Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 02:41, курсовая работа
В данной работе актуальные проблемы современной детской литературы, периодики и критики; перспективы развития литературы для детей рассмотрены через изучение и анализ специальной литературы, критических статей литературоведов А. Ананичева, Е. Датновой, Л.Звонарёвой; результатов исследования Российской государственной детской библиотеки «Дети и периодика в начале XXI века»; аналитической статьи В. Чудиновой, предоставленной на выставке «ПРЕССА-2006» по итогам круглого стола «Детская пресса: государственная политика, реалии, перспективы».
Введение…………………………………………………………………………...4
История детской периодики………….………………………..……7
Актуальные проблемы современной периодики……………….. 11
Перспективы развития детских периодических изданий……..…22
Детская периодика и критика на современном этапе………..…..25
Заключение……………………………………………………………….……... 29
Список использованной литературы……………………………………….…..32
Книжки-игрушки представляют собой печатные издания, в которых встроена какая-либо игровая «добавка», призванная сделать книжку более развлекательной и привлекательной. Наиболее простым и распространенным вариантом такой добавки являются круглые глаза персонажей (кошечек, лягушек, собачек и пр.), внутри которых крутится подвижный зрачок. При переворачивании страниц (соответственно при изменении картинки) эти глаза меняют своего хозяина, но сами по себе, естественно, не изменяются. Получаются разные звери, а иногда и люди с одинаковыми круглыми глазами, в которых плавает один и тот же зрачок. Еще один вариант такой игровой добавки – встроенное звуковоспроизводящее устройство. Например, если нажмешь на картинку лягушонка – он начинает квакать, а на утенка – крякать. Иногда в книжку встраивают какой-либо музыкальный инструмент, который может быть косвенно связан с ее содержанием. Так, к изданию «Бременских музыкантов» в запечатанном виде прилагается маленькая дудочка. Игровые добавки могут иметь разные варианты, но все они призывают ребенка к действию – нажимать, вращать, крутить, словом, играть. Однако к настоящей игре эти действия отношения не имеют. В то же время игровые добавки, безусловно, привлекательны для маленьких детей – удержаться от манипуляций с ними просто невозможно. Малышу хочется попробовать, что «умеет» делать книжка. Понятно, что интерес к таким пробам, а значит, и к самой книжке быстро иссякает. При этом ее литературное содержание уже не важно. Конечно, картинки необходимы для любой детской книжки. Дети обожают их рассматривать, выискивают в них мельчайшие подробности. Картинки помогают проникнуть в содержание текста и понять его. В отличие от мультиков они позволяют «остановить мгновенье», еще и еще раз вернуться к любимому эпизоду и самостоятельно вспомнить и узнать, «про что было в книжке». Так что картинка в детской книжке – не просто иллюстрация, это своего рода средство проживания и присвоения текста. Но для этого картинка не должна быть предметом для манипуляций. А если иллюстрация призывает к действиям и уводит внимание ребенка от текста, это значит, что книжка уже не является книжкой, так и не став игрушкой.
Книжки-поделки – это своего рода сочетание литературы с продуктивной деятельностью. Это может быть рисование, раскрашивание, аппликация, конструирование на бумаге (так называемое плоскостное конструирование) и пр. Например, по ходу чтения сказки ребенку предлагается раскрасить по образцу не закрашенные картинки или дорисовать отсутствующие детали изображений.
3.Специфика современного
Специалистами Российской государственной детской библиотеки в течение ряда лет проводятся исследования детского чтения. Так, в исследовании «Дети и периодика в начале XXI века» анализировался широкий круг проблем, связанных с чтением детьми периодических изданий [5].
Приведем некоторые данные этого исследования.
Чтение детей и подростков сегодня претерпевает существенные изменения. Сегодня среди читающей публики происходит рост числа групп детей, подростков, юношества, у которых все более популярными становятся журналы. Однако при кажущемся разнообразии книжной и журнальной продукции, ориентированной на эту аудиторию, далеко не всё здесь благополучно.
У детей 9-10 лет популярны «диснеевские» журналы и комиксы, причем более популярны они у мальчиков, нежели у девочек, а также различные журналы для детей. Девочки уже с 10-11 лет интересуются различными изданиями, ориентированными на женскую аудиторию. Причем уже к седьмому классу у девочек в три раза чаще, чем у мальчиков, в чтении присутствуют молодежные, женские, различные развлекательные издания, тогда как у мальчиков это, прежде всего, издания связанные со спортом, автоделом, технические, познавательные и компьютерные журналы. Таким образом, чтение мальчиками журналов значительно шире и разнообразнее, чем у девочек.
