Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 18:00, реферат
Социально-педагогическая работа с многодетной семьей имеет существенные особенности, обусловленные ее спецификой, ее структурой, психолого-педагогическим потенциалом.
Формы активизации собственного социально-педагогического потенциала многодетной семьи: материальная поддержка, консультация, адаптивно-педагогическая поддержка, общественно-организационная форма, патронаж. Наиболее приоритетными, активизирующими потенциал многодетной семьи формами стали: организация собственного дела, самозанятость, использование вторичной занятости для получения дополнительных доходов ,самообеспечение за счет расширения натуральных поступлений, а также социальные инициативы: участие в управлении образовательными учреждениями, организация досуга детей и семей в микрорайоне, районе, городе, области.
Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности в отношении безнадзорных и беспризорных детей включает работу по организации благоприятной среды воспитания и общения, своевременной коррекции семейных отношений, поиску форм занятости детей в свободное время, форм опеки - детей в период объективной занятости родителей и членов семьи и т.п. Дети ставятся на социально-педагогический учет, отдельные из них патронируются.
Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др.
Также к социально-педагогической проблеме защиты прав детства в России следует отнести детей-инвалидов (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту категорию детей «дети с ограниченными возможностями») - это дети, имеющие столь значительные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами специального законодательства, принятого на федеральном уровне. Отнесение детей к этой категории осуществляется на основе медицинских показаний специальными медико-педагогическими комиссиями. В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяются различные категории детей с ограниченными возможностями: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и ряд других.
Ст. 23 Конвенции ООН о правах ребенка гласит, что «неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества», что он имеет право на особую заботу и что в признание особых нужд неполноценного ребенка помощь, оказываемая ему, должна иметь целью «обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка».
Однако сложившаяся в нашей стране система специальных учебно-воспитательных учреждений для этой категории детей, а также теоретические и научно-практические исследования в области специальной педагогики не в полной мере отвечают требованиям конвенции, поскольку они традиционно были ориентированы, прежде всего, на решение вопросов обучения и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями. Проблемы же их социализации и социальной адаптации, которые как раз и обеспечивают полноценное вовлечение таких детей в социальную жизнь, не были предметом специального внимания ни ученых, ни практиков. Это объясняется тем, что вся система помощи этим детям в основном была ориентирована на их изолированное от общества существование, а поэтому данные аспекты проблемы не были актуальными.
В истории отечественной социально-педагогической и юридической практики имеется достаточно богатый опыт защиты прав детей, который выражается: в проявлении любви и милосердия к детям; в удовлетворении их первичных потребностей; в призрении беспомощных и незаконнорожденных и подкинутых детей; в попытках дать им начальное образование, помочь овладеть трудовыми навыками; в стремлении снизить влияние на несовершеннолетних детей преступной среды; и, прежде всего, в применении к детям воспитательных, а не карательных мер воздействия. В этом заключается сущность социально-педагогической защиты детей, которая гораздо шире, чем защита чисто юридическая и направлена на создание гарантированных условий для реализации и защиты законных прав и интересов детей.
Следующей социально-
Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам вне семьи, - чтение противоестественное. Одним из основных прав ребенка, закрепленных ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, является право знать своих родителей и право на их заботу. Если же ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, то, согласно ст. 20, он имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
В нашей стране обязанности по выявлению детей этой категории возложены на специальные органы - органы опеки и попечительства. Статус детей закрепляется документально в установленном порядке. Существует целая система законодательных актов, государственных мер и учреждений (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и др.), направленных на материальное обеспечение, содержание и создание условий для развития, воспитания и образования этих детей.
В то же время и в этой сфере накопилось множество проблем. Традиционные подходы к организации жизни, воспитанию и обучению детей-сирот в существующих образовательно-воспитательных учреждениях сегодня не удовлетворяют изменившееся общество. Социологические исследования показывают крайне неутешительную картину результатов воспитания детей в таких учреждениях. Только по выпускникам детских домов и интернатов статистика приводит следующие данные: 40% - зарегистрированные правонарушители; 30% - алкоголики и наркоманы; 10% - суициденты.
Но даже те, кто не входит в эти статистические показатели, как правило, с трудом могут, покинув стены сиротских учреждений, самостоятельно адаптироваться к жизни в обществе, найти в ней свое место, устроить быт, создать семью.
Во многом это объясняется тем, что дети, лишенные постоянного контакта с родителями, развиваются неблагополучно. Как показывают исследования педагогов и психологов, по общему физическому и психическому развитию такие дети значительно отличаются от своих сверстников, растущих в семьях. У них, как правило, замедлен темп психического развития, ниже интеллектуальный уровень, беднее эмоциональная сфера, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения. Эти негативные явления возникают как результат сенсорной, эмоциональной, психической депривации, которая характерна для детей, воспитывающихся вне семьи. К депривации же приводят недостаток ухода, заботы и ласки, отсутствие привязанности самого ребенка к родителям, той эмоциональной, теплой атмосферы, которую дает ребенку благополучная семья. Психическая депривация деформирует личность ребенка и создает многовариантные препятствия для таких детей на пути их социализации, интеграции в общество.
Социально-педагогической проблемой защиты прав детства в России являются также дети-правонарушители (дети, т. е. лица до достижения 18-летнего возраста, совершившие уголовно наказуемые деяния.) Однако к уголовной ответственности в судебном порядке привлекаются только те несовершеннолетние, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет. Если же ребенок, совершивший правонарушение, не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, т.е. ему не исполнилось 14 лет, его судьбу решает комиссия по делам несовершеннолетних.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аседова Э.М. Многодетная семья и ее проблемы. - Махачкала: ДГПУ, 2005
2. Ачильдиева Е.Ф. Многодетная семья в современной России / Е.Ф. Ачильдиева // Семья в России. - 1994
3. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита. Учеб. пособие / Н.Ф. Дивицына. - М.: МГУ, 2006
4. Рогозянский А. Проблемы многодетной семьи сегодня / А. Рогозянский // Журнал Московской Патриархии. - 2004
5. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие / М.В. Шакурова. - М.:, 2008
6. Актуальные проблемы современного детства: Сборник научных трудов. -- М., 1992.- 239 с.
7. Антонов А., Агильдиева Е. Демографические процессы России и проблемы семьи. - М., 1997. - 123 с.
8. Варывдин В.А., Клеманович И.П. Управление социальной защитой детства:Учебное пособие: Педагогическое общество России, 2004- 191с.
9. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (ООН, 1990). Положение детей в мире. -- М., 1991.
10. Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948). -М., 1993.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с многодетной семьей