Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к алкоголизму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучение социально-педагогической деятельности по решению проблемы алкоголизации среди подростков.
Объект исследования: подростковый алкоголизм.
Предмет исследования: система профилактических мер, направленных на снижение уровня алкоголизации среди подростков.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования
2. Рассмотреть особенности подросткового алкоголизма.
3. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя.
4. Изучить содержание и особенности работы социального педагога с подростками, склонными к употреблению алкоголя.
5. Оформить выводы по результатам исследования.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты проблемы алкоголизации в обществе
1.1. Действие алкоголя на социально-психологический статус человека
1.2. Стадии развития алкоголизма у человека
1.3. Особенности алкоголизма у подростков
Глава II. Деятельность социального педагога с подростками по предупреждению алкоголизма
2.1. Структура социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя
2.2. Содержание социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя
2.3. Программа сопровождения подростков, склонных к алкоголизму
Заключение
Литература
Приложение 1. Анкета «Отношение подростков к спиртным напиткам»
Приложение 2. Социальная карта семьи
Приложение 3. Классный час на тему: «Пивной алкоголизм»

Вложенные файлы: 1 файл

алкоголизм.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

 

          Работая с подростками, склонными к алкоголизму, социальный педагог должен вести постоянное сопровождение таких детей. Социальный педагог обеспечивает создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений. Также социальный педагог обеспечивает наиболее благоприятные условия для гармонического развития ребенка, самореализацию и социализацию ребенка на период реабилитации.

После выполнения всех этапов данной программы за подростком ведется наблюдение, затем контрольные посещения. Если происходят изменения в лучшую сторону, то через год такие подростки снимается с особого контроля всех специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе проделанной нами работы, мы рассмотрели такую проблему, как  склонность к алкоголизму среди подростков. Помимо рассмотрения мы составили программу деятельности социального педагога по сопровождению подростков, склонных к алкоголизму. В процессе работы мы пришли к следующим выводам:

  1. Проблема алкоголизма имеет глубокие исторические корни. Алкоголь насильно прививался населению. Борьбу с алкоголизмом начали вести почти с момента его появления, но пока безуспешно. На современном этапе проблема алкоголизма стоит очень остро, особенно подросткового алкоголизма.
  2. Алкоголь не появляется сразу, он проходит ряд стадий. Всего выделяют три стадии развития алкоголизма. С каждой стадией человек деградирует, организм всё больше истощается, что может привести к смерти.
  3. Выделяют ряд особенностей подросткового алкоголизма: быстрое привыкание к алкоголю; быстрое развитие алкоголизма; злокачественное течение алкоголизма; низкая эффективность лечения.
  4. Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации: индивидуально-психологического, индивидуально-соматического, социально-внешкольного, социально-школьного. Содержание социально-педагогической деятельности с подростками склонными к употреблению алкоголя, реализуется в следующих направлениях:
    • Деятельность по повышению уровня социальной адаптации школьника склонного к употреблению спиртных напитков.
    • Деятельность по профилактике алкоголизма включающая противоалкогольное обучение и воспитание школьников с формированием у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя.
    • Деятельность по просвещению родителей.
    • Деятельность по реабилитации школьников, имеющих психическую или физическую зависимость.
    • Посредническая деятельность между школьником и окружающим его социумом.

Целью профилактики алкоголизма у  школьников является возврат их к нормальной жизнедеятельности. Для социальной нормы характерны социальная приспособленность личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и при алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

В процессе воспитания необходимо развить  различные потребности, нагружать  детей различными полезными делами, организовать их деятельность, чтобы  у них практически не было ничем не занятого времени.

В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность  употребления алкоголя, в том числе  и в небольших дозах. Следует  делать акцент не только на последствия  алкоголизма, сколько на безнравственность  самого факта употребления алкоголя. Необходимо обратить внимание на моральный урон, который наносит алкоголик окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя – это признак выносливости и возмужании.

Таким образом, мы можем предположить о том, что подобная социально-педагогическая деятельность по решению проблемы алкоголизации среди подростков может привести к уменьшению уровня употребления алкогольных напитков среди школьников.

 

Литература

 