___________________
[4] Чудинова, В.П. Дети, взрослые и периодика: взгляд из библиотеки [Текст]/В. П. Чудикова //Портал печатных СМИ Witrina.Ru, 2005.
4. Проблема творческой судьбы начинающего детского писателя.
Данной проблеме посвящена статья Е. Датновой «Возвращение на кухню». [5] Генеральный директор издательства «Колобок и Два жирафа» Владимир Венкин на Втором Форуме молодых писателей России, организованном Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, на семинаре «Литература для детей» заметил: «Раньше хорошие писатели из регионов вынуждены были переезжать в Москву за карьерой. Теперь столь ярко выраженного центростремления нет, но региональным писателям ещё сложнее, чем раньше».
Проблема состоит в том, что периферийному автору сложно стать известным и знаменитым. В лучшем случае у него появится признание, но его книги не насытят даже небольшую изголодавшуюся по хорошему чтению часть населения. К тому же в региональных издательствах книги выходят малыми тиражами, которые в принципе не могут охватить всю Россию. Москва по-прежнему остаётся всероссийским издательским центром.
5.Обращение детских поэтов к прозе.
Другая тенденция современной детской литературы проявляется в том, что детские поэты всё чаще обращаются к прозе: Тим Собакин, Лев Яковлев, Елена Григорьева, Марина Богородицкая переключились на прозаическое творчество. Возможно, дело здесь в коммерческо-издательской стороне дела. «В самом конце 90-х гг. наиболее прогрессивные издатели, наконец, обратили благосклонный взгляд на современных детских поэтов - вышел долгожданный двухтомник Валентина Берестова, ставший посмертным, опубликованы избранные стихи Виктора Лунина, многочисленные книги
___________________
[5] Датнова , Е. Возвращение на кухню… [Текст]:пролог/ Е. Датнова - М.: «Вагриус», 2002, 432 с. - С. 336.
Андрея Усачёва в издательстве «Самовар», переиздал детские стихи Роман Сефа в журнале «Мурзилка», калининградское издательство «Янтарный сказ» выпустило два сборника стихов московского поэта Льва Яковлева. Короткое время возглавляемое поэтом Львом Яковлевым московское издательство «Белый город» успело издать стихи ленинградца Олега Григорьева, москвичей Георгия Юдина, Валентина Берестова, Игоря Иртеньева», - отмечает Л.Звонарёва в статье «Почувствовать нерв времени».[6] Но если мэтров детской поэзии с трудом, но всё ж таки переиздают, то новичкам здесь просто не пробиться. Екатерина Матюшкина, молодая детская писательница из Санкт-Петербурга, одна из авторов популярной сегодня книги «Лапы вверх!»(второй автор - Екатерина Оковитая) тоже начинала, как поэт. Но, получив отказ в издательствах, переключилась на детскую детективную прозу. Книгой с иллюстрациями, сделанными автором, заинтересовались в «Азбуке» и выпустили её тиражом семь тысяч экземпляров. А после коммерческого успеха предложили дополнительный тираж - показательный пример того, насколько стало материально выгоднее писать прозу. Ни для кого не секрет, что коммерческий успех книги напрямую зависит от читательского спроса. Тут же напрашивается вопрос: почему поэзия сегодня не в чести? Об этом сейчас задумываются не только авторы, пишущие для детей. Во многом здесь виновато время, слишком уж оно непоэтическим стало. А каково время, таковы и нравы. Или - наоборот.
Если вспомнить слова Зинаиды Гиппиус, написанные в дневнике ещё в 1904 году, то становится понятно, что человеческий, читательско-писательский, фактор имеет не меньшую значимость, чем временной.
______________
[6] Звонарева ,Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике[Текст]/Л. Звонарева // Детская литература. - 2002. - N 3. - С. 10-14.
Они взаимосвязаны и перетекают друг в друга. Зинаида Гиппиус писала: «…современные стихотворные сборники и талантливых поэтов, и бездарных поэтов, одинаково оказались не нужны никому. Причина, следовательно, лежит не только в авторах, но и в читателях. Причина - время, к которому принадлежат и те, и другие, - все наши современники вообще…» [7].
6.Коммерциализация книжного
Коммерциализация книжного рынка по-разному сказалась на выпуске детской литературы и картине детского чтения. Начало развития рыночных отношений привело к ряду кризисных процессов, в частности к резному спаду показателей издания детской литературы. В последние годы ее выпуск заметно увеличивается, качество детских книг улучшается. Расширяется их тематика, привлекательным становится оформление. Идет насыщение рынка детской литературой, спрос на которую постепенно удовлетворяется. Вместе с тем издание детской книги требует больших по сравнению с многими другими видами литературы затрат, и детские книги дорожают, оказываются недоступными населению. Экономические трудности и резкое снижение уровня жизни большей части населения вызвали сокращение возможностей реализовать покупательские потребности в книгах. Согласно данным опросов, часть населения воздерживается от покупки книг, в том числе и детских.
