Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 14:04, реферат
По многим определениям ораторство – это сильнейший рычаг воздействия на слушателей. Можно наблюдать истоки ораторского искусства еще в V в. до н.э., когда возникла «риторика». Риторику относят к древнейшим искусствам, которое появилось как ответ на практическую потребность общества. Вопросы общества решались на собраниях, публично слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями называют Платона и Аристотеля; а их предшественники, создавшие первые труды по риторике – это Лисий, Георгий. К числу наиболее прославленных ораторов того времени можно отнести Демосфена, Сократа, Перикла. Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в повседневной жизни.
Введение…………………………………………………………………..….……3
1. Зрительный контакт с аудиторией……………………………….….….…….6
2. Речевые приемы поддержания внимания аудитории………….….……...…9
3. Поза и мимика оратора……………………………………………….…..…..11
4. Жесты оратора…………………………………………………………...……15
Заключение……………………………………………………………………….18
Перечень источников……………………………………
Тропы – это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы и т.д. Сравнение – один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.
Действенным средством поддержания внимания аудитории являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги), риторические вопросы.
3. ПОЗА И МИМИКА ОРАТОРА
Поза, жесты, мимика – принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.
Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный оратор меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного момента речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность "отдохнуть" и затем переходит к другому положению речи. Вместе с тем, не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.
Кроме этого, если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять во время выступления, затраченный оратором труд даст многое и для позы, и для чувства уверенности. Стоит поупражняться в стиле правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы: ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги. В наиболее выразительных местах речи упор делается сильнее на носок, чем на пятку. Колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не прижаты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.
Если чувствуется скованность в ногах, следует согнуть их несколько раз в колене; если напряжена шея или связаны плечи, нужно сделать головой несколько свободных медленных кругообразных движений, несколько свободных взмахов руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное и поверхностное, необходимы поясные упражнения. Для правильной координации движений и течения мыслей движение скорее должно предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Необходимо следить за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки – подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг.
В целом, в правильной позе оратора сочетаются непринужденность осанки и легкость движений.
Типичные ошибки неопытных ораторов:
1. Оратор выходит и становится в позу с руками за спиной.
Впечатление, что руки связаны за спиной, но он молчать все равно не может. Ощущение закрытости, скованности, жестикуляция работать не будет. Также создается впечатление, что человек что-то там прячет. Камень, например, за пазухой не поместился, но зато сейчас как достанет… Если зритель не видит рук, облик оратора подсознательно ассоциируется с некой опасностью.
Знаете, как родился жест рукопожатия? В средневековье этого жеста еще не существовало, и когда воины встречались на одной тропе, они издалека показывали друг другу правую руку. Это означало – у меня нет в руке оружия, и я иду с добрыми намерениями. Постепенно этот жест трансформировался в рукопожатие при сближении. Поэтому руки оратора люди должны видеть для того, чтобы от него не исходило ощущение угрозы.
Еще одна историческая справка о том, как родился жест объятия с дружеским похлопыванием по спине? Здравствуй, дорогой, сколько лет, сколько зим…!!! Воины сходились и во взаимном объятии прохлопывали друг друга на предмет незадекларированного оружия за спиной. Смысл уже забылся, а традиция осталась.
2. Оратор выходит и становится в позу с руками, скрещенными на груди в позе Наполеона.
Такое положение оратора будет опять же подсознательно восприниматься как подчеркнутая демонстрация превосходства. Это еще и поза вредного преподавателя: «Ну-ну, молодой человек, давайте свою зачетку, все равно не сдадите…»
3. Руки оратора скрещены не сзади, а спереди ниже пояса: «поза футболиста».
В такой позе читается скованность, закрытость, плюс только ленивый не спросит себя, что же он там защищает. Это не те ассоциации, которые надо сразу рождать у аудитории.
4. Руки в карманах.
Это является грубым нарушением этикета для бизнес-аудитории, после которого докладчик просто не воспринимается серьезно публикой. Еще хуже, если руки в карманах брюк, а не пиджака. Иногда оратор, не зная, куда девать руки от волнения, прячет их в карманы, думая, что хотя бы эту проблему он решил, и никто теперь его суетящихся рук не заметит. Как бы не так! В карманах-то суетливые руки заметны еще больше. Особенно, если они там продолжают играть с ключами, брелками, и другими предметами. Любой движущийся предмет привлекает внимание, и вся публика будет заворожено смотреть только на низ туловища оратора, потеряв интерес ко всему остальному. И это, разумеется, тоже не то впечатление, в котором оратор должен быть заинтересован.
