Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 20:26, контрольная работа
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.
1. Введение
2. Содержание словарной работы в разных возрастных группах детского сада.
2.1. Усложнение требований программы «Пралеска» к словарю детей в разных возрастных группах.
Вывод
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В качестве примера приведены ориентировочные словари-минимумы для детей по разным темам для разных возрастных групп. Тема «Труд водителей транспорта» (средняя группа). Словарь выделен на основе анализа понятия «труд» и содержания системных знаний детей этого возраста о труде людей [1,с.101-106].
Слова, обозначающие трудящегося человека: водитель, шофер.
Слова, обозначающие качества, признаки предметов: автобусный, блестящий, большой, быстрый, грязный, деревянный, длинный, жесткий, круглый, красивый, маленький, металлический, мягкий, новый, пассажирский, пластмассовый, прямой, просторный, светлый, стеклянный, резиновый, ровный, теплый, трамвайный, троллейбусный, тяжелый, удобный, узкий, чистый, широкий.
Слова, связанные с понятием «транспорт»: автобус, автомобиль, асфальт, багажник, бензин, билет, вагон, гараж, груз, грузовик, дорога, дуга (трамвая), дверь, «дворники», кнопка, кабина, колесо, крыша, кузов, машина, мотор, мостовая, номер, окно, пассажир, подфарник, педаль, пешеход, провод, остановка, рельсы, ручка, рычаг, самосвал, светофор,сиденье, такси, трамвай, транспорт, фары, шоссе, штанги, (троллейбуса),шина.
Слова, обозначающие действия: водить, возить, входить, выходить, включать, выезжать, гудеть, заводить, закрывать, заправлять, зацеплять, ездить, наливать, объявлять, открывать, останавливать, освещать, перевозить, подъезжать, покупать, предупреждать, продавать, ремонтировать, садиться, сваливать, смотреть, тормозить, сигналить, управлять, ухаживать, чистить.
Слова, способствующие углублению положительного отношения к трудящемуся человеку:вежливый, внимательный, заботливый, старательный; аккуратно, быстро, дружно, старательно, хорошо.
Тема «Части тела» (старшая группа) (исследование Ю. С. Ляховской)
Слова, обозначающие предметы: лицо, глаза, лоб, брови, веки, ресницы, переносица, ноздри, зубы, затылок, волосы, названия пальцев, ногти.
высокий, голубой, карий, светлый, темный, блестящий, левый, правый, Слова, обозначающие признаки: круглый, бледный, румяный, верхний, нижний, пушистый, коренной, постоянный, передний.
Слова, обозначающие действия: поворачивать, качать, морщить,
моргать, хмуриться, опустить, расчесывать, заплетать, стричь.
Для организации целенаправленной и систематической работы над смысловой стороной слова целесообразно наметить перечень синонимических рядов, антонимов, многозначных слов.
Словарь синонимов для младшей и средней групп:
Дети – малыши, ребята, детвора.
Дом – избушка, хатка.
Грустный – печальный, невеселый, нерадостный.
Бежать – мчаться, нестись, пуститься без оглядки.
Веселиться – радоваться, улыбаться, смеяться, хохотать.
Идти – шагать, топать, брести, идти еле-еле.
Плакать – реветь, рыдать, заливаться слезами.
В старших группах к ним могут быть добавлены слова:
Друг – товарищ, дружок, приятель.
Работа – труд, занятие, дело.
Ветер – буря, ураган.
Ненастный – пасмурный, хмурый, непогожий.
Убегать – мчаться, удирать, нестись что есть мочи и др.
Примерный перечень антонимов (для старших групп):
День – ночь, свет – темнота, радость – печаль, чистота – грязь, вход – выход, жара – холод, друг – враг, правда – ложь, труд– безделье, труженик – лодырь, восход – закат, веселье – скука, радость – горе, тишина – шум, смех – плач, начало – конец и др.
Вставать – ложиться, поднимать – опускать, строить – разрушать, зажигать – тушить, шагать – стоять, разрешать – запрещать, помогать – мешать, смеяться – плакать, улыбаться – хмуриться, хвалить – ругать, любить – ненавидеть, радоваться – печалиться, веселиться – скучать, говорить – молчать, засыпать – просыпаться, здороваться – прощаться, кричать – шептать, начинать – заканчивать.
Высокий – низкий, широкий – узкий, глубокий – мелкий, толстый – тонкий, мягкий – твердый, сладкий – горький, громкий – тихий, холодный – горячий, радостный – печальный, добрый – злой, веселый – грустный, здоровый – больной, смелый – трусливый, нежный – грубый, быстро – медленно, громко – тихо, чисто – грязно, можно – нельзя, вместе – по одному (Приведенные выше словари синонимов и антонимов составлены и апробированы Н. П. Ивановой) [1, с.106].
2.1 Усложнение требований по программе «Пралеска»
Дети младшего дошкольного возраста осваивают конкретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих предметы ближайшего окружения, части предметов, действия с ними. Существенной особенностью речи детей этого возраста является искажение звуковой и морфологической структуры слов-наименований: вместо раковина произносят «ракушка», «ракинава»; вместо мыльница – «мыльная», «мыльник». У детей часто отсутствуют правильные наименования предметов. Ребенок заменяет их другими: вместо полка (в шкафу) – «вешалка», «доска», «наверху ящик», «для одежды стол», «одежду сюда класть»; «присваивает» имя предмету: вместо бретели – «полоски», «лента», вместо вешалка – «гвоздик», вместо носик у чайника – «краник». Характерное явление – наличие лепетных слов («би-би», «бай-бай»). В связи с небольшим активным словарем ребенок старается выразить свои желании мимикой, жестами и телодвижениями. Иногда дети выражают свои желания одним словом. Так, в слове платье выражается просьба надеть платье, в слове салфетка – просьба заправить салфетку [1, с.122-125].
