сказала точка,- это название. Мне нравится на отрезке! Но прямая мне тоже нравится. Жаль, что её не стало. Ведь теперь вместо прямой есть мой отрезок  и ещё два этих…. - не знаю как их назвать. Тоже отрезки? (Как вы, ребята, думаете?- Нет. У отрезка 2 конца).
  • Нет,- ответили ножницы. Ведь у них конец только с одной стороны, а в другую сторону нет конца. И называется это по-другому.
  • А как они называются?
  • Лучами.

                        Это луч.     И это луч.   ____________________|  |______________________

  • А! – радостно сказала точка. – Я знаю почему они так называются. Они похожи на… (А кто скажет на что похожи эти лучи?) – солнечные лучи.
  • Да, - подтвердили ножницы. Солнечные лучи начинаются на солнце и идут от солнца без конца, если только не встретят что-нибудь на своём пути. Например, Землю, Луну или спутник.
  • Значит из прямой вот что получилось: мой отрезок и ещё два луча. Давайте и мы начертим лучи у себя в тетради.
  • Скажите, чем же отличаются и что общего между прямой, отрезком и лучом? (общее – все прямые). Отрезок и луч имеют конец, только отрезок – два конца, а луч – один. У прямой конца совсем нет.

         Далее следуют задания  на закрепление.

         Теперь рассмотрим фрагмент урока на арифметический материал.

         Тема: «Сложение и вычитание круглых десятков».

         (40+20);(50-30)

         На доске десятки (полоски, содержащие 10 квадратов)

              40+20

         Учитель на доску выкладывает 4 полоски.

         Учитель: сколько десятков на доске?

         Ученик: четыре.

         Учитель: какое это число?

         Ученик: 40.

         Учитель добавляет ещё 2 полоски в другую сторону доски.

         Учитель: Добавлю ещё  десятки. Сколько на доске?

         Ученик: 2.

         Учитель: какое число?

         Ученик: 20. 

         Учитель: а теперь нам  нужно узнать сколько десятков и  тут (показывает на 4 десятка) и тут (на 2 десятка) вместе. Как это сделать?

         Ученик: сложить 4 десятка  и 2 десятка.

         Учитель: записывает 4 десятка+2 десятка=6 десятков

          40+20=60. Что общего в  числах 40,20,60?

         Ученик: 0 – единиц.

         Учитель: Я могу ещё  по-другому записать этот пример - в  столбик. Посмотрите, как я это делаю. Пишу десятки под десятками, единицы под единицами. Складываю. Начинаю с единиц. Складываю единицы: 0 единиц+0 единиц=0 единиц. Складываю десятки: 4 десятка+ 2 десятка= 6 десятков. Читаю ответ: шестьдесят.

         Аналогичный приём используется при сложении двузначных чисел, из которых одно оканчивается 0, 34+20 и сложение двузначного и однозначного числа 34+2. А также при сложении и вычитании двузначных чисел без перехода через десяток (например, 42+53, 28-12).

         Иная запись в столбик  используется при сложении двузначного  числа с однозначным и двузначного с двузначным с переходом через десяток. Например, 26+4. Пишу десяток под десятком, единицу под единицей.

         Пишу 4 под 6. Складываю  единицы, 6+4=10. Записываю 10. Под десятком переписываю 2. Складываю. Получаем 30. Такая запись в столбик оформляется для того, чтобы избежать ошибок при получении двузначного числа в результате сложения единиц и перехода десятка в свой разряд. (Этот десяток забывается детьми).

Информация о работе Совершенствование математических способностей у умственно отсталых детей