Социализация ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:53, доклад

Краткое описание

Социализирующие функции религиозных организаций. Религия как один из социальных институтов традиционно игра¬ла большую роль в жизни различных обществ. В социализации че¬ловека религия и религиозные организации (общности верующих при молитвенных цент¬рах) были важнейшим - после семьи - фак¬тором.
В процессе секуляризации, т.е. освобождения общества от влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

Вложенные файлы: 1 файл

polyanskikh18-22.docx

— 32.42 Кб (Скачать файл)

18

Социализирующие функции  религиозных организаций. Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религия и религиозные организации (общности верующих при молитвенных центрах) были важнейшим - после семьи - фактором. 
 
В процессе секуляризации, т.е. освобождения общества от влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти. 
 
Все эти процессы хорошо видны на примере России, где представлены все четыре великие мировые религии - христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм - и многие их разновидности (всего - более шестидесяти вероисповеданий различного направления). 
 
Социализирующее влияние религиозных организаций испытывают на себе как верующие, так и члены их семей. Кроме того, различные конфессии ведут активную работу по привлечению в свои ряды новых верующих. 
В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций. 
Ценностно-ориентационная , Регулятивная функция , Коммуникативная функция , Милосердная функция , Компенсаторная (утешительная) функция . И наконец, воспитательная функция - религиозное воспитание человека. 
 
Религиозное воспитание. В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются(индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучителъным принципам определенной конфессии (вероисповедания). 
Религиозное воспитание осуществляется священослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, кружков и др.), в ряде стран - преподавателями религии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.). 
В основе религиозного воспитания лежит феномен удвоения мира и его сакрализации (от лат. sacrum - священный), т. е. наделения явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение. 
Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический (Т.В. Склярова). 
Рациональный уровень включает в себя три основных компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику.  
Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфику в различных конфессиях. В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием. 
Многообразны средства религиозного воспитания, которые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христианских конфессиях таковыми являются: церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость; епитимья - наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм отношений и поведения. 
В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом - стратегии адаптации и обособления в социуме.

 

20вопрос 

Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни, очередной ее старт и одновременно вершина.      

Ребенок, начавший ходить в школу, осознает свое принципиальное отличие от других детей. От тех, кто младше его, он отличается тем, что учится в школе; от тех, кто старше, — тем, что находится в самом начале школьного пути. В то же время школа объединяет его со взрослым обществом: ведь все люди старшего возраста или тоже учатся, или когда-то учились в школе.      

Изначально  ребенок ориентирован (как правило, положительно) на внешнюю, формальную сторону школьной жизни (ранец, школьные принадлежности и пр.). И лишь много позже и не без труда он овладевает ее внутренней сутью. Это особенно наглядно проявляется в отношении начинающего ученика к школьной отметке: в первые недели важно ее наличие, а затем постепенно осмысляется ее оценочное значение.      

Младший школьник, особенно в начале своего школьного пути, — счастливый человек. Ведь в это время одна из главных потребностей детства — стремление быть взрослым — впервые удовлетворяется «по-настоящему»: в серьезной, трудной и всех интересующей (как принято говорить у взрослых, социально значимой) учебной деятельности.      Осваивая учебную деятельность, ребенок включается в деловые, ролевые, функциональные отношения не только с учителем, но и с родителями и со взрослыми вообще. Он становится интересен взрослому миру в первую очередь как носитель новой для себя социальной роли — ученик.      

Как правило, именно в этом возрасте ребенок включается и в дополнительное образование: начинает заниматься в музыкальной школе, посещать секции и кружки. в свободное от учебы время дети этого возраста еще много играют, т. е. занимаются деятельностью необязательной, приносящей только удовольствие. Однако, таких игр становится все меньше.      

Младший школьник живет по более строгому режиму, чем дошкольник, вступает в контакты с бóльшим количеством незнакомых детей и взрослых. В его жизни возникают трудности, которых раньше не было: снижение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, повышение интенсивности и экстенсивности умственной деятельности и др. Перед ним встают новые задачи — задачи возраста, успешности решения которых с очевидностью начинает определять и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку.      

Понятие «задачи  возраста» введено в педагогику А. В. Мудриком. Оно означает, что на каждом этапе жизни перед человеком встает целый ряд особых задач, решение которых объективно необходимо для его дальнейшего развития. Эти задачи принимают вид портрета идеального сверстника, требований, которым должны соответствовать физический и нравственный облик, социальное поведение, знания, достижения, положение в обществе человека определенного возраста и пр.      

Дети осознают задачи своего возраста благодаря взрослым, которые (не всегда осознанно и внятно) предъявляют определенные требования и образцы, актуализируют некоторые тенденции, поддерживают процессы развития ребенка. В связи с этим возникают проблемы адекватности требований объективным задачам того или иного возраста и своевременности их решения.      

Есть задачи, которые можно назвать особенными (групповыми). Они встают лишь перед  определенными группами одногодков: только перед девочками или только перед мальчиками; перед городскими (сельскими) жителями; перед детьми, живущими в интернате; перед единственным ребенком в семье и т. д.      

Есть задачи, которые можно назвать единичными (частными). Они встают только перед  отдельными детьми, обусловливаются  их сугубо индивидуальными особенностями. Эти задачи всегда уникальны и требуют от воспитателя импровизации, интуиции, такта.      