7. Проблема комплектования библиотек.
Фонды литературы для детей, а особенно
для дошкольников и младших
школьников, очень быстро ветшают, накопилось
значительное количество
дублетных изданий, которыми библиотеки
были укомплектованы 20-25 лет
назад (считается, что фонд детской библиотеки должен полностью
______________
[7]Гиппиус, З. Дневники[Текст]: Кн.1/ З. Гиппиус. - М., 1999. - С.239.
обновляться в течение 10 лет). 70-80% фонда
для детей составляет
художественная литература, мало литературы
по определенным отраслям
знаний (старая «отраслевка» большей частью
морально и физически
устарела, новые поступления незначительны
и не удовлетворяют
потребностей детей в современной информации).
Недостаточное комплектование новой литературой
ведет к отказам. Дети -
жители небольших городов, поселков, деревень
не знают произведений
современных лучших детских писателей
- А. Лиханова, М. Яснова, В. Лунина, М. Москвиной,
А. Усачева, С. Седова, О. Кургузова, Е. Мурашовой,
А. Гиваргизова, К. Булычова и др. Не удовлетворяется
также спрос на
классическую русскую литературу: нет
достаточного количества экземпляров
произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя,
Грибоедова, Чехова.
Наряду с потреблением
негативной, неточной и агрессивной информации,
которые дети с их еще не сформированной
системой ценностных ориентаций
получают от доступных СМИ, они же (дети)
испытывают и
«информационный голод», когда недоступна
информация, необходимая для
развития личности, образования, самообразования,
творческого досуга. В
этих условиях позиционирование детской
библиотеки как гаранта
обеспечения свободного доступа к информации
не соответствует
действительности.
Современную
жизнь детей невозможно представить без
чтения
периодической печати - детских газет
и журналов. Сегодня их выпускается
большое количество, среди которых много
хорошо иллюстрированных,
изданных на качественной бумаге, с разнообразным
познавательным и
развлекательным материалом. Они развивают
познавательную активность
ребенка, его творческие способности,
эстетический вкус. Однако периодика,
представленная 1-2 детскими изданиями
(так обделены сельские дети), не
может осуществлять образовательные,
воспитательные и развивающие
функции. Практически полностью отсутствует
подписка на профессиональные периодические
издания, сотрудники детских библиотек
вынуждены пользоваться фондом профессиональной
периодики районных библиотек, что не
всегда удобно.
Платные услуги существенно проблему
с комплектованием решить не могут,
особенно в детских библиотеках, где к
введению этого вида услуг нужно
подходить крайне осмотрительно.
Проблемы с комплектованием, подпиской
на детскую и профессиональную
периодику, недостаточное материально-техническое
обеспечение не дают в
полной мере реализовать возможности
детской библиотеки в
предоставлении информационных услуг,
в воспитании и развитии
читательской культуры детей, а это ведет
к снижению престижа библиотеки,
профессии библиотекаря в целом.
Тем не менее,
и в имеющихся условиях финансирования
не следует ущемлять
права детской библиотеки, обеспечивая
ее деятельность по остаточному
принципу. Приоритетность интересов детей
над интересами взрослых
провозглашается во всех законодательных
актах, касающихся детства, и
межпоселенческая библиотека (или библиотечное
объединение), имеющие в
своем составе детскую библиотеку как
структурное подразделение, в полной
мере ответственны за выполнение этим
подразделением своих функций. В
Уставе юридического лица обязательно
должен быть прописан пункт об
обслуживании пользователей с особыми
правами (детей),
специализированный характер работы детского
структурного подразделения.
Сегодня
единственным пока бесплатным
источником приобщения детей
к чтению остается библиотека.
С удорожанием книг и
Библиотека – это открытый стол идей, за который приглашен
каждый, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет.
Это запасной магазин, куда одни положили свои мысли и
открытия, а другие берут в рост.
Александр Иванович Герцен
На заседании круглого стола «Детская пресса: государственная политика, реалии, перспективы», организованном Исполкомом выставки «ПРЕССА-2006», была поставлена цель - выработать конкретные действенные шаги по привлечению внимания государства и общества к проблемам детских изданий, воспитывающих у ребенка любовь к чтению и формирующих нравственные основы личности [8].
Были высказаны конкретные предложения по поддержке детской литературы, пропагандирующей высокие этические и нравственные принципы:
Информация о работе Современная периодика для детей и юношества: проблемы и перспективы