Сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 21:21, доклад

Краткое описание

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку считается трудной частью экзамена . Поэтому главной задачей педагога является работа над текстом. Аргументация собственного мнения не будет составлять особой трудности , если научить составлять тезис, выражающий собственное мнение и от него переходить к иллюстрации примеров из художественной литературы. Именно примеры из художественной литературы являются наиболее вескими аргументами. Предлагаю вниманию читателей ,разработанные мною ,примеры тезисов и аргументов из художественной литературы по проблемам из текстов.

Вложенные файлы: 1 файл

arguments -rus-c1.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

 Сочинение на ЕГЭ  по русскому языку считается трудной частью экзамена . Поэтому главной задачей педагога является работа над текстом.  Аргументация собственного мнения  не будет составлять особой трудности , если научить   составлять тезис, выражающий собственное мнение и от него переходить к иллюстрации примеров из художественной литературы. Именно примеры из художественной литературы являются наиболее вескими аргументами. Предлагаю вниманию читателей ,разработанные мною ,примеры тезисов и  аргументов из художественной литературы по проблемам из текстов.

 

Проблема отношения к учителю.

Нужно быть внимательным к учителям не только, когда учимся в школе, но и когда вступаем во взрослую жизнь.

Бессмертны строки Андрея Дементьева:

Не смейте забывать учителей!

Они о вас тревожатся и помнят,

И  в тишине задумавшихся комнат

Ждут ваших возвращений и вестей.

Для Алтынай, героини повести Чингиза Айтматова «Первый учитель», Дюйшен был тем учителем, перед которым «…в самые тяжёлые минуты жизни» она держала ответ и «… не смела  отступать» перед трудностями.

 

Проблема признания таланта.

Я полагаю, что мы должны внимательнее относиться к талантливым людям.

По этому поводу очень точно выразился В. Г. Белинский: «Истинного и сильного таланта не убьёт суровость критики, так же как и незначительно не поднимет её привет»

Вспомним А. С. Пушкина, И. А. Бунина, А. И. Солженицына, гениальность которых была признана слишком поздно. Через века тяжело осознавать, что гениальный поэт А. С. Пушкин погиб на дуэли очень молодым. И виновато в этом общество, окружавшее его. Сколько великих произведений смогли бы мы ещё прочесть, если б не злодейская пуля Дантеса.

 

 

Проблема разрушения языка.

Я глубоко убеждена, что совершенствование языка должно вести к его обогащению, а не деградации.

Вечны слова И. С. Тургенева, великого мастера литературы: «Берегите чистоту языка, как святыню».

Мы должны учиться любви к своему родному языку, умению воспринимать его как бесценный дар у великих классиков: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Бунина, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя.

И хочется верить, что деградации русского языка воспрепятствует наша грамотность, умение с любовью читать и воспринимать лучшие произведения мировой классики.

 

 

Проблема творческого поиска.

Для каждого писателя важно найти своего читателя.

Владимир Маяковский писал:

Поэзия- та же добыча радия:

В грамм добыча, в год труды.

Изводишь единого слова ради

Тысячу слов словесной руды.

Разрешить проблемы творчества писателю помогает сама жизнь.

Многогранной, плодотворной была жизнь С. А. Есенина.

Писатель, режиссер, актёр В. М. Шукшин добился признания благодаря упорному творческому труду.

 

 

Проблема сбережения семьи.

Я считаю, что  главная функция семьи – продолжение человеческого рода, основанного на правильном воспитании.

Очень точно выразился по этому поводу А. С. Макаренко: « Если вы родили ребёнка, - это значит на много лет вперёд вы отдали ему всё напряжение вашей мысли, всё ваше внимание и всю вашу волю».

Я восхищаюсь семейными отношениями Ростовых,  героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Родители и дети здесь - единое  целое. Это единство помогло выжить в трудных условиях, стать полезными обществу, Родине.

По моему глубокому убеждению, развитие человечества начинается с полноценной семьи.

 

 

Проблема признания классической литературы.

Для признания классической литературы необходима определённая читательская культура.

Максим Горький писал: « Реальная жизнь немногим отличается от хорошей  фантастической сказки, если рассматривать её изнутри, со стороны желаний и мотивов, коими руководствуется человек в свое деятельности».

Мировая классика прошла тернистый путь признания. И настоящему читателю приятно, что произведения У. Шекспира, А. С. Пушкина, Д. Дефо, Ф. М. Достоевского, А. И. Солженицына, А. Дюма,  М. Твена, М. А. Шолохова, Хеменгуэя и многих других  писателей составляют «Золотой» фонд мировой литературы.

Я считаю, что между политкорректностью и литературой должна существовать грань.

 

 

Проблема создания детской литературы.

