Специфика инновационных процессов в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:06, реферат

Краткое описание

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в образовательной политике России. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Современное российское образование - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 24.72 Кб (Скачать файл)

Введение.

В настоящее время в  нашей стране происходят существенные изменения в образовательной  политике России. Это связано с  переходом на позиции личностно-ориентированной  педагогики. Одной из задач современного образования становится раскрытие  потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без  осуществления вариативности образовательных  процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Современное российское образование - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Изменение роли образования  в обществе обусловило большую часть  инновационных процессов. Из социально  пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность понятия «инновационный  процесс»

Понятие “инновация“ в  переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось  в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной  культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это  время в педагогике проблема инноваций  и, соответственно, её понятийное обеспечение  стали предметом специальных  исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические  инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены  в категориальный аппарат педагогики.

Инновации связаны с духовными  потребностями человека, социальными  и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни.

Их появление свидетельствует  о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом  качестве образования.

Ключевые понятия педагогической инноватики: педагогическое новшество, инновация, нововведение, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновирование. Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании, ведущий к изменениям качества образования. Предмет педагогической инноватики – сама педагогическая инновация, рассмотренная на фоне конкретных педагогических условий, конкретной образовательной реальности.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому  естественно становятся предметом  изучения, анализа и внедрения. Инновации  сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных  учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

2.Специфика инновационных  процессов в образовании.

 

Для полного и точного  представления специфики инновационных  процессов, протекающих в современном  российском образовательном пространстве, в системе образования можно  выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного  порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

В российских развивающихся  образовательных системах инновационные  процессы реализуются в следующих  направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение  новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Кроме этого, педагогический коллектив  ряда российских образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных  систем начала ХХ века М.Монтессори, Р.Штайнера, и т.д.

Развитие школы не может  быть осуществлено иначе, чем через  освоение нововведений, через инновационный  процесс. Дабы эффективно управлять  этим процессом, его необходимо понять, а потому - познать. Последнее предполагает изучение его строения или, как говорят  в науке, - структуры.

Существуют различные  виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.

1) по источнику возникновения:

- внешние (за пределами  образовательной системы);

- внутренние (разрабатываются  внутри образовательной системы).

2) по масштабу использования:

- единичные;

- диффузные.

3) в зависимости от  функциональных возможностей: нововведения – условия,

нововведения-продукты, организационно-управленческие нововведения.

4) по признаку интенсивности  инновационного изменения или  уровню инновационности.

5) по осмыслению перед  внедрением инноваций: случайные, полезные, системные.

 

 

 

3.Структурый анализ совремннного инновационного образовательного процесса.

 

Деятельностная структура представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты. Действительно, всё начинается с мотивов (побудительных причин) субъектов инновационного процесса (директора, учителей, учащихся и др.), определения целей нововведения, преобразования целей в “веер“ задач, разработки содержания инновации и т.д. Не будем забывать, что все названные компоненты деятельности реализуются в определённых условиях (материальных, финансовых, гигиенических, морально-психологических, временных и др.), которые в саму структуру деятельности, как известно, не входят, но при игнорировании коих инновационный процесс был бы парализован или протекал бы неэффективно.

Субъектная структура  включает инновационную деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, учёных, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др. Эта  структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса. В ней также отражаются отношения участников планируемых частных нововведений. Достаточно директору сейчас написать в столбик функции каждого из названных субъектов и расположить их в порядке значимости выполняемых в инновационном процессе ролей, как моментально весомой, значимой увидится эта структура.

Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную  деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и школьных уровнях. Очевидно, что  инновационный процесс в школе испытывает на себе влияние (как позитивное, так и негативное) инновационной деятельности более высоких уровней. Чтобы это влияние было только позитивным, нужна специальная деятельность руководителей по согласованию содержания инноваций, инновационной политики на каждом уровне. Кроме того, мы обращаем внимание руководителей на то, что управление процессом развития конкретной школы требует рассмотрения его как минимум на пяти уровнях: индивидуальном, уровне малых групп, уровне всей школы, районном и региональном уровнях.

Содержательная структура  инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного  процесса, в управлении школой и т.д. В свою очередь каждый компонент этой структуры имеет своё сложное строение. Так, инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах, приёмах, средствах (то есть в технологии), в содержании образования или в его целях, условиях и пр.

