Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к алкоголизму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучение социально-педагогической деятельности по решению проблемы алкоголизации среди подростков.
Объект исследования: подростковый алкоголизм.
Предмет исследования: система профилактических мер, направленных на снижение уровня алкоголизации среди подростков.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования
2. Рассмотреть особенности подросткового алкоголизма.
3. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя.
4. Изучить содержание и особенности работы социального педагога с подростками, склонными к употреблению алкоголя.
5. Оформить выводы по результатам исследования.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты проблемы алкоголизации в обществе
1.1. Действие алкоголя на социально-психологический статус человека
1.2. Стадии развития алкоголизма у человека
1.3. Особенности алкоголизма у подростков
Глава II. Деятельность социального педагога с подростками по предупреждению алкоголизма
2.1. Структура социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя
2.2. Содержание социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя
2.3. Программа сопровождения подростков, склонных к алкоголизму
Заключение
Литература
Приложение 1. Анкета «Отношение подростков к спиртным напиткам»
Приложение 2. Социальная карта семьи
Приложение 3. Классный час на тему: «Пивной алкоголизм»

Вложенные файлы: 1 файл

алкоголизм.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Поэтому социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию  или полное устранение факторов, осложняющих  социализацию ребёнка.

Цель социально-педагогической деятельности может быть реализована путём решения следующих задач:

  1. Создание форм активной, действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребёнка.
  2. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентацией в процессе социально-педагогической и коррекционной работы.
  3. Вовлеченье школьников в социально-полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений.
  4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.
  5. Укрепление физического и психического здоровья путём осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.
  6. Формирование основ правовой культуры ребёнка.
  7. Формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества.

Основным субъектом социально-педагогической деятельности в денном направлении деятельности является социальный педагог, но, кроме того, могут привлекаться специалисты по социальной работе, валеологи, наркологи, психиатры, родители, и пр.

Объектом, для которого и организованна вся социально-педагогическая деятельность - являются подростки, склонные к алкоголизму.

В этом случае функции будут вытекать из конкретных функций работы субъектов профилактической деятельности.

У социального педагога такими основными функциями являются:

  1. Социально–педагогическая, заключающаяся в оказании помощи ребёнку и в процессе социального взаимодействия, в налаживании социальных связей и отношений, создании благополучной социальной среды для развития ребёнка, осуществление контроля за ребёнком.
  2. Социально-обучающая функция направлена на овладение ребёнком знаниями о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми специальными умениями и навыками противостояния вовлечения в процесс алкоголизации.
  3. Правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребёнка, склонного к алкоголизму.
  4. Воспитательная функция, способствующая формированию и развитию личности ребёнка, в полной мере должны реализовать родители, как наиболее значимые субъекты деятельности. Остальные функции (социально-бытовая, социально-экономическая, социально-медицинская) реализуют такие специалисты, как: специалист по социальной работе, валеолог, психолог.

Методы социально-педагогической деятельности, в этом случае, связаны с организацией, мотивацией и осмыслением деятельности, а поскольку деятельность рассматривается и как ведущее средство формирования личности, то методами социально-педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально-значимые качества личности школьника, склонного к алкоголизму, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма.

Таким образом, данная технология социально-педагогической деятельности может рассматриваться  как комплексная, объединяющая единой концепцией деятельность разных специалистов, а в данном случае деятельность социального педагога, направленная на достижение одной цели.

Из всего многообразия функций, методов, форм применяемых в рамках этой технологии, рассмотрим собственно содержание деятельности социального педагога с подростками склонными к алкоголизму, и ее характерные особенности.

2.2 Содержание социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя

 

 

Можно выделить основные направления  в деятельности социального педагога при работе с подростками, склонными к употреблению спиртных напитков.

  1. Деятельность по повышению уровня социальной адаптации подростка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития.
  2. Деятельность по профилактике алкоголизма, включающая противоалкогольное обучение и воспитание школьников с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя.
  3. Деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами.
  4. Деятельность по социальной реабилитации подростка, имеющего алкогольную, психическую или физическую зависимость.
  5. Посредническую деятельность между подростком и окружающего его социума по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций:

Первая функция деятельности социального  педагога – диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения подростков к спиртному, реализуется путем сбора информации о ребенке, склонному к употреблению алкоголя; изучение и оценивание разных особенностей его личности; выявление информации о семье школьника; изучение источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому влиянию; определение алкогольных лидеров; изучение негативных факторов провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучение влияния на подростков микросреды.