На мой взгляд, детская литература становится понятной  лишь тогда, если её создал настоящий мастер.

Максим Горький писал: « Нам нужна весёлая, забавная книжка, развивающая в ребёнке чувство юмора».

Неизгладимый след  в жизни каждого человека оставляет детская литература. Произведения А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, В. Бианки, М. Пришвина, А. Линдгрен, Р. Киплинга заставляли радоваться, волноваться, восхищаться каждого из нас.

Таким образом, детская литература – это первый этап соприкосновения с русским  языком.

 

 

 

Проблема сохранения книги.

Для духовно развитой личности важна сама суть чтения, в каком  бы виде оно не присутствовало.

Такова точка зрения и академика Д.С. Лихачёва: « …постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить…»

Значение книги не утратится, если её преподносить в электронном варианте, как это делают современные писатели. Это позволяет экономить время и делает доступным множеству людей любое произведение.

Таким образом, каждому из нас необходимо научиться правильно читать и  научиться пользоваться книгой.

 

 

 

 

Проблема воспитания веры.

Я считаю, что вера в человеке должна воспитываться с детства.

Меня глубоко тронули слова учёного, духовного деятеля Александра Меня, который говорил, что человеку необходима вера «…в Высшее, в Идеал».

Верить в добро мы начинаем с самого детства. Сколько света, тепла, позитива дарят нам сказки А. С. Пушкина, Бажова, Ершова.

Прочитанный текст заставил меня думать о том, что ростки веры, появившиеся в детстве, значительно преумножаются во взрослой жизни и помогают быть увереннее каждому из нас.

 

 

 

 

Проблема единства с природой.

Мы должны понимать, что в судьбе природы – наша судьба.

Поэт Василий Фёдоров писал:

Чтобы себя и мир спасти,

Нам нужно, не теряя годы,

Забыть все культы

И ввести

Непогрешимый

 Культ природы.

Известный русский писатель В. П. Астафьев в своём произведении « Царь – Рыба» противопоставляет двух героев: Акима, бескорыстно любящего природу, и Гогу Герцева, хищнически её истребляющего. И природа мстит: Гога нелепо кончает свою жизнь. Астафьев убеждает читателя в том, что расплата за безнравственное отношение к природе неминуема.

Закончить хочется словами Р. Тагора: « Я пришёл на твой берег, как чужестранец; я жил в твоём доме, как гость; я покидаю тебя, как друг, о Земля моя».

 

 

Проблема  отношения к животным.

Да, действительно, у божьей твари есть душа, и она  иной раз понимает лучше, чем человек.

Любима мною с детства повесть Гавриила Троепольского « Белый Бим Черное ухо». Восхищаюсь дружбой Хозяина и  собаки, которая осталась преданной до конца жизни.  Иногда такую дружбу не повстречаешь у людей.

Добротой и человечностью веет со страниц повести-сказки Антуана  Сент- Экзюпери «Маленький Принц». Он выразил свою главную мысль фразой, ставшей почти лозунгом: « Мы в ответе за тех, кого приручили».

Прочитанный текст заставил меня задуматься над тем, что мы должны учиться у животных преданности, пониманию, любви.

 

 

Проблема художественной красоты.

На мой взгляд, художественная красота – это красота, которая пронзает сердце.

Любимым уголком, который вдохновлял М.Ю. Лермонтова на создание настоящих шедевров искусства и литературы, был Кавказ. На лоне живописной природы поэт чувствовал себя вдохновлённым, окрылённым.

«Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия , трудов и вдохновенья»,-так с любовью писал о Михайловском А.С.Пушкин.

Таким образом, красота художественная, невидимая - это удел людей творческих.

 

 

Проблема отношения к своей Родине.

Страна становится великой благодаря людям , живущим в ней.

Академик Д.С. Лихачёв писал: «Любовь к Родине даёт смысл жизни, превращая жизнь из прозябания в осмысленное существование».

Родина в жизни человека – самое священное. Именно о ней в первую очередь думают в немыслимо трудных ситуациях. В годы Крымской войны адмирал Нахимов, защищая Севастополь, геройски погиб. Он завещал солдатам оборонять город до последней секунды.

Давайте же делать то , что от нас зависит. И пусть наши потомки скажут о нас: «Они любили Россию».

 

Чему нас учит своя беда?

Сострадание, сочувствие – это результат осознания своих несчастий.

Неизгладимое впечатление производят на меня слова Эдуарда Асадова:

А коль грянет  где-нибудь беда,

Я прошу вас: сердцем никогда,

Никогда не превращаться в камень…

Беда, постигшая Андрея Соколова, героя повести М. А. Шолохова «Судьба человека», не убила в нём лучшие человеческие качества. После потери всех своих близких он не остался безучастным к судьбе маленького сироты  Ванюшки.