  1. Андреева Л.Л. Подростки группы риска. Воспитание школьников.- М., №4.  2005г.
  2. Андреева Л.Л. Шаг к погибели.- №3. М., 2005г.
  3. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Открытые уроки по биологии; 7-9 классы - Волгоград, 2003г.
  4. Бондарев М.А. Не пей, дитя, спиртное - №6. М., 2006г.
  5. Борисов Е.В., Василевская Л.П. Алкоголь и дети.- М., 1999г.
  6. Бородкин Ю.С., Греков Т.И. Алкоголизм: причины, следствие, профилактика - СПб., 1999г.
  7. Васильков Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999г.
  8. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология молодёжи. Ростов н\Д., 2004г.
  9. Вохмянин Г.И., Педагогика родителям. М., 2001г.
  10. Галагузова М.А. Социальная педагогика. Курс лекций. М., 2000г.
  11. Дроздов Э.С., Зенченко Е.И. Алкоголизм: 100 вопросов и ответов. М., 2000 г.
  12. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М., 2003г.
  13. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. М., 1999г.
  14. Комиссаров Б. Г. Подросток и наркотики. Ростов н/Д, 2001г.
  15. Копыт Н.Я., Скворцева Е.С. Алкоголь и подростки. М., 2004г.
  16. Краснова М.Н., Кущенко Г.И. Осторожно: алкоголь! М., 2004г.
  17. Крауклис Е.А. Суицид по-вологодски.//Московский комсомолец. №11. Вологда, 2005г.
  18. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М., 2001г.
  19. Маюров А.Н. Антиалкогольное воспитание. М.,1997г.
  20. Павлов О. Мнимое наслаждение.//Народное образование. №1. М., 2006г.
  21. Панкова Р.Я., Панков Д.В. Алкоголь и трудовая, учебная деятельность. М., 2002 г.
  22. Таболин В.А., Жданова С.А. Алкоголь и потомство. М., 1998г.
  23. Углов Ф. Разрушение генофонда нации.// Воспитание школьников.№8. М.,2004г.
  24. Чумаков Б.Н. Валеология. М., 1999г.
  25. Чуянов А.Ф. Вопросы социальной работы. Выпуск 4. Вологда, 2001г.
  26. Шарыгина И. Трудности взросления и алкоголь.//Народное образование. № 9. М., 2005г.
  27. Шпаков А.О. Иллюзия рая. СПб., 2004г.
  28. Щуркова Н.Е. Взгляд со стороны: путь от алкоголизма.// Классный руководитель. №1.М., 2006г.

   

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Анкета  «Отношение подростков к спиртным напиткам»

 

Цель: определение отношения подростков к спиртным напиткам.

 

Критерии: частота употребления спиртных напитков, интерес к алкоголю.

 

Методы  исследования: анкетирование «Отношение подростков к спиртным напиткам» (в письменной форме).

 

Материал: перечень вопросов.

 

Инструкция: подростку последовательно предлагается ответить на 13вопросов:

 

      1. Мое желание выпить зависит от настроения:

        а) редко

        б) иногда

        в) всегда

 

      2. Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться:

        а) да

        б) нет

        в) свой вариант

 

      3. Периодами я выпиваю охотно, периодами меня к спиртному не тянет:

        а) иногда

        б) всегда

        в) свой вариант

 

      4. Я люблю выпить в веселой компании:

        а) да

        б) нет

        в) иногда

 

      5. Я боюсь пить спиртное потому, что, опьянев, могу вызвать насмешки и

презрение:

        а) да

        б) нет

        в) свой вариант

 

      6. Спиртное не вызывает у меня веселого настроения

        а) да

        б) нет

        в) не всегда

 

      7. К спиртному я испытываю отвращение:

        а) да

        б) нет

        в) свой вариант

 

      8. Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги:

        а) да

        б) нет

        в) иногда

 

      9. Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли в последствии:

        а) да

        б) нет

        в) иногда

 

      10. Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам:

         а) да

         б) нет

         в) свой вариант

 

      11. Спиртные напитки меня пугают:

        а) да

        б) нет

        в) иногда

 

      12. Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир:

        а) да

        б) нет

        в) иногда

 

      13. Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушить компанию:

        а) да

        б) нет

        в) иногда

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Социальная  карта семьи

(заполняется социальным педагогом)

 

1. Фамилия, имя,  отчество ребенка.

2. Какое образовательное  учреждение посещает.

3. Возраст.

4. Домашний адрес  (по прописке и фактический).

5. Родители: мать , отец;

6. Возраст родителей.

7. Образование  родителей.

8. Род занятий родителей и их профессия.

9. Сколько лет  существует семья.

10. Тип семьи  (подробно охарактеризовать).

11. Состав семьи  (перечислить всех совместно проживающих  и  указать  степень родства)

12. Материальное  положение семьи (указать  доход   на  каждого  члена  семьи, получение пособий, пенсий, дотаций т.д.).

13. Жилищные  условия:

     –  нормальные (благоустроенная квартира, дом);

     –  неблагоустроенная квартира, комната,  общежитие;

      – подробно описать все особенности.

14. Отношения  в семье.

15. Неблагополучие семьи (описать, в чем оно проявляется).

16. Наследственные  болезни.

17. Психолого-педагогическая  культура: матери, отца.

18. Знание интересов  детей.

19. Забота родителей  о детях.

20. Суть конфликтов  родителей с детьми.

21. Анализ ситуации  в семье.

22. Наличие помощи  семье (кто и какую помощь  уже оказывал семье,  каковы  ее результаты).

23. В каких  видах помощи нуждается семья.

24. Какие ведомства  и учреждения необходимо подключить  к  работе  с  данной семьей  и ее отдельными членами.

25. Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении.

26. Какова помощь  образовательного учреждения ребенку.

27. Кто в данный  момент  оказывает  существенное  влияние  на  формирование личности  ребенка в семье.

28.  Какое   влияние  на  поведение  ребенка  оказывают  друзья,   окружение,

родственники  и т.д.

29. Какие ошибки  имеют место в оказании помощи  семье и ребенку.

