Стандарт для дошкольников: от идеи до реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:57, доклад

Краткое описание

Государственный стандарт дошкольного образования опирается на стратегию дошкольного образования, которая включает в себя социальные, экономические, организационные, финансовые, методические аспекты в системе дошкольного образования. Таким образом, целью дошкольного образования является организация индивидуального развития ребенка, воспитание творческой личности, которая способна к позитивным отношениям в социальной среде.

Вложенные файлы: 1 файл

ДОКЛАД готовый (2).docx

— 37.04 Кб (Скачать файл)

 

 

«Стандарт для дошкольников: от идеи до реализации»

Одна из главных инноваций  «Закона об образовании» состоит в том, что дошкольному образованию был присвоен новый статус: дошкольное образование стало полноценным уровнем образования наряду с начальным, средним, высшим уровнями и т.п. уровнями образования. Основным документом, регулирующим требования к каждому уровню образования является, согласно Закону является стандарт.

Проект стандарта разработан рабочей группой, созданной по приказу  Министра образования и науки  Российской Федерации, под руководством директора Федерального института  развития образования, академика Российской академии образования, доктора психологических  наук А.Г. Асмолова. В ее состав вошли представители отечественного образовательного сообщества, научных институтов, общественных организаций.

 Основной задачей данной  группы являлось создание «детоцентристского стандарта», т. е. стандарта, предназначенного специально для ребенка.

Важно отметить, что стандарт дошкольного образования — это  совершенно особый документ, связанный  с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. И эта стратегическая установка нашла свое воплощение в новом стандарте как уникальном соглашении, нацеленным на поддержку  детства, между семьей и государством.

Государственный стандарт дошкольного  образования опирается на стратегию  дошкольного образования, которая  включает в себя социальные, экономические, организационные, финансовые, методические аспекты в системе дошкольного  образования. Таким образом, целью  дошкольного образования является организация индивидуального развития ребенка, воспитание творческой личности, которая способна к позитивным отношениям в социальной среде.

Государственный стандарт дошкольного  образования отражает следующие  концепции:

  • концепция психологического возраста развития ребенка;
  • научно-психологическое понимание, т.е. детство - это закономерная последовательность внутренне необходимых этапов развития личности;
  • полнота реализации задатков ребенка определяется соответствием образовательной формы психологическому содержанию того или иного этапа развития;
  • научное положение об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

Основными идеями государственного стандарта дошкольного образования  являются:

  • гарантии полноценного развития ребенка;
  • защита его от некомпетентных взрослых;
  • регулирование и повышение качества педагогического процесса;
  • создание эффективного механизма управления и развития вариативной системы дошкольного образования.

Стандарт дошкольного  образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства, как бы ни были похожи друг на друга  слова «стандарт» и «стандартизация», «унификация», «обезличивание». И разработчики, имеющие разные взгляды, подходы, но ищущие согласия, четко придерживались при разработке стандарта принципа «не навреди!» На наше дошкольное образование, основанное на идеологии  школы Выготского, равняются многие страны мира, для них оно является зоной ближайшего развития. Получившийся проект – это стандарт развития и предоставления возможностей, а не жесткого контроля за ребенком, он дает целевые ориентиры программам дошкольного образования, которые есть в нашей стране.

Важный аспект стандарта  состоит  и в усилении роли семьи, поддержке семьи, а также создании сетевой поддержки развития детей, некоего «пространства детства» в условиях современной жизни. Это  актуально как для крупных  мегаполисов, так и для небольших  городов и населенных пунктов: поддержка  детей и детства не должна быть ограничена дошкольными организациями  в узком смысле. Должна быть создана  инфраструктура поддержки детей, семей, охраны и защиты детства в условиях сложной жизни современного общества, которая в общем и целом неблагоприятна для детей и детства.