Структура жизненного цикла. Особенностью инновационного процесса является его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит каждое нововведение: возникновение (старт) - быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинёрами, консерваторами, скептиками) - зрелость - освоение - диффузия (проникновение, распространение) - насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все звенья, участки, части учебно-воспитательного и управленческого процессов) - рутинизация (имеется в виду достаточно длительное использование новшества - в результате чего для многих людей оно становится обычным явлением, нормой) - кризис (имеется в виду исчерпанность возможностей применить его в новых областях) - финиш (нововведение перестаёт быть таковым или заменяется другим, более эффективным, или же поглощается более общей эффективной системой).

Некоторые нововведения проходят ещё одну стадию, называемую иррадиацией, когда с рутинизацией новшество не исчезает как таковое, а модернизируется и воспроизводится, нередко оказывая ещё более мощное влияние на процесс развития школы. Например, технология программированного обучения до и после широкого распространения компьютеров в школах (сейчас фактически в каждой школе есть компьютерные классы, причём в большинстве из них с выходом в Интернет).

Специалист в области  педагогической инноватики академик В.И.Загвязинский, исследовавший, в частности, жизненные циклы разных инновационных процессов, отмечает, что очень часто, получив положительные результаты от освоения новшества, педагоги необоснованно стремятся его универсализировать, распространить на все сферы педагогической практики, что нередко кончается неудачей и приводит к разочарованию, охлаждению к инновационной деятельности.

Можно обозначить и ещё  одну структуру (очень близкую к  только что описанной). Это - структура генезиса инноваций, взятая из теории нововведений в сфере материального производства. Но при наличии у читателя достаточно развитого воображения вполне поддающаяся перенесению на инновационные процессы в школе: возникновение - разработка идеи - проектирование (то, что на бумаге) - изготовление (то есть освоение в практической работе) - использование другими людьми.

Управленческая структура  предполагает взаимодействие четырёх  видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль. Как правило, инновационный процесс в школе планируется в виде концепции новой школы или - наиболее полно - в виде программы развития школы, затем организуются деятельность коллектива школы по реализации этой программы и контроль над её результатами. Особое внимание следует обратить на то, что инновационный процесс в какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) и существовать за счёт внутренней саморегуляции (то есть всех элементов приведённой структуры как бы нет; могут быть самоорганизация, саморегулирование, самоконтроль). Однако отсутствие управления такой сложной системой, как инновационный процесс в школе, быстро приведёт к его затуханию. Поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не исключает элементов самоуправления, саморегуляции в нём.

Каждый компонент этой структуры имеет своё строение. Так, планирование (сводящееся фактически к подготовке программы развития школы) включает проблемно ориентировочный  анализ деятельности школы, формирование концепции новой школы и стратегии  её реализации, целеполагание и разработку операционного плана действий.

Для руководителей, которым  трудно сразу перейти на ёмкую  четырёхкомпонентную структуру  управленческих действий, можно предложить её прежнюю - более объёмную разновидность, называемую ещё организационной  структурой инновационного процесса в  школе. Она включает следующие этапы: диагностический - прогностический - собственно организационный - практический - обобщающий - внедренческий.

Кроме названных, во всяком инновационном процессе нетрудно увидеть  и такие структуры, как создание новшеств и использование (освоение) новшеств; комплексный инновационный  процесс, лежащий в основе развития всей школы, состоящий из взаимосвязанных  микроинновационных процессов.

Чем чаще руководитель будет  обращаться в своей аналитической  и в целом - управленческой деятельности к этим структурам, тем скорее они  запомнятся, станут само собой разумеющимися. Во всяком случае: если директор фиксирует  ситуацию, когда инновационный процесс в школе не идёт (или идёт неэффективно), причину нужно поискать в неразвитости каких-то компонентов той или иной структуры.

Знание всех структур необходимо директору ещё и потому, что  именно инновационный процесс и  является объектом управления в развивающейся  школе, а руководитель обязан досконально  знать объект, которым он будет  управлять.

Все приведённые структуры  органично сплетены между собой  не только горизонтальными, но и вертикальными  связями, и более того: каждый компонент  любой структуры инновационного процесса реализуется в компонентах  других структур, то есть этот процесс  системен.

Информация о работе Специфика инновационных процессов в образовании