Естественно, между названными видами задач нет  жестких перегородок, их разделение в определенной мере условно. И все же вычленение и осознание их дает возможность по-иному взглянуть на развитие ребенка, на его роль в этом процессе, на предназначение и возможности воспитания.      

Принципиально важным является то, что задачи возраста может решить только сам ребенок. Решение объективно существующих общих, особенных и единичных возрастных задач оказывается возможным для ребенка, только если он воспринимает их как личностно значимые. Следовательно, воспитание может и должно, с одной стороны, соответствовать задачам возраста, а с другой — способствовать принятию их ребенком и овладению способами их эффективного решения. Успешное решение задач возраста возможно при наличии следующих условий:     

• посильность преодолеваемых трудностей, их адекватность индивидуальным особенностям ребенка;      

• разнообразие, эмоциональная и интеллектуальная насыщенность его деятельности;     

• очевидное признание окружающими успешности реализации ребенком позиции ученика;     

• расширение собственного пространства жизни ребенка;      

• сохранение здоровья (остроты зрения, осанки и пр.) и дальнейшее развитие организма.      

Социально-культурные задачи состоят в:     

• психологической адаптации к школе;     

• овладении способами самоорганизации, саморегуляции своего поведения и рационального взаимодействия со временем;     

• освоении пространства школы;     

• овладении основами научного мышления и учением как актуальной сферой самореализации;      

• первоначальной систематизации и объективации знаний, полученных до школы, в школе, вне ее.      

Социально-психологические задачи состоят в:     

• формировании умения адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности других;      

• формировании специфического отношения к учителю как к носителю знаний;     

• совершенствовании способности к деловому, функциональному общению со взрослыми;     

• преодолении возрастного эгоцентризма;     

• совершенствовании умения эффективно взаимодействовать в группе сверстников, уживаться в ней;     

• разрешении противоречий возраста (среди которых главное — между позицией «ребенок» и позицией «ученик»).      

Помимо этих общих выявляются и особые задачи для детей младшего школьного возраста. Например, для каждого первоклассника важно научиться слушать и слышать учителя, даже когда тот ни к кому персонально не обращается; приучить себя с интересом выполнять не только легкие, но и сложные задания. Для девочек-первоклассниц важно хорошо выглядеть в глазах взрослых, утвердиться в качестве любимицы учительницы, а для мальчиков-первоклассников — преодолеть свою импульсивность, утвердиться в собственных глазах. Городской первоклассник решает задачу научиться распределять время и силы между учением и другими занятиями (спортом, музыкой, техническим творчеством и пр.); сельский — распределять свои силы между школой и домашним трудом. Для ребенка, имеющего братьев и сестер, важной задачей становится либо подкрепление / разрушение «имиджа старшего брата (сестры)», учившегося или продолжающего учиться в той же школе, либо «прокладывание дороги» для своих младших родственников.      

Для первоклассника, особенно единственного ребенка  в семье, важно научиться общаться со сверстниками; привыкнуть к тому, что значимый взрослый общается с ним как с одним из многих детей, а не как с уникальной личностью, что его права и желания рядоположены правам и желаниям других детей. Второклассник стремится занять свое собственное, вполне определенное место в системе отношений класса. В третьем классе актуализируется задача освоения и утверждения в коллективе тех социальных ролей, которые наиболее адекватны полу ребенка. Младший школьник — переселенец или новичок — должен добиться признания в новой среде, ассимилироваться с ней.

22

Особая роль в развитии ребенка  и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору  взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более  поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать  его аффективные взаимоотношения  с окружающим миром, осваивать разнообразные  психотехнические приемы аффективной  организации его поведения, стабилизации аффективных процессов. Нарушения  внутрисемейных отношений может  приводить к различным нарушениям психического развития.

Наиболее чувствительными к  воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования  личности ребенка – его представления  о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как родителей к ребенку, так и ребенка к родителям.

Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться  взрослый человек, проходя свой жизненный  путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад. Ведь семья передает и культурные традиции, и опыт предшественников, который  складывался на протяжении многих лет, и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь. Человек может давно забыть какие-то свои детские переживания, но они, оставшись в области подсознания, могут напомнить о себе.

Психологический климат семьи, степень  ее сплоченности определяется согласованностью представлений и фактическим  распределением прав и обязанностей в семье, взаимодействием и взаимопомощью  ее членов. Основы любой семьи формируются  социальными позициями супругов по отношению друг к другу и  к детям. Отрицательное влияние  на поведение детей оказывает  понимание ими неоднозначной  позиции родителей в их воспитании. Исследования показали, что родители детей с девиантным поведением не смогли добиться четкого отношения детей к социальным нормам, сформировать прочные убеждения.

В семьях, где детско - родительские отношения характеризуются равнодушием, лицемерием, дети с трудом овладевают положительным социальным опытом. Ребенок в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. В воспитании преобладает декларативность, не подкрепленная аргументами, разъяснениями нравственных норм. Анкетирование таких детей показало, что общение с родителями часто ограничивается упреками, чтением морали, отвержением самостоятельного мнения подростков. Склонность к девиантному поведению наблюдается у тех детей, которые не признают авторитет родителей, не уважают их. Такое отношение развивается, если дети при сопоставлении слов и поступков родителей с общественными нормами замечают их большое расхождение. Если взрослые не могут своевременно изменить характер отношений с детьми, сохранить влияние на них, одновременно предоставляя им больше инициативы, самостоятельности в решении проблем, то это может отрицательно повлиять на формирование их жизненных установок.

Информация о работе Социализация ребенка