Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 10:44, курсовая работа
Цель: основываясь на законодательных актах, провести анализ превалирующей тенденции законодательства РФ в сфере образования и определить основные пути ее реформирования.
Задачи:
– выявить главные проблемы образования в России, возможные пути их преодоления;
– сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;
– проанализировать мероприятия, составляющие программу реформирования системы образования, и их ожидаемые результаты
– создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;
– гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;
– дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;
– обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированного, устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;
– сохранение и развитие единого образовательного пространства в РФ с учетом особенностей многонационального государства;
– формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;
– совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;
– разграничение компетенций в области образования между органами государственной власти и местного самоуправления и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;
– достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;
– равноправное, взаимовыгодное, социально и экономически целесообразное сотрудничество системы образования РФ с системами образования иностранных государств и международными организациями.
Основными государственными и социальными гарантиями обучающимся признаны:
– реализация права на бесплатное общее, в том числе среднее полное и начальное профессиональное образование, дополнительное образование детей;
– доступность получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в сочетании с дополнительными гарантиями права на образование сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– возможность выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализации обучения, создания условий для профессионального самоопределения и трудоустройства обучающихся;
– полноценное питание обучающихся в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных условиях или бесплатно;
– финансовые льготы обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения и транспортом;
– самоуправление обучающихся в учебе и в быту;
– охрана жизни и здоровья обучающихся;
– получение профессионального образования гражданами с ограниченными из-за состояния здоровья возможностями;
– систематизация поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;
– выделение бюджетных средств на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся;
– создание рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики (с оплатой работы);
– совершенствование правовых основ взаимоотношения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Все это было предусмотрено в координационном плане совместных действий министерства образования РФ с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ.
Основными направлениями проекта явились:
– стимулирование инноваций в сфере образования;
– подключение школ к Интернету;
– поддержка талантливой молодежи;
– организация начального профессионального образования для военнослужащих;
– организация сети национальных университетов и бизнес-школ;
– дополнительные выплаты за классное руководство;
– поощрение лучших учителей (ежегодно 10000 лучших учителей получают по 100000 рублей);
– направление в сельскую местность школьных автобусов;
– укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.8
Следует подчеркнуть, что результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать достижение современного качества образования, адекватного социально-экономическим условиям.
В частности, поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению восприимчивости системы образования к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей кладет основу для реализации инновационного потенциала россиян.
Внедрение новой системы оплаты труда учителей, в том числе вознаграждение за классное руководство и иные доплаты, стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.
Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, создание новых федеральных университетов направлены на повышение качества профессионального образования, его взаимосвязи с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также ориентировано на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.
Интернетизация нацелена на распространение современных технологий во все сферы производства и общественной жизни, выравнивание возможностей всех российских школьников и педагогов.
Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, автобусы существенно повышают уровень доступности качественного образования.
В целом же достигается глобальная модернизация региональных систем образования, обеспечивающая условия для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.
В свете этого, целями приоритетного национального проекта «Образование» видятся:
– ускорение модернизации российского образования;
– обеспечение успешности комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны;
– создание условий для достижения современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям;
– содействие становлению институтов гражданского общества.
В ряду задач социально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы, которые поставило перед собой государство, предполагается продолжение реструктуризации сети образовательных учреждений, в частности:
– оптимизация сети малокомплектных сельских школ;
– создание университетских комплексов, реализующих программы различных уровней профессионального образования, научно-исследовательские, производственные и другие задачи;
– адресная система стипендиального обеспечения студентов (социальные и академические стипендии);
– нормативно-подушевой принцип бюджетного финансирования учреждений образования;
– финансирование высшего образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов, реализуемого на конкурсной основе;
– повышение прозрачности финансовых потоков, направляемых в учреждения образования, путем создания попечительских советов, публичной отчетности образовательных учреждений.
Основные мероприятия нацпроекта «Образование» направлены на решение следующих задач:
– реализация равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
– формирование экономических механизмов развития системы образования;
– разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
– функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий;
– соответствие образования современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;
– разработка информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;
– научно-исследовательская и научно-техническая деятельность организаций системы образования, интеграция науки и образования;
– контроль качества образования;
– государственная и социальная поддержка работников системы образования, обучающихся и воспитанников;
– приоритетность фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;
– издание учебной, научной и методической литературы;
– централизованное обеспечение фондов библиотек системы образования за счет бюджетов всех уровней;
– производство учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения;
– совершенствование материально-технической базы, энергосберегающих технологий.9
Однозначно, незыблемыми остаются две основные позиции государственной политики в области образования:
1) образование (и школьное, и высшее) в основном остается бесплатным, при известной доле платного;
2) образование должно строиться на единых стандартах, принципах системности и фундаментальности.
Отметим, что, согласно международным профессиональным стандартам, педагог должен иметь определенный набор различных технологических базовых и сопутствующих компетенций, способностей, требующихся для выполнения конкретной работы.
Базовые технологические компетенции в данном случае отражаются в государственных образовательных стандартах и квалификационных требованиях. Они объединяют знания и навыки, требующиеся для реализации профессиональной деятельности и должностных обязанностей.
Сопутствующие компетенции являются дополнительными и индивидуальными. Это потенциал личности, опыт, который позволяет педагогу быть успешным в профессиональной деятельности.
Говоря о содержательной стороне российского образования, надо упомянуть об эволюции образовательных программ. В целом их реформы сегодня вызываются изменениями в экономике и социальной сфере.
Новые программы предусматривают:
– приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;
– приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности;
– приобретение опыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности.
Здесь стоит отметить, что изменение требований непосредственно к педагогам привело к новому пониманию содержания их профессиональной переподготовки. В него входят не только профессиональные знания и умения, но и такие важные качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, умение учиться самим, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная и профессиональная ответственность… Сформулированный подход составляет основу организации личностно-ориентированного образования.
Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования и структуры, и содержания образования. Среди основных направлений данной реформы можно выделить демократизацию системы обучения и воспитания, гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования, его компьютеризацию.
Государственная политика в области образования – это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения.
Она определяется на высшем уровне государственной власти и реализуется посредством соответствующих нормативных документов Правительства, общегосударственных и международных программ, международных актов (договоров, соглашений и т.п.), а также путем вовлечения в процесс ее реализации всех заинтересованных слоев общества (учащихся, их родителей, работников образовательных учреждений, работодателей), а также средств массовой информации, общественных и профессиональных ассоциаций, союзов и других влиятельных сил общества.
Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования гражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере.
Можно сделать следующие выводы:
1. Совершенствование системы образования, являясь одним из принципов государственной политики, входит в число наиболее актуальных задач для современного общества.
2. С учетом всех путей возможного реформирования системы образования в Российской Федерации, в его границах сохраняются основополагающие гарантии, декларируемые Конституцией РФ.
3. В условиях демократизации общества образование приобретает все более гуманистический характер. На передний план в реализации приоритетного национального проекта «Образование» выходит задача формирования социально активной, гармонично развитой личности.
4. Изменение требований к системе образования в целом предполагает профессиональное совершенствование педагогических кадров, раскрытие их личностного и творческого потенциала.
5. Одним из основных принципов функционирования системы образования сегодня является его интернационализация в сочетании с сохранением культурной самобытности.
6. В числе главных целей реформирования системы отечественного образования ведущее место занимает достижение его реальной доступности для всех граждан РФ, соблюдение в данной социальной сфере принципа равноправия.
Информация о работе Современная образовательная политика в области образования в РФ