Студенческий коллектив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:17, реферат

Краткое описание

Период обучения в вузе – важнейший период социализации человека. Социализация – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует его в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в данной группе и обществе. Процесс социализации включает освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по CП 1.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

 

  Низший, на котором  легкость или затрудненность  межличностных контактов, совместимость  или несовместимость в совместной  деятельности между отдельными членами групп, слаженность или разобщенность их действий обусловлены непосредственными симпатиями или антипатиями членов группы, степенью их эмоциональной привлекательности или непривлекательности друг для друга. Если отношения в академической группе останутся на данном уровне, то они будут сводится, к образованию микрогруппировок по симпатиям и ни о каком развитии коллектива не может идти и речи.

 

      Средний  уровень развития характеризуется  системой межличностных и личных  отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и основными групповыми ценностями. Эти ценности у членов группы сходны, поэтому личные симпатии и антипатии отходят на второй план.

 

      Высший  уровень группового развития  характеризуется тем, что ядро  межличностных и личных отношений опосредованно связями и отношениями к предмету коллективной деятельности, ее смыслу. На этом уровне сплоченность группы оказывается наиболее высокоразвитой и устойчивой. Для этого уровня характерна общность единств жизненных целей и жизненных планов членов группы, взаимопонимание и взаимоподдержка.

 

Становление коллектива студенческой группы зависит:

 

·   характера организации  учебно-познавательной деятельности студентов, контроля над ней и ее оценки;

 

·   степени ясности  функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных норм;

 

·   частоты контактов  и особенностей общения между  членами группы и от особенностей педагогического общения в системе  «педагог-студент»;

 

·   особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению  группы или противопоставляют себя группе);

 

·   характера привлечения  каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качества кооперации сил при выполнении общественно  значимых задач, стоящих перед группой;

 

·   размера группы и времени ее существования;

 

·   качеств руководителей-наставников, межличностных отношений в системе  «педагог-студент» и «студент-студент».

 

        В научной психологической и  педагогической литературе можно встретить множество разнообразнейших характеристик критериев уровня развития студенческих учебных групп,  начиная от единства мировоззренческой направленности и ценностных ориентации в  них до таких признаков как "совпадение формальной и неформальной структуры",   "высокая успеваемость» и даже отсутствие  в  группах конфликтов.   Из этого множества критериев можно выделить группы наиболее значимых:

 

1. уровень социальной  значимости предметной деятельности  студенческой группы, выполнение  основной студенческой функции, влияние на гармоническое развитие личности члена коллектива;

 

2. уровень  сплоченности  как ценностно-ориентационного единства  группы;

 

3. уровень  организационного  единства группа;

 

4. уровень удовлетворенности   членов группы положением дел  и взаимоотношениями в группе;

 

5. уровень  ее эмоциональной  культуры и преобладание мажорного  тона;

 

6. уровень всех видов  групповой общественной активности;

 

7. уровень  группового  самосознания и потребность   в  его развитии.

 

Первым,   главным  и наиболее   общим критерием оценки  группы как коллектива должна быть оценка ее предметной деятельности: оценка выполнения коллективом основной общественной  функции - овладение глубокими знаниями,   подготовка к будущему высококвалифицированному труду, оценка   возможности группы  способствовать,  полноценному всестороннему гармоническому развитию личности каждого члена группы, его активному включению в различные виды деятельности.

 

   Иногда оценку  исполнения коллективом  основной  общественной функции сводят  к анализу успеваемости в периоды межсессионного и  сессионного контроля    знаний.   Поэтому некоторые  вузовские сотрудники  основным критерием благополучного психологического климата академической группы и успешной учебно-воспитательной работы на курсе, факультете, во всем вузе считают процент успеваемости  и   количество хороших и  отличных оценок на экзаменах. На самом деле процент успеваемости не  только не может быть сам по себе главным критерием благополучия психологического климата в группе или на курсе, он даже   не может достоверно свидетельствовать о глубине и прочности студенческих знаний. Уровень абсолютной и качественной успеваемости студентов может быть лишь одним из показателей оценки предметной деятельности студенческой группы. Вторым  критерием социальной зрелости студенческой академической группы,   непосредственно связанным с первым, является его сплоченность как ценностно-ориентационное единство,   которое проявляется:

 

      в частоте  совпадения оценок,   мнений и суждений по  отношению к существенно значимым для группы в целом объектов,

 

      в стремлении как можно чаще  коллективно действовать, или решать разлитые вопросы,   оказывая друг    другу помощь;

 

      в росте  принципиальной доброжелательной  требовательности друг к другу  по отношению к учебной и трудовой деятельности, развитии нравственно-волевых качеств  и культуры поведения, ответственности  не только за свое поведение, но и  за поведение товарищей.

 

Одним из значимых критериев  высокого - развития группы как

 

коллектива является ее организационное  единство.   О его наличии судят  обычно по тому, существует ли в группе  авторитетный и полномочный  центр - актив, пользуется ли он уважением, симпатиям преобладающего большинства группы,  обладает ли необходимыми  деловыми качествами.

 

Важным критерием  социальной  зрелости  студенческой  группы является удовлетворенность  членов группы положением дел и взаимоотношениями  в ней, стержнем которых является уровень эмоциональной культуры.

 

Одним из важных критериев  благополучного психологического климата студенческого коллектива и уровня его социальной зрелости является степень групповой общественной активности, понимание смысла участия в различных видах общественной деятельности.

 

      Деятельность, направленная на формирование  студенческого коллектива, по своей сути творческая, поэтому невозможно дать универсальных способов осуществления ее. Искусство руководства группой и воспитательного воздействия на нее требует владения навыками организационной работы и знаниями основ науки общения, основ психологии, педагогики и этики, умением менять стиль руководства в зависимости от стадий развития коллектива, проявлять динамизм и гибкость в действиях и непрерывно учится мастерству руководства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

 

       Усилиями  многих отечественных педагогов и психологов создавалась теория становления и развития коллектива. На современном этапе при формировании  успешного коллектива необходимо учитывать принципы, сформулированные еще А.С.Макаренко, и дополненные его последователями. Знание внутригрупповых отношений и

эмоционального фона, поможет успешно реализовать  цели и задачи, поставленные перед  формирующимся коллективом.

 

       Студенческая  среда и особенности студенческой  группы, оказывают мощное социализирующее  и воспитательное воздействие на личность студента. Известно, что поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов, этапы и условия преобразования группы в коллектив, обладать необходимой теоретической базой, предполагающей знания основ педагогики, психологии, социологии и других наук, для благотворного воздействия на коллектив и сохранении его в течение всего периода обучения в вузе           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы: 

 

 

1. Андреева, Г.М. Социальная психология : Учебное Пособие / Г.М. Андреева. -  5-е изд. - М. :  Аспект Пресс,  2003. – 344 с.

 

2. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко. – Челябинск : Южный Урал кн. изд-во, 1988. – 261 с.

 

3. Марисова, Л.И. Студенческий коллектив : основы формирования и деятельности / Л.И. Марисова ; под ред.  Б.И. Королев. – Киев, 1985. – 51с.

 

4. Новиков, В.В. Социальная психология: феномен и наука : Учебное Пособие / В.В. Новиков ; Международная  академия  психол. Науки. - Ярославль  государственный ун-т. - М. : Изд-во Инта Психотерапии, 2003. - 344 с.

 

5. Педагогика и психология высшей школы : Учебное пособие для вузов; Отв. ред. С.И. Самыгин. -  Ростов на Дону : Феникс, 1998. – 534 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Студенческий коллектив