Мышление детей этого возраста конкретно, образно. Характерной чертой является высокая эмоциональность восприятия. Внимание ребенка прежде всего привлекают предметы с ярко выделяющимися внешними признаками. Все ярко окрашенное, звучащее, двигающееся, необычное по форме, размерам особо интересует детей, оставляет наиболее глубокий след в их сознании. Но за этими бросающимися в глаза признаками ребенок часто не видит главное.
Эти особенности развития детей и определяют содержание и методику словарной работы с малышами. На основе этого и были определены следующие задачи в программе «Пралеска»:
1 младшая группа:
2 младшая группа:
На данном этапе активный словарь детей рекомендуется обогащать:
· существительными – названиями предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений (дерево, трава, цветы), овощей (морковь, капуста, репа, помидор, огурец), фруктов (яблоко, груша, апельсин, лимон), домашних животных (петух, курица, лошадь, корова, собака, кошка), их детенышей (цыпленок, жеребенок, теленок, щенок, котенок) и др.;
· глаголами, обозначающими некоторые действия (мыть, вытирать, варить, готовить, гладить, стирать, лечить, ставить, сажать и др.);
· прилагательными (большой, белый, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, черный, горячий, холодный, сладкий, кислый, круглый);
· наречиями (вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко).
На основе расширения знаний и представлений необходимо увеличивать запас слов, постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, одежда, посуда, мебель).
Первоначальный этап освоения словаря детьми младшего дошкольного возраста в условиях детского сада связан с решением основной педагогической задачи – введением ребенка в новые общественно-бытовые условия. У малыша, впервые пришедшего в детский сад, происходит ломка уже выработанного динамического стереотипа; он попадает в новую обстановку, сталкивается с новыми людьми. Воспитатель знакомит малышей друг с другом, называет им их имена и имена взрослых, показывает групповую комнату, ее обстановку, одновременно вводя в речь детей новые слова. Эта работа захватывает довольно длительный период, во время которого не следует вводить в словарь большое по объему дополнительное содержание, не связанное с ближайшим окружением, с непосредственными переживаниями малышей.
С психологической точки зрения здесь происходит перенос ранее известных наименований на аналогичные предметы. Например, дома слова стул, кресло, вешалкам др. ребенок связывал с определенными предметами. Теперь эти слова входят в его сознание в связи с другими предметами (вешалка в индивидуальном шкафчике, стульчик и кресло в групповой комнате).
Дети не сразу привыкают к новой обстановке и не всегда умеют называть ее. Одним из условий их адаптации и освоения представлений и словаря является точность и богатство речи воспитателя. Наблюдения показывают, что нередко основное внимание воспитатель обращает на обучение детей способам действий с предметами и не придает значения своей речи. Вместо точных наименований он употребляет хотя и частотные, но не всегда точные слова: указательные местоимения, так называемые ходовые прилагательные и глаголы (делать вместо строить, лепить; хороший – вместо послушный, добрый; блюда – первое, второе – вместо борщ или котлета и др.). Это является одной из причин бедности словарного запаса детей. Так, по данным А. П. Иваненко, лексически правильные наименования предметов быта составили у детей четвертого года жизни только 26%, неправильные – 55%, а отсутствие какого-либо наименования – 19%. Наблюдается отставание словаря от быстро растущих представлений.
Обогащение и активизация словаря происходят в процессе общения ребенка со взрослыми в течение всего пребывания в детском саду, в совместной со взрослыми деятельности.
Словарь малышей следует обогащать меткими словами и выражениями народной речи: косолапый мишка; петушок – золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка; красное солнышко; травушка-муравушка; зайчик-побегайчик, лягушка-квакушка и др.
Уже в младших группах внимание детей привлекается к слову, к разным словам, которыми можно назвать один и тот же объект (кошка, киска, кисонька; автомобиль, машина; румяный, веселый колобок и др.), и к одним и тем же словам, обозначающим разные предметы и состояния (носик у куклы, носик у чайника; ручка у ребенка и ручка двери; идет человек, идет дождь; румяное яблоко, румяная девочка). Детей приучают использовать в речи слова, выражающие оценочные суждения о предметах: дом, домик; ком, комочек.
Практика показывает, что специальная словарная работа уже в младшей группе способствует более интенсивному обогащению словаря. Ребенок начинает проявлять интерес к наименованию предметов, что выражается в возрастании количества вопросов типа «Как это называется?». А усвоение слов положительно влияет на поведение детей, на совершенствование предметной и игровой деятельности.
Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связано с расширением жизненного опыта ребенка и его круга общения со взрослыми и другими детьми. Программа “ Пралеска” в средней группе выделяет следующие задачи:
В течение года словарь ребенка пятого года жизни увеличивается примерно на 600 – 800 слов. Особенно заметно возрастает количество употребляемых существительных и глаголов. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Появляются ярко выраженное критическое отношение к речи окружающих, а иногда и к собственной, попытки осмыслить значения слов. Между тремя и пятью годами наблюдается подъем интереса к слову, что проявляется в многочисленных вопросах [1, с.133-134].
Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, более разнообразно определяют предмет за счет уточнения его качеств (яблоко – сочное, вкусное, спелое, гладкое, крутое), дифференцируют понятия (хороший, умный, добрый, ласковый, красивый – раньше все эти качества они называли универсальным словом хороший), используют больше глаголов для наименования однотипных действий (бежит, мчится, несется).
Информация о работе Содержание словарной работы в разных возрастных группах детского сада