30. Что мешает  родителям в воспитании детей  (недостаток свободного  времени,  незнание возрастных   особенностей,   отсутствие   единых  требований   в воспитании и др.)

31. Какие недостатки  присущи, по мнению  родителей,  их  детям  (равнодушие, эгоизм, потребительство,  нежелание учиться,  жестокость,  лень,  грубость, невнимательность, жадность,  несамостоятельность,  плохие  способности   и т.д.)

32. Цели работы  с семьей.

33. Основные  направления работы для составления  программы.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Классный час на тему: «Пивной алкоголизм»

Цель: создать условия для формирования личной негативной позиции воспитанника по отношению к злоупотреблению пивом

Задачи:

- расширить представление детей  о здоровом образе жизни, о  вредном воздействии алкоголизма  на организм человека;

- сформировать негативное отношение  к употреблению алкогольных напитков;

- воспитывать уважение к законам,  ответственность за своё поведение;

- побуждать к активному противостоянию  вредным привычкам, к соблюдению  здорового образа жизни.

Ход мероприятия:

 

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методы, формы, средства.

  1. Подготовительный этап

- сообщите тему занятия;

- Здравствуйте! Сегодня наше  мероприятие посвящено серьезной проблеме всего человечества - это проблема алкоголизма, а именно поговорим о пивном алкоголизме.

- Здравствуйте.

 

 

Приветствие

  1. Основной этап

 

- рассказать о причинах употребления  алкогольных напитков;

 

 

 

- рассказать о последствиях  употребления алкогольных напитков;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- рассказать о заболеваниях  вызываемых пивом;

 

 

 

 

сформировать негативное отношение  к употреблению алкогольных напитков;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключительный этап

- подвести итоги

- Как известно, алкоголь негативно  влияет на человека и, чем  больше его употребляют, тем  больше это влияние. Давайте  назовем причины употребления  пива.

- Чаще всего пиво употребляют,  потому что считают, что это  слабоалкогольный напиток, который  совершенно безвреден. Также могут употреблять за компанию, что бы выглядеть взрослыми. Многие могут сказать: употребляю, потому что нравится вкус.

- Да действительно пиво является  слабоалкогольным напитком, т.к.  содержит 4-6% спирта, но необходимо  учитывать в каких количествах оно употребляется.

- Некоторые считают, что пиво-это  безвредный напиток.

- Как вы считаете, пиво-это вредный  напиток?

- К чему приводит употребление  пива?

- Нельзя сказать, что пиво  безвредный напиток. Неизбежный  спутник употребления пива — избыточный вес, т.к. содержащиеся в пиве алкоголь и хмель, – вызывают аппетит. Пиво приводит к тому, что пьющий юноша приобретает женские характеристики, т.е. у него растет живот, грудь, изменяется голос.

Так же у девушек, у них грубеет  голос, пропадает женственность, изменяется фигура.

- Как вы думаете, если бы  люди знали, что в организме  происходят такие изменения, они  бы употребляли пивные напитки?

- Кого-то бы эта информация  остановила, и они стали бы  меньше употреблять пива, задумываясь  о своей красоте, а самое главное о здоровье.

- Пиво влияет на здоровье  человека. В больших количествах  пиво оказывается ядом для  клеток и вызывает цирроз печени, возникает варикозное расширение  вен и расширение границ сердца. Если злоупотреблять пивом, то  сердце «провисает», становится дряблым, а его функции «живого мотора» теряются безвозвратно.

Пиво обладает мощным мочегонным эффектом и беспощадно вымывает из организма "стройматериалы" - белки, а также  жиры, углеводы и микроэлементы, особенно калий, магний и витамины.

- К чему это приводит? Это  приводит к сухости кожи, слабости  в ногах, боли в икрах, ослабляет  иммунитет, вызывает раздражительность,  бессонницу и плаксивость.

- Как оградить себя от пивной зависимости?

- Верно.

-  Во-первых, принять единственно  правильное решение – полностью отказаться от употребления не только пива, но и других алкогольных изделий. Научная медицина и жизненный опыт нам говорят, что безвредных и безопасных доз алкоголя не существует. Любая доза алкогольного яда вредна, все дело лишь в степени и последствиях этого вреда, которые равно ведут к духовной, нравственной и физической деградации.

- Во-вторых, нам сейчас никак  нельзя оставаться равнодушными  к тому, что происходит с нашей  страной и с нашим народом.  Нужно хотя бы на нашем уровне  доносить эту негативную информацию о пиве до наших знакомых, родных и близких.

- В-третьих, необходимо понимать, что вся реклама и пропаганда, направленная на популяризацию  пива – как напитка для нас  нужного, полезного и необходимого  – это все ложь, неправда. Чтобы сопротивляться этой рекламе, нужно обладать информацией.

- Надеюсь, наш сегодняшний разговор дал вам такую информацию.

- Скажите, заинтересовала ли  вас эта тема?

- Нужны ли подобные занятия,  как вы считаете?

Благодарю за внимание. До свидания.

- Чтобы казаться взрослыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают.

Дети отвечают.

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают.

 

- До свидания

Беседа

 

 

Рассказ

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к алкоголизму