Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к алкоголизму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучение социально-педагогической деятельности по решению проблемы алкоголизации среди подростков.
Объект исследования: подростковый алкоголизм.
Предмет исследования: система профилактических мер, направленных на снижение уровня алкоголизации среди подростков.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования
2. Рассмотреть особенности подросткового алкоголизма.
3. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя.
4. Изучить содержание и особенности работы социального педагога с подростками, склонными к употреблению алкоголя.
5. Оформить выводы по результатам исследования.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты проблемы алкоголизации в обществе
1.1. Действие алкоголя на социально-психологический статус человека
1.2. Стадии развития алкоголизма у человека
1.3. Особенности алкоголизма у подростков
Глава II. Деятельность социального педагога с подростками по предупреждению алкоголизма
2.1. Структура социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя
2.2. Содержание социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя
2.3. Программа сопровождения подростков, склонных к алкоголизму
Заключение
Литература
Приложение 1. Анкета «Отношение подростков к спиртным напиткам»
Приложение 2. Социальная карта семьи
Приложение 3. Классный час на тему: «Пивной алкоголизм»

Вложенные файлы: 1 файл

алкоголизм.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Антиалкогольной пропагандой должны быть охвачены самые широкие слои населения и в первую очередь  те, кто любит выпивать по поводу и без повода и при этом не считает  себя пьяницей. Очень важно разъяснить, к каким опасным последствиям для здоровья приводит злоупотребление алкогольными напитками, как из пьянства развивается грозное заболевание - алкоголизм со всеми присущими ему симптомами. Особое внимание следует уделить необходимости раннего выявления и лечения алкоголизма, воспитывать непримиримое отношение к любому проявлению пьянства. Необходимо также раскрыть связь алкоголизма с преступностью [2].

Особо следует остановиться на вопросе  о том, как алкоголизм разрушает  семью, как от этого страдают дети.

Антиалкогольное воспитание должно проводиться, не только среди подростков, но и среди их родителей на родительских собраниях.

Очень важно разъяснить родителям, что отношение детей к жизни, их отношение к пьянству во многом зависит от того, как к ним относятся  сами родители. Дети, как правило, во всем стараются подражать родителям. Последние должны помнить об этом и не подавать детям дурных примеров.

Родители иногда бывают инициаторами выпивок своих детей. Во многих «благополучных»  семьях подчас не считается преступным дать ребенку сухого вина или пива, а иногда потчевать его водкой. «Пусть лучше начнет пить дома», - говорит иной отец, наливая своему сыну-подростку. Да и сами дети, подражая взрослым, нередко наливают себе в рюмку, находясь за общим столом. Такое подражание взрослым может закончиться плачевно.

Родителям, особенно молодым, следует  разъяснить вредное влияние алкоголя на потомство, на растущий организм ребенка. Необходимо убедительно показать, что  истоки употребления алкоголя детьми в неблагополучии семьи, неправильных взаимоотношений родителей, их ссорах, пьянстве и др.

Наоборот,  дружная семья, общие  увлечения любимым делом, правильный режим работы - факторы, препятствующие пьянству, равно как и другим отрицательным  наклонностям. Необходимо не только разъяснить все это родителям, но и научить  тому, как правильно направлять интересы и деятельность ребенка.

Наряду с проведением антиалкогольной  пропаганды среди родителей, ею необходимо охватывать и детей. Причем дети сами должны в ней активно участвовать, бороться за трезвую окружающую среду.

В беседах с подростками внимание следует акцентировать на вопросах влияния алкоголя на память, внимание и другие психические функции.

Надо постараться выработать у  детей собственное отрицательное  отношение к употреблению алкоголя. Ребенок не только должен твердо знать, что алкоголь вреден и употребление его опасно. Он еще должен обладать определенными моральными и волевыми качествами, позволяющими ему отстоять свои убеждения в компании, где его будут уговаривать выпить подчас весьма уважаемые им старшие друзья или сверстники.

Некоторые родители воспитывают своих  детей в оранжерейных условиях, выполняя все их желания и капризы, не приучая  их к умению сдерживать свои порывы и желания. В результате из таких  детей нередко вырастают черствые эгоисты. И такие люди, попадая в компанию пьющих, легче попадают под их влияние. 

Таким образом, можно сделать вывод, что профилактика алкоголизма –  это комплекс психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю. А так  же это действенные методы формирования такого образа жизни и направленности личности, при котором сводится к минимуму возможность возникновения тяги к алкоголю. Приобщение подростков к проблеме алкоголизма, это, прежде всего, процесс социализации – воспитания. Это  сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для  формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Социальные педагоги сегодня должны и могут стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения.

