Структура профессионального самовоспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:46, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – рассмотреть структуру профессионального самовоспитания педагога.
Задачи контрольной работы:
- рассмотреть понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности учителя;
- охарактеризовать структуру и средства профессионально самовоспитания педагога.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……..3
1. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности учителя…………………………………………………………….…….4
2. Структура и средства профессионально самовоспитания…………………….8
Заключение………………………………………………………………….……..12
Список литературы………………………………………….…………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

струткура профессионального самовоспитания (1).doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы «правил жизни», которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно «да» или «нет» - искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п. [4, с.22].

К.Д. Ушинский считал, что  ему в самовоспитании помогало следующее:

1. Спокойствие совершенное,  по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в словах  и поступках.

3. Обдуманность действий.

4. Решительность.

5. Не говорить о  себе без нужды ни одного  слова.

6. Не проводить время  бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7. Издерживать только  на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать  ни тем, что было, ни тем,  что есть, ни тем, что будет» [4, с.22].

Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

Для начинающих самовоспитательную деятельность, не накопивших достаточного опыта работы над собой, более  приемлемой представляется программа, состоящая из трех разделов: самопознание и самообразование; овладение навыками учебной работы в вузе; самовоспитание.

Чтобы правильно поставить  цели самовоспитания, необходимо знать  свои сильные и слабые стороны, то есть познать себя. Один из важнейших  методов самопознания - анализ собственного опыта, как положительного, так и отрицательного. Опыт, «сын ошибок трудных», - превосходный учитель, дорого, однако, берущий за свои уроки. Другой способ познания себя - сравнение с другими.

По понятным причинам не все задачи и направления работы над собой можно зафиксировать в программе. Подчас в этом и нет особой необходимости. Главное, чтобы каждый, вступивший на педагогическую стезю, выработал свой свод жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни [3, с.4].

Средства и способы  самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Релаксация - общее состояние покоя, расслабленности после сильных переживаний или физических усилий [3, с.4].

Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др. [3, с.4].

В последние годы благодаря  широкой популяризации все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул – аутотренинг [3, с.4].

Совершенное овладение  интегральным умением педагогически мыслить и действовать не может быть обеспечено без специальных упражнений, направленных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников. Научное педагогическое мышление выражается в свободном оперировании педагогическими фактами, их разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого будущий педагог должен научиться классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.

При совершенствовании  мастерства и развитии компетентности перед педагогом встает целый ряд задач как личностного, так и профессионального развития. При этом уровни личностного, морального и интеллектуального развития существенно обусловливают успешность профессионально-педагогической деятельности. Представляется, что необходимым условием образования и самообразования педагога является взаимосвязь личностного и профессионального развития [3, с.35].

 

Заключение

 

Самовоспитание – это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Профессиональное самовоспитание - это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку.

Работа по самовоспитанию необходимо начинать с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процесс сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний.

Следующим шагом самовоспитания является формирование целей, т.е. целепологание  как выбор личностно – значимых целей саморазвития. От выбора цели зависит эффективность такой  работы. Чем шире и значимее цель, тем вернее она может стать  перспективной в жизни человека.

Процесс профессионального  самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: 1) самопознание; 2) самопрограммирование; 3) самовоздействие.

Выдвинуть, сформулировать, а тем более реализовать названные цели практически невозможно без самопознания и самооценки. Самопознание и самооценка - изучение и оценка своих личностных особенностей (интересов, склонностей, характера и т.д.), типологических свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и использования методов диагностики. Знание этих качеств позволяет построить программу саморазвития с учетом работоспособности, уравновешенности, эмоциональной стабильности.

При необходимости программа  саморазвития, средства и методы корректируются на основе самоконтроля. Самоконтроль – это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, результатов продвижения в саморазвитии.

Однако одного желания  изменить себя бывает недостаточно, и  поэтому после выдвижения целей  личностного саморазвития очень важно наметить программу действий самовоспитания. Для реализации программы используются специфические методы: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоободрение, аутогенная тренировка.

Чтобы работать эффективно, учитель должен постоянно повышать не только общекультурный, но профессиональный уровень, свою психолого-педагогическую образованность. Каждый человек в конкретных условиях и с учетом особенностей своей личности может воспользоваться самыми разнообразными средствами и способами самовоспитания. Среди этого многообразия можно выделить следующие группы: средства и способы самопознания, самопрограммирования и самовоздействий.

В деле самопознания учителем особенностей своей личности в роли эталонов самооценки выступают знания о профессии педагога и личности учителя, представления об идеале. Оцениваются реальные проявления личности. Средством здесь выступает поведение и практическая деятельность учителя, а способами – самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценка и т.д.

В качестве основного  средства самопрограммирования в литературе о самовоспитании выделяют самообязательство (письменное или устное). В нем  отражаются как особенности личности, так и требования профессии. Самообязательство  одновременно является способом программирования изменений своей личности.

Программирование изменений  своей личности может осуществляться и в других формах: составление  планов самообразования и самовоспитания, ведение дневниковых записей  и т.д.

Центральное место в  деле самовоспитания занимает реальная самовоспитательная деятельность. И к ее средствам можно отнести различные упражнения, обучающие игры, описание опыта других людей и многое другое.

Весьма эффективным  средством самовоспитания учителя  является литература, особенно литература о жизни и деятельности выдающихся ученых, педагогов и писателей, об опыте их работы над своей личностью.

Средствами самовоспитания будущего учителя являются и различные  виды искусств, способствующие формированию и развитию в нем высокого духовного  начала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Елканов, С.Б.Основы профессионального самовоспитания будущего учителя [Текст] / С.Б. Елканов. - М. Просвещение, 1989. – 189 с.
  2. Клименко, Л.Н. Профессиональное самообразование педагога [Текст] / Л.Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения.  - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 30-39.
  3. Матвеева, С.Е. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития педагога в системе непрерывного образования [Текст] / С.Е. Матвеева // Образование и саморазвитие. – 2009. – № 2. – С.3-9.
  4. Лебедева, В.П. Стимулы к профессиональному самосовершенствованию учителя [Текст] / В.П. Лебедева // Журнал научно-педагогической информации. - 2011. - № 6. – С.21-23.
  5. Сластенин, В.А. Педагогика[Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2009. - 576 с.
  6. Станкин, М.И.. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения [Текст] / М.И. Станкин. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. – 287с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Структура профессионального самовоспитания