Кроме того, в документе  обозначена и проблема охвата детей  дошкольными учреждениями. Сегодня  мы наблюдаем повышение рождаемости, увеличение контингента детей в  образовательных учреждениях всех уровней, и в этой связи, по словам разработчиков проекта, детский  сад не должен стать «камерой хранения»  детей, но в то же время все желающие должны иметь возможность получить доступ к дошкольным учреждениям. Сегодня  международным трендом является именно разгрузка численности детей, приходящихся на одного воспитателя. Международная  норма - 15 человек на одного педагога. Данные отечественных социологических  опросов воспитателей подтверждают этот тренд.

Члены рабочей группы отмечают, что одна из важнейших задач стандарта  — поддержка индивидуальности ребенка  и развитие его потенциала. По их словам, должно обеспечиваться многообразие содержания образовательных программ. Теперь они будут формироваться  с учетом различных уровней сложности, которые будут зависеть от способностей ребенка и его образовательных  потребностей. Если он любит, например, рисовать, воспитатели должны будут  сделать все возможное, чтобы  развить его способности, правда только посоветовавшись с родителями.

«Самое важное, что проходит через  весь стандарт, — подчеркивается поощрение  инициативы ребенка, а взрослый лишь посредник, который поощряет эту  инициативу», — отмечает ученый секретарь специализированного диссертационного совета по социальной психологии, психологии развития и акмеологии при МГУ им. Ломоносова Ольга Карабанова.

«Сейчас происходит разрушение культурной жизни детства. Давление школы на дошкольное образование  недопустимо, его нужно оградить. В зависимости от возраста нужно  обеспечить виды деятельности, освоив которые, ребенок сможет подготовиться  к учебной деятельности. Главное, что он подойдет с мотивацией –  «хочу учиться». А не бессмысленно будет отличать букву «а» от буквы  «б», поскольку это совершенно вне  логики детского дошкольного развития. Знаковое опосредование, принятие ролевых позиций, развитие воображения, любопытство и любознательность – это ключевые моменты готовности детей к школе», — считает один из разработчиков стандарта, директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин.

Разработчики делают акцент не на том, чтобы ребенок перед  походом в первый класс уже  знал школьную программу, а на развитие способностей, которые соответствуют  дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию. Большое  внимание будет уделяться развитию у ребенка инициативности, его  взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Социализация ребенка — как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью — в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией. 
Основная образовательная программа предполагает обязательную часть и часть, которая будет формироваться участниками образовательных отношений. Обязательной частью считается программа поддержки социализации и индивидуализации детей.

Сюда входит объяснение основ  поведения в быту, в природе, в  обществе, формирование правил поведения  на уровне «что такое хорошо и что  такое плохо», восприятие окружающего  мира. Вторая часть будет включать программы развития в одной или  нескольких областях. Например, если в  детском саду будет в игровой  форме проходить обучение английскому  языку, то специально подготовленные педагоги или организации будут участвовать  в подготовке методики обучения.

Ребенок, по новому стандарту, должен развиваться в четырех  образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и в области физического развития.

Проект учитывает интересы детей  с ограниченными возможностями  здоровья. Для них должны быть созданы  адаптированные образовательные программы. В детских садах, где есть дети с ограниченными возможностями, должны работать специалисты, которые будут оказывать детям необходимую помощь. Кроме того, в детском саду должны быть организованы групповые и коррекционные занятия.

Отдельно в стандарте  прописано уважение педагогов к  их воспитанникам и то, что образовательный  процесс должен учитывать интересы и возможности каждого ребенка; прописана защита детей от всех форм физического и психического насилия, что отсылает к п. 1.9 статьи 34 нового закона «Об образовании».