Текст М. М. Пришвина заставил меня глубоко задуматься о том, что любая беда не бывает чужой.

 

 

Проблема отношения к книге.

Я считаю, что каждая книга интересна по-своему.

« Любите книгу. Она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку», - сказал Максим Горький.

Очень интересны эпизоды из биографии Василия Макаровича Шукшина. Из-за сложных жизненных условий лишь только в юности во время поступления во ВГИК он смог познакомиться с творениями великих классиков. Именно книга помогла ему стать замечательным писателем, талантливым актёром, режиссёром, сценаристом.

Уже прочитан текст, отложен в сторону, а я всё продолжаю размышлять над тем, что же сделать для того, что бы нам встречались только хорошие книги.

 

Проблема влияния СМИ.

Я глубоко убеждена, что современные СМИ  должны прививать людям нравственное и эстетическое чутьё.

Об этом писал Д. С. Лихачёв: « Надо развивать в себе интеллектуальную гибкость, чтобы понимать достижения и уметь отделить фальшивку от подлинного ценного».

Недавно я прочла в одной из газет, что в 60-70 годы в популярных журналах «Москва», « Знамя», « Роман-газета» печатались самые лучшие произведения молодых писателей, поэтов. Эти журналы были любимы для многих, потому что помогали жить по-настоящему, поддерживать друг друга.

Так давайте же научимся выбирать полезные газеты и журналы, из которых можно извлечь глубокий смысл.

 

 

Проблема общения.

На мой взгляд, каждый человек должен стремиться к искреннему общению.

Как хорошо сказал об этом поэт Андрей вознесенский:

Чем больше мы от сердца отрываем,

Тем больше нам на сердце остаётся.

Суть настоящего общения состоит в том, чтобы  отдавать тепло своей души людям.

Матрёна, героиня повести А. И. Солженицына «Матрёнин двор», живёт по законам добра, всепрощения, любви. Она « есть тот самый праведник, без которого, по  пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Уже прочитан текст, отложен в сторону, а я всё продолжаю размышлять над тем, как же важно для каждого из нас понять суть взаимоотношений людей.

 

 

Проблема восхищения красотой природы.

На мой взгляд, красоту природы сложно объяснить, её можно только почувствовать.

С текстом В. Распутина перекликаются замечательные строки из стихотворения Расула Гамзатова:

Нет фальши в песнях облаков и вод,

Деревьев, трав и каждой твари божьей,

Всё в мире голосом своим поёт,

На голоса  другие непохожим.

Имя «певца природы» прочно закрепилось за М. М. Пришвиным.. В его произведениях нарисованы вечные картины природы, великолепные пейзажи нашей необъятной страны. Свои философские видения природы он излагал в дневнике «Дорога к другу».

Текст В. Распутина помог мне глубже осознать, что пока солнце пьёт росу, пока рыба идёт на нерест, а птица вьёт гнездо, жива в человеке надежда, что завтра обязательно наступит и, может, будет лучше, чем сегодня.

 

 

 

 

Проблема неуверенности в повседневной жизни.

На мой взгляд, только стабильность и солидность помогут быть уверенным в «завтрашнем дне».

Размышления Т. Протасенко хочется подчеркнуть словами Эдуарда Асадова:

Наша жизнь – как фонарика узкий свет.

А от лучика влево и вправо –

Темнота: миллионы безмолвных лет…

Всё, что было до нас и придёт вослед,

Увидать не дано нам, право.

Когда-то Шекспир устами Гамлета сказал: «Время вывихнуло сустав».

Прочитав отрывок, я поняла, что именно нам самим предстоит вправить «вывихнутые суставы» своего времени. Сложный и трудный процесс.

Проблема смысла жизни.

Я глубоко убеждена, что человек, занимаясь любым видом деятельности, должен осознавать, для чего он это делает.

А. П.Чехов писал: « Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого великая цель».

Примером человека, стремившегося прожить свой век с пользой, является Пьер Безухов, герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».Именно его ярко характеризуют слова Толстого: « Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, метаться. Ошибаться. Начинать и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие – душевная подлость».

Таким образом, Ю. М. Лотман помог мне ещё глубже осознать, что у каждого из нас должна быть главная  цель в жизни.

 

Проблема сложности литературного труда.

На мой взгляд, именно в мастерстве писателя донести до  каждого  человека тайны родного и чужого языков проявляется его талант.

О сложности литературного труда высказал свои мысли Эдуард Асадов: « Постичь себя я день и ночь пытаюсь…».

Мне вспоминается, что гениальные русские поэты А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов были замечательными переводчиками.

Информация о работе Сочинение на ЕГЭ по русскому языку