В следующей части работы я хочу представить программу деятельности социального педагога по сопровождению  подростков, склонных к алкоголизму, которая может быть использована в социально-педагогической деятельности.

 

 

2.3. Программа деятельности социального педагога по сопровождению подростков, склонных к алкоголизму

 

Пояснительная записка

 

Работая с данной проблемой можно  сказать следующее, что подростковый и детский алкоголизм стал серьезной проблемой в наши дни. В силу индивидуально-психологических и физиологических особенностей и психическая, и физическая зависимость от алкоголя у подростка вырабатываются гораздо быстрее. Излечиться от пагубной страсти подростку намного сложнее, чем взрослому, если, конечно, родители не забьют тревогу уже в самом начале заболевания.

Злоупотребление алкоголем является одной из актуальных проблем, пришедших  к нам из глубокой древности и  попавших ныне в России на особенно благоприятную почву для его  восприятия и развития. Действительно, широкая реклама и продажа алкогольных напитков на фоне социальной, экономической и психологической напряженности, безработицы, особенно в молодежной среде, неорганизованности досуга и отдыха, неясности перспектив дальнейшей жизни для многих людей, объективно способствуют росту алкоголизации населения. В значительной мере связаны с алкоголизмом несчастные случаи, отравления и травмы. Рост показателей смертности трудоспособного населения оказывает влияние на формирование трудовых ресурсов и увеличение показателя смертности всего населения России.

Травмы и отравления, связанные  с алкоголизмом (в особенности, с  подростковыми и детскими его  формами), занимают первое место в  структуре смертности трудоспособного  населения, и вышли на второе место в структуре причин смертности всего населения России. Они явились причиной смерти в трудоспособном возрасте каждого второго мужчины и каждой третьей женщины. Кроме того, алкоголизм является одним из главных факторов риска возникновения и утяжеления течения других заболеваний и обуславливает смертность от неестественных причин. Больной алкоголизмом наносит непоправимый вред здоровью и жизни, как самому себе, так и близким людям, соприкасающимся с ним в повседневной жизни. Алкогольный образ жизни, как антипод здорового образа жизни, является одним из важнейших факторов, ведущих к преждевременной потере трудоспособности, человека, его социальной значимости и смерти. Это огромное личное и общественное зло, которое изнутри "разъедает" личность, нанося огромный урон обществу.

"Национальное бедствие", "коллективное  самоубийство нации", "путь  к катастрофе человечества" - так  оценивают ученые и общественность  многих стран растущее злоупотребление  спиртными напитками. Такая оценка  не преувеличена: за последние  100 лет выявился неуклонный рост употребления алкоголя во всех странах. В США, например, каждый человек в среднем затрачивает на алкогольные напитки почти столько же средств, сколько на образование [3].

В настоящее время, по различным  данным, уровень алкоголизации (т.е. хотя бы однократное употребление спиртных напитков) среди подростков и молодежи составляет 80,5% - среди мальчиков и 66% - среди девочек. В 9 классе спиртные напитки употребляют 48% школьников, в 10 классе – 74%, а в 11 классе – 98,4% подростков-мальчиков. Время знакомства с алкоголем для большинства составляет 11-15 лет.  Причем «пик» приходится на возраста 13-14 лет [22].

Среди злоупотребляющих алкоголем, т.е. среди пьяниц и алкоголиков - 31,8% впервые начали употреблять алкоголь в возрасте 10 лет; 64,4% - в возрасте от 14 до 15 лет и только 3,8% от 16 до 19 лет. Следовательно, большинство пьяниц и алкоголиков начали пить подростками [11].

Алкоголизация подрастающего поколения  большинством исследователей рассматривается  как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Кроме того, раннее употребление алкоголя наносит необратимый вред психическому и физическому здоровью личности, быстрыми темпами формируется алкогольная зависимость. Этим и определяется постоянный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней алкоголизации.

Особое место в снижении подростковой алкоголизации должна занимать профилактика. Профилактические мероприятия должны включать комплекс научно-практических мер, включающих лекционные и тренинговые занятия с подростками, их родителями и учителями. В рамках данной дипломной работы изучалась эффективность подобного курса профилактических занятий с подростками, направленного на профилактику и снижение уровня алкоголизации, формирование отрицательных установок по отношению к алкоголю.