По этой же причине не стоит брать с собой предметы, которые хочется взять для самоуспокоения: тетрадки, шпаргалки, записи на листах; а также на всякий случай: ручки, фломастеры, маркеры.
Все предметы в руках визуально усиливают впечатление дрожащих рук.
Исключение: если речь или доклад настолько объемны, что без записей не обойтись, но тогда их можно взять и положить рядом на стул, стол, трибуну и подглядывать, а если по-другому невозможно, зачитывать текст.
Основным показателем чувств оратора является выражение его лица. Мимика стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний. Выражение лица оратора должно соответствовать характеру речи.
У хорошего оратора, как замечал А.Ф. Кони, "лицо говорит вместе с языком". Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение.
Аудитория не любит сердитых или безучастных.
Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Следует следить за собой.
Может случиться, что благодаря умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид.
Чтобы иметь представление о своей мимике во время речи, крайне необходимо практиковаться перед зеркалом и изучать свое лицо.
Что происходит с бровями, со лбом? Может быть, лицо во время речи совершенно ничего не выражает? Если на нем «застывшее» выражение, стоит поупражняться в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Можно также произносить фразы, насыщенные различными эмоциями — печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.
4. ЖЕСТЫ ОРАТОРА
Жест есть не движение тела, а движение души
Ф.И. Шаляпин
Жесты – это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей оратора. Они представляют собой проявления его настроения и мыслей. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но жестом считается любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, жестикуляция свойственна абсолютно всем, не только одним профессиональным ораторам.
Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь, раздражение. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т.е. тот, который органично сливается с содержанием речи. О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в работах по риторике, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.
В ораторском искусстве используются:
1. Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз.
2. Эмоциональные. Они передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки и др.).
3. Указательные. Их рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.
4. Изобразительные.
Они наглядно представляют
5. Символические.
Они несут определенную
Конечно же оратору необходимо соблюдать определенные правила жестикуляции, ведь одно неправильное движение или неправильно понятый аудиторией жест, может навредить оратору.
1. Жесты должны быть непроизвольны. Оратор должен прибегать к жесту по мере ощущения потребности в нем.
2. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не следует жестикулировать руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.
3. Нужно научиться управлять жестами. Необходимо помнить, что жестикуляция – элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
4. Внесение
разнообразие в жестикуляцию. Нельзя
пользоваться без разбора
5. Жесты
должны отвечать своему
Таким образом, лучшая черта во внешнем облике оратора — корректность. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты — это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора.
Заключение
Умение владеть ораторским искусством становится неотъемлемой частью для специалистов любого уровня. Ораторское искусство необходимо в университет при ответе на устном экзамене или при научном докладе (ораторское искусство сыграло большую роль в популяризации науки). При этом ораторское искусство – это, в первую очередь, работа над собой. Говорят, Демосфен, великий оратор, свою первую речь не сумел произнести до конца. Его освистали, люди не захотели его слушать. Это его жестоко уязвило. Тогда он сбрил с головы половину волос и бороды – так он не мог показаться среди людей, и заперся в доме. Он набрал камней в рот, делал и упражнения. Для развития дыхания он поднимался в гору, декламируя стихи.
Цицерон также в совершенстве овладел ораторским искусством. К нему прислушивалась не только толпы людей, но и правители. Ораторское мастерство помогло Цицерону реализовать свои амбиции, и добиться высот в карьере. Цицерон, будучи превосходным оратором, написал несколько трудов, в которых он описал основные тезисы ораторского искусства. Речи Цицерона основывались на глубоком исследовании теоретических вопросов риторики, изложенном, в частности, в диалоге «Об ораторе», перечисляются основные требования к оратору. Техника ораторского мастерства Цицерона в основном позаимствована у греков. Один раздел в теории красноречия затрагивает ритм речи и рекомендует точность, сдержанность и изящество, избегая при этом многословия. Кроме того, Цицерон устанавливает пять основных критериев удачной речи: inventio – нахождение подходящего материала; dispositio – его расположение; dictio – стиль; actio – исполнение; memoria – запоминание. Именно ему принадлежит высказывание: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно, изящно, с достоинством при исполнении».