Одним из уникальных аспектов стандарта является  и то, что  образовательная программа определяется здесь как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации, индивидуализации ребенка, а не получения знаний, как это сделано в других стандартах системы образования. Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Согласно стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка. Все это является инновационными подходами к разработке стандарта

Также очень важно, чтобы  педагоги могли сами выстраивать  свою образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ. Дошкольную программу нельзя унифицировать даже в небольших странах, а в России в силу большого национально-культурного разнообразия это тем более недопустимо.  
Кроме того, существуют законы развития, связанные с возрастом ребенка. Дошкольный возраст очень пластичен,  существует большое количество вариантов индивидуального развития детей. Как говорят психологи, индивидуальная норма для дошкольного возраста гораздо более вариативна, чем для взрослых. Нужно обеспечить условия развития для этих таких разных детей, каждому из которых интересно что-то свое. С таким разнообразием, следуя за ребенком, педагогам нужно уметь работать.

В связи с этим, в стандарте отражены и требования к самим педагогам дошкольного образования. Намечен гуманистический аспект их деятельности.

Кроме того, семья тоже имеет  право выбирать направление развития ребенка, ориентируясь на его особенности. Поэтому для дошкольников должно быть предусмотрено очень много возможностей, в том числе, разные образовательные программы. Неслучайно новый стандарт – это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства.

Следует отметить  что образовательные программы дошкольных учреждений будут составляться в соответствии со стандартом. Предполагается, что реализация положений стандарта может осуществляться по-разному, в рамках разных подходов, что соответствует принципу вариативности. Не будет такого, что все дошкольные организации должны будут следовать какой-то предписанной сверху программе. Конкретный детский сад сможет взять за основу какую-либо примерную программу и составить свою программу по ней.

Важно понять, что не программа  должна обеспечить вариативность, учитывать  разные способности – дети разные и в реальности развиваются по-разному. Программа должна допускать эти различия, она не должна жестко регламентировать образовательный процесс и давать воспитателям возможность реализовать программу по-разному, в зависимости от конкретного состава детей. Учитывать разные способности должны воспитатели в своей ежедневной работе, программа этого сделать не может. Воспитатели должны научиться наблюдать за детьми, определять интересы, склонности, способности, сильные и слабые стороны развития того или иного ребенка и учитывать эти индивидуальные способности в своей работе. Никаких планируемых заранее общих для всех результатов в программах быть не должно.

__________      ???????????

Говоря об основных направлениях модернизации системы дошкольного образования в Нефтеюганском районе в свете перехода на новые стандарты, нельзя не сказать об инновационных процессах которые предопределяют требования стандарта в большинстве дошкольных учреждениях . Так с 2009 года в 5(6)? дошкольных образовательных учреждениях Нефтеюганского района апробируется региональная программа « Югорский трамплин» ориентированная на поддержку развития и модернизации системы дошкольного образования в Ханты- Мансийском автономном округе.

В процессе создания этой программы  использовались самые современные  российские и зарубежные материалы, получившие широкое распространение  и высокую оценку международных  экспертов.

К разработке региональной программы были привлечены эксперты, специалисты по работе в программе  «Step by Step», в особенности ее российской версии под названием «Сообщество», и использован многолетний опыт адаптации этой программы для системы образования России.

За это время была организованы курсовая подготовка педагогов, содержательные профессиональные встречи, круглые  столы, взаимные посещения детских  садов для регулярного общения  педагогов, реализующих программу, тем самым содействуя их развитию.

Программа представляет собой  комплексную образовательную программу, которая направлена на предоставление услуг детям от рождения до 7 лет, а также их семьям. Поскольку в  программе осуществляется подход, ориентированный  на ребенка, важными признаются индивидуальные потребности и интересы каждого  ребенка. Педагоги, работающие по программе:

  • способствуют развитию и обучению детей, создавая в своих группах сообщество детей и взрослых, в рамках которого детям прививаются демократические принципы.
  • оказывают поддержку всем детям – включая детей со специальными потребностями, обеспечивая равный доступ к обучающему содержанию, методам обучения, обучающим задания, материалам и образовательной среде группы.

Информация о работе Стандарт для дошкольников: от идеи до реализации