          Цель программы: профилактика и снижение уровня алкоголизации среди подростков, формирование отрицательных установок по отношению к алкоголю. 

Задачи программы:

1.        Изучение теоретических исследований, описывающих факторы подростковой алкоголизации и механизмы формирования алкогольной зависимости.

2.       Проведение психодиагностического исследования уровня алкоголизации подростков (анкетирование).

3.       Составление и реализация программы профилактических занятий с подростками, родителями и педагогами.

4.       Изучение уровня эффективности программы занятий.

           Структура программы:

Программа адресована подросткам; состоит  из 20 занятий, которые могут проводиться 2 – 4 раза в неделю.

Занятия включают в себя диагностические методики, профилактические беседы, консультации, участие в тренингах совместно со специалистами.

          Приблизительная продолжительность занятий:

40-60 минут.

 

Этапы реализации программы  по сопровождению подростков, склонных к алкоголизму:

 

Этапы реализации программы

Содержание деятельности социального педагога

Ожидаемый результат

Диагностический этап

Проведение квалифицированной  диагностики сути проблемы, ее потенциальных носителей

Выявление стадии алкоголизма у подростка

Просветительский этап

Просвещение подростков, его родителей и педагогов школы о дальнейших действиях социального педагога с привлечением всех специалистов педагогического взаимодействия

Родители, педагоги активно взаимодействуют со специалистами и работают над исправлением замечаний

Информационный этап

Информационный поиск методов и ресурсов, которыми можно решить данную проблему

Выбор оптимального метода для решения  проблемы

Проектировочный этап

Обсуждение возможных вариантов  решения проблемы со всеми заинтересованными людьми.

Выбор целесообразного решения проблемы

Консультативный этап

Консультирование подростков, склонных к алкоголизму, его родителей и помощь в решении проблемы

Активное участие в решении  проблемы с последующим решением данной проблемы


 

          Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе с подростком, склонным к алкоголизму:

1) деятельность по повышению  уровня социальной адаптации  ребенка, склонного к употреблению  спиртных напитков, посредством его личностного развития;

2) деятельность по профилактике  алкоголизма, включающую противоалкогольное  обучение и воспитание детей  с целью формирования у них  отрицательного отношения к употреблению; алкоголя;

3) деятельность по просвещению  родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;

4) деятельность по социальной  реабилитации ребенка, имеющего  алкогольную психическую или  физическую зависимость;

5) посредническую деятельность  между ребенком и окружающим  его социумом по преодолению явлений дезадаптации.

 

 

План программных мероприятий  по работе социального педагога с  подростками, склонными к алкоголизму.

 

Мероприятие

Сроки проведения

Участники

Ожидаемый результат

1.

Выявление подростка, склонного к  алкоголизму.

Анкета «отношение подростка к  спиртным напиткам» (см. приложение 1)

Ежемесячно

Классный руководитель, родители, социальный педагог.

Определить отношение подростка  к спиртным напиткам.

2.

Беседа с подростком, нуждающим  в антиалкогольной помощи.

Еженедельно

Социальный педагог, подросток.

Оказать своевременную помощь.

3.

Социально-педагогический патронаж семьи  подростка, склонного к алкоголизму.

Ежемесячно

Социальный педагог, сотрудники ОВД, ПДН.

Обследовать жилищно-бытовые условия  семьи.

4.

Беседа с родителями.

Еженедельно

Социальный педагог, классный руководитель, родители.

 

5.

Беседа с педагогами школы.

Ежемесячно

Социальный педагог, педагоги, классный руководитель.

 

6.

Составление карты исследования подростка   (см. приложение 2).

Ежегодно

Социальный педагог.

 

7.

Привлечение к работе др. специалистов.

Ежемесячно 

мед. работник, психолог, нарколог, инспектор  ПДН

Выяснить состояние здоровья подростка.

8.

Проведение профилактического  мероприятия на тему: «Пивной алкоголизм» (см. приложение 3).

1 занятие

Социальный педагог.

Сформировать негативное отношение к употреблению алкогольных напитков.

9.

Беседа с родителями о вовлечении ребенка в досуговую деятельность и временное трудоустройство.

Ежемесячно

Органы и учреждения по делам  молодежи.

Организация досуга подростка.

10.

Консультации специалистов.

Еженедельно

Социально-реабилитационный центр.

Оказать подростку социально-медицинскую, социально-педагогическую помощь.

11.

Подведение итогов

     

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к алкоголизму