Социализация ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:53, доклад

Краткое описание

Социализирующие функции религиозных организаций. Религия как один из социальных институтов традиционно игра¬ла большую роль в жизни различных обществ. В социализации че¬ловека религия и религиозные организации (общности верующих при молитвенных цент¬рах) были важнейшим - после семьи - фак¬тором.
В процессе секуляризации, т.е. освобождения общества от влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

Вложенные файлы: 1 файл

polyanskikh18-22.docx

— 32.42 Кб (Скачать файл)

Там, где родители не справляются  со своими обязанностями и дети нуждаются  в поддержке - на помощь приходят центры помощи семье и детям. Главная  задача этих центров - это помощь семьям и детям, находящимся в трудной  жизненной ситуации.

21

Закон Российской Федерации «Об  Образовании» законодательно закрепил приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует  большего внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые  в условиях образовательного учреждения носят многоплановый характер. Среди  них выделяют необходимость решения  социальных и педагогических проблем  человека, обусловленных индивидуальными  возможностями его обучения и  воспитания; взаимоотношениями с  учителем, классом, отдельными группами и личностями класса, школы; обстановкой  и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общениях [75,с 63].

Формирование личности ребенка осуществляется в результате взаимодействия ряда процессов: внутренних, связанных с собственными психофизиологическими изменениями, усилиями по самоизменению, активностью в освоении окружающей среды.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста средовые влияния ограничены малым кругом общения (семья, детский сад, школа, двор), который представляет единство двух основных социальных подсистем: исходная подсистема «взрослый - ребенок» и подключающаяся к ней на определенной стадии подсистема «ребенок - ребенок». В силу специфики детского возраста, важнейшая роль в социальной микросреде ребенка принадлежит воспитательному микросоциуму - его родителям и педагогам - воздействие которых на ребенка может носить направленный и стихийный, прямой и косвенный, позитивный и негативный характер. Это влияние усилено референтностью взрослого для ребенка, «эффектом ореола» педагога и его авторитета на всю систему отношений и ценностных ориентаций ребенка, преобладанием механизмов идентификации и адаптации, а также социальной позицией ребенка «я в обществе», реализующей его потребность в приобщении себя к обществу (А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, А.В. Мудрик, В.Г. Бочарова).[4,с.28.]

Ребенок овладевает социальным опытом в совместной деятельности и общении  со взрослыми. Социальная микросреда, включающая также такую важную составляющую как общество сверстников, является источником, движущей силой развития личности ребенка, важным фактором и  условием его воспитания и социализации. Однако любой элемент среды по-разному  воздействует на ребенка; внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют  через внутренние условия, преломляясь  в конкретной ситуации его развития (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина).

Образованию отводится  ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются  в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена  не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному  социальному институту, через который  проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного  состояния общества и государства.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие  годы.

Пережитое и усвоенное в детстве  отличается большой психологической  устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому  возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л.С. Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».[47,с.4]

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень умений и навыков учащихся. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Приоритетной задачей начальной школы является сохранение индивидуальности ребенка, развитие творческих возможностей через сохранения здоровья, развитие интеллекта и эмоционально-чувственной сферы, социально личностная адапатация каждого учащегося. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп каждого ученика, уровень его обученности, сформированности умений и навыков. Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения на уроках, так как они основаны на учебном сотрудничестве младших школьников между собой и работают без пошагового учительского руководства и контроля.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, социальных и межличностных отношениях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритично. [47,с.6]

Современные дети сильно изменились, по сравнению с тем временем, когда  создавалась ныне действующая система  образования. В первую очередь, изменилась социальная ситуация развития детей  нынешнего века:Резко возросла информированность детей, увеличение объема информации, воспринимаемой детьми, часто сопряжено с негативной стороной «информационного взрыва». Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео - замещают литературное и смысловое чтение. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения. Ограниченность общения со сверстниками характерно для жизнедеятельности современных детей. Дворы и дворовые детские коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками для детей младшего школьного возраста часто оказываются недоступны. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.Наблюдается «поляризация» детей по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Наряду с ростом удельного веса группы одаренных и способных детей все большее число детей попадают в категорию «группы риска» - детей со «специальными нуждами», интеллектуально пассивных, «часто болеющих детей», детей «с трудностями обучения». Повышенная уязвимость детей и подростков «группы риска» требует совершенствования образовательного процесса с учетом необходимости социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития.

Как показывает опыт многих школ в  современных условиях социально - педагогическая деятельность специалиста необходима так как школа и работа в  школах одна из сфер где особенно нужен  социальный педагог., где деятельность социального педагога в школе  позволяет более основательно вникать  в школьную жизнь максимально  содействовать подрастающей личности.

19

Социально-педагогическая виктимология – отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей – реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Конкретизируя предложенное определение, социально-педагогическую виктимологию можно определить как отрасль знания, в которой: а) на междисциплинарном уровне изучается развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства или дефицита возможностей для «жизненного старта» и физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации; б) разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики минимизации, компенсации и коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются инвалиды, люди с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и все люди, находящиеся на попечении  государства или общественных организаций. Потенциальными, но очень реальными  жертвами можно считать людей, находящихся  в пограничном психическом состоянии  и с акцентуациями характера; мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город; детей, родившихся в семьях с низкими  экономическим, моральным, образовательным  уровнями; а также мети-сов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса.

Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к  числу жертв неблагоприятных  условий социализации, имеют постоянный характер , другие проявляются на определенном возрастном этапе ; одни – неустранимы , другие могут быть предотвращены  или изменены .

Определимся также с такими понятиями, как виктимогенность, виктимизация и виктимность.

Виктимогенность обозначает наличие в объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств .

Виктимизация – процесс и результат превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

Содержание дисциплины представляет собой системообразующую основу теоретической и практической подготовки в области социально-педагогической деятельности с социально неблагополучными и социально незащищенными контингентами, составляющими группы риска, и направлено на формирование стратегической профессиональной ориентации социального педагога – социальной помощи, поддержке, сопровождению и реабилитации жертв неблагоприятных условий социализации. Содержанию дисциплины присущ синтез социологического, социально-педагогического, социально-психологического и социально-медицинского подходов к проблемам человека, что позволяет сформировать целостноепредставление о процессе социализации в условиях социальных рисков.


Информация о работе Социализация ребенка