Стандарт для дошкольников: от идеи до реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:57, доклад

Краткое описание

Государственный стандарт дошкольного образования опирается на стратегию дошкольного образования, которая включает в себя социальные, экономические, организационные, финансовые, методические аспекты в системе дошкольного образования. Таким образом, целью дошкольного образования является организация индивидуального развития ребенка, воспитание творческой личности, которая способна к позитивным отношениям в социальной среде.

Вложенные файлы: 1 файл

ДОКЛАД готовый (2).docx

— 37.04 Кб (Скачать файл)

Программа основана на практике обучения, соответствующего развитию детей является основой высококачественной работы дошкольных учреждений.  Такой подход позволяет большинству детей развиваться, полностью используя свой потенциал.

Психолого-педагогические условия  программы предполагают:

  • создание ситуаций, когда возможность выбора деятельности, партнера, средств предоставляется каждому ребенку, обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;
  • ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями, стимулирование самооценки ребенка;
  • формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка;
  • создание образовательной среды способствующей коммуникативно-личностному, познавательно-речевому, художественно -эстетическому и физическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
  • сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности, т.е. детской исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
  • вовлечение семьи.

Ценности программы, ориентированной  на ребенка, совпадают с ценностями личностно-ориентированной педагогики, лежащей в основе реформы образования  в России, и отвечают на все   запросы российской педагогики и  российского образования. Это означает, что программа основана на глубокой уверенности, что каждый ребенок  имеет право на обучение и может  достигать в нем успеха, опирается  на сильные стороны ребенка и  предоставляет ему широкие возможности  для активного, осмысленного познания мира посредствам игры и других, адекватных возрасту форм и методов  образования.

Содержание программы  отражает все аспекты  социальной ситуации развития ребенка дошкольного  возраста, как и требует того федеральный  государственный образовательный  стандарт дошкольного образования.

Уделено особое внимание  предметно-пространственной развивающей  образовательной среде. Созданная развивающая среда в группах детских садов округа, в соответствии с принципами данной программы,  помогает ребенку учиться лучше и научиться большему в процессе самостоятельного взаимодействия  с окружающим миром – через игру и открытия. Пространство групп разделено на так называемые центры активности (небольшие субпространства) дающие возможность для построения непересекающихся сфер детской активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Определен характер взаимодействия со взрослыми и другими детьми, и этот характер особенный, отличный от привычной практики большинства наших педагогов. Здесь воспитатель является помощником ребенка, «фасилитатором», облегчающий, содействующий, сопровождающий.

Взаимодействие педагогов  с детьми обусловлено «погружением»  ребенка в определенную тему во всех видах деятельности, что является основой для совместной деятельности педагога с дошкольниками, и  предполагает использование образовательной  технологии проектно-тематического  обучения, стержнем которой является исследовательская, познавательная, продуктивная деятельность, в процессе которой  дети выстраивают систему отношений  к самому себе и другим людям, познают  окружающий мир и воплощают новые  знания в реальные продукты.

Параллельно педагог вовлекает  родителей в образовательный  процесс и жизнедеятельность  детского сада, целенаправленно и  планомерно выстраивая тем самым  с родителями доверительные, партнерские  отношения. Родители становятся не столько  потребителями образовательных  услуг, сторонними наблюдателями, сколько  равноправными и равно ответственными партнерами воспитателей, принимающими решения во всех вопросах развития и образования их детей.

В рамках работы по программе  «Югорский трамплин» педагоги максимально  учитывают возможности, интересы и  потребности каждого ребенка  и выстраивают стратегию педагогической работы, начиная с наблюдения за детьми и двигаясь к индивидуализации образования. Для этого постоянно  используется сбор данных о каждом ребенке, особенно при помощи наблюдения и их оценка. На основании оценки происходит планирование индивидуальной работы с детьми («Портфолио дошкольника», «Карта индивидуального сопровождения  ребенка», «Паспорт развития и здоровья ребенка»).

Особенный интерес вызывает  подход к оценке результатов реализации программы.  В частности, оценка осуществляется через ключевые компетентности дошкольников: самостоятельность и активность, ответственность и самоконтроль, чувство уверенности  в себе и  позитивная самооценка, умение работать в команде, независимое и критическое  мышление.

Опыт  реализации программы  в дошкольных образовательных учреждениях  Нефтеюганского района показывает, что  в развитии наших воспитанников  происходят большие изменения: дети становятся более открытыми, не боятся выдвигать различные версии и  гипотезы, умело аргументируют их, становятся более самостоятельными, терпимыми к окружающим людям  и событиям.

Ежегодно в Нефтеюганском районе  проводятся исследования, основной целью которых является изучение степени удовлетворенности родителей качеством услуг, оказываемых в детских садах. По результатам анкетного опроса за 2012-2013 учебный год выявлена положительная оценка деятельности педагогических коллективов реализующих программу «Югорский трамплин». Из числа опрошенных родителей 83% отмечают высокий уровень качества дошкольного образования.

Из этого следует что новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в каждом субьекте Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых  дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе. Многим садам придется очень многое менять, а для этого нужно серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им работать по стандарту. Именно требования к условиям развития детей – к среде развития ребенка, требования к деятельности педагогов и т.п. —  наиболее детально прописаны в стандарте. Дошкольный стандарт – это стандарт условий.

Но это только малая часть  тех изменений, которые вызовет  к жизни стандарт, и которые потребуют достаточно длительного времени. Новый стандарт не призван менять работу в детских садах в одну секунду, однако тренды выстраивания всей системы дошкольного образования в нем заданы достаточно серьезные, и они предполагают проведение действительно большой работы.


Информация о работе Стандарт для дошкольников: от идеи до реализации