Сбор информации происходит посредством  опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяются стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального  диагноза развития ребенка, вовлечение его в процесс алкоголизации и определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть профилактика, коррекция, реабилитация и комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция  – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается комплексная социально-педагогическая программа деятельности с подростком склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.

Третья функция  – образовательно-воспитательная, предусматривает отбор содержания социально-педагогической деятельности, а так же методов ее осуществления; определение тех или иных социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция  – правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав подростков.

Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными  к алкоголизму, требует участия  и скоординированности действий разных специалистов в зависимости  от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей и взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, в поддержке воспитания и развития школьника, склонного к алкоголизму.

Шестая функция – коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что  в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость  установления множества контактов между ее участниками с целью обмена информации.

Седьмая функция – предупредительно – профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных  результатов и предотвращает  возможность появления рецидивов  пьянства и алкоголизма, что достигается  социальным патронажем подопечных и  оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:

  • советника, информирующего семью о важности возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогический совет.
  • консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного характера, а так же вопросы, касающиеся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам решения проблемных жизненных ситуация, по вопросам воспитания детей в семье.
  • защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей, учителей, ближайшего окружения.

Центральное место в деятельности социальных педагогов с подростками, склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания, нацеленному на формирование у школьников отрицательного отношения к алкоголю.

В таком случае, целью профилактической работы алкоголизма у школьников является возврат их к нормальной жизнедеятельности в обществе. Для социальной нормы характерны социальная приспособленность личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и при алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

В процессе воспитания необходимо развить различные потребности, нагружать детей различными полезными делами, организовать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени. [9].

В заключении необходимо ещё раз  подчеркнуть, что проблема алкоголизма  школьников – проблема комплексная и её решение может дать положительный результат только при условии, что её реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности.     

Таким образом, в процессе профилактической деятельности необходимо раскрыть подросткам безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не столько на последствия алкоголизма, сколько на безнравственность самого факта употребления алкоголя. Необходимо обратить внимание на моральный урон, который наносит алкоголик окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя – это признак  выносливости и возмужания.

Профилактика - это целая система  комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических и психологических мероприятий. [6].  Перечислим их кратко:

  • Ограничение доступа к алкоголю и уменьшение спроса на него, особенно для подрастающего поколения.
  • При выявлении ранних изменений личности человека, испытывающего тягу к алкоголю, попытаться «установить» психологический заслон.
  • Регулярно, ненавязчиво проводить антиалкогольную пропаганду всеми доступными средствами массовой информации (ЦТ, радио, пресса) с привлечением специалистов и «потерпевших», вышедших из данного состояния (болезни).
  • Дифференцированный индивидуальный подход к комплексному лечению алкоголизма.
  • Принять юридически обоснованные меры ограждения детей, чрезмерно употребляющих алкогольные напитки, от пагубного влияния их родителей.

Успех борьбы с пьянством и алкоголизмом в значительной мере зависит от их профилактики, одно из ведущих мест в которой занимает санитарно-просветительская работа.

Однако на современном этапе  мало только «просветить» человека, рассказать ему об общих гигиенических правилах, его надо научить определенному режиму труда, отдыха, быта в конкретных условиях жизни.

Поэтому цель противоалкогольного санитарного просвещения в настоящее время заключается в следующем:

  • разъяснить населению причины возникновения пристрастия к алкоголю и распространенности злоупотребления спиртными напитками;
  • на убедительных примерах показать последствия пьянства и алкоголизма;
  • воспитывать у населения отношение к алкоголику как к больному, требующему лечения;
  • воспитывать нетерпимое отношение к пьянству;
  • широко информировать население о мерах профилактики и методах лечения алкоголизма;
  • способствовать формированию гигиенически правильного поведения человека;
  • помочь в организации режима труда, досуга.

В настоящее время нужна пропаганда, которая не ограничивалась бы сообщением общеизвестных правил, а строилась на доказательных научных данных, воздействовала не только на разум, но и на чувства слушателей. Очень важно, чтобы она была психологически ярко окрашенной, эмоциональной.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к алкоголизму