Сущность организации воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:44, реферат

Краткое описание

В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений начального профессионального образования (НПО), как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности личности.
Начальная профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Основы организации воспитательного процесса в системе начального профессионального образования
1.1. Понятие воспитательного процесса, его содержание и особенности организации
1.2. Система начального профессионального образования
1.2.1. Современные учреждения НПО
1.4. Изучение эффективности воспитательной работы и воспитательной системы в учреждениях начального профессионального образования
1.4.1. Социальный портрет учащегося системы НПО
1.5. Техника планирования воспитательной работы
1.5.1. Принципы и задачи планирования воспитательной работы
1.5.2. Требования к планированию воспитательной работы
1.6. Воспитательная работа как необходимое условие становления личности
1.6.1. Самовоспитание как необходимая составляющая учебно- -воспитательного процесса
1.7. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО
1.7.1. Формы воспитательного процесса
1.7.2. Методы воспитательной работы
1.8. Специфические особенности организации воспитательной деятельности в учреждениях НПО
1.9. Современные тенденции воспитательной деятельности в начально-профессиональных учебных заведениях

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Воспитательная система - развивающееся  явление. Она создается, совершенствуется, регрессирует, обновляется, умирает. Развитие системы - процесс управляемый. Чтобы  успешно управлять ее развитием, надо ясно представлять закономерности, тенденции и этапы этого процесса.

Процесс развития воспитательной системы  становится наиболее эффективным при  условии, что в идеологию системы  заложены идеи свободы выбора, личного  достоинства, терпимости и взаимной ответственности.

Нельзя не учитывать, что большая  роль в организации изучения эффективности  воспитательного процесса и воспитательной системы принадлежит администрации  учебного заведения, которая направляет и регулирует эту работу.

Она обеспечивает:

- плановость изучения и состояния  воспитательного процесса;

- проведение обследования по  определённой проблеме с привлечением  всех участников педагогического  процесса;

- проведение исследования в  один и тот же временной  период;

- оформление специальных таблиц, где регулярно фиксируюся основные данные исследований в доступной для восприятия студентов и сотрудников форме;

- контроль над объемом заполняемых  студентами, педагогами анкеты тестов, что позволяет исключить перегрузки.

1.4.1. Социальный портрет учащегося системы НПО

Первым условием в достижении проектируемого результата, является учет специфики  контингента обучающихся в УНПО.

За десятилетие социокультурной  трансформации России и ее переходом  к демократической модели рыночной экономики существенно изменился социальный облик учащихся системы начального профессионального образования, который необходимо учитывать при осуществлении воспитательной работы в учреждениях данного вида.

Сегодня необходимы глубокие измерения  ценностных ориентаций учащейся молодежи, причин и тенденций их изменений, эффективности современных способов организации учебно-воспитательного процесса. Для системы НПО это имеет особое значение. Эта система обучает и воспитывает специфический контингент учащихся, многие из которых представляют социально неблагополучные слои населения.

Социальный облик учащегося  системы НПО на сегодняшний момент оставляет желать лучшего. Это подтверждают данные Института развития профессионального  образования Минобразования РФ, который провел социологическое исследование на тему - «Социальный портрет учащегося системы НПО» (2002 г.).

Вряд ли удастся, я считаю, решить проблему «телемании» путем восстановления когда-то существовавшего на телевидении  образовательного канала или предоставления просветительным программам определенного объема времени на телевидении. Непродуктивное противостояние систем образования и телевидения необходимо сменить стимулированием лучших воспитывающих программп. Возможно, часть средств, идущих сейчас в платное образование, следует переадресовать на поддержку СМИ, содействующих педагогическому сообществу. Телевидение должно быть, на мой взгляд, партнером системы образования.

Данные исследования также свидетельствуют  о деградации образовательного учреждения как организатора свободного времени молодежи. («У друзей» чаще всего проводит свободное время 28% учащихся, дома - 25%, в учреждениях НПО - лишь 13%).

Исследования показали тенденцию прогрессирующего увлечения учащихся системы НПО курением, пьянством, наркоманией и сквернословием.

На  основе приведенных выше данных можно  сделать вывод, что необходимо вести  борьбу за восстановление культуры в  образовательных учреждениях. (Приложение №1)

Следует начать с наиболее распространенного  и вполне устранимого порока: от культуры слова к культуре поведения - лучший путь освобождения молодежи от вредных привычек.

В целом вопросы воспитания требуют  новой, более активной трактовки  в образовательной политике. Не отрицая  воспитывающей роли самих преподавателей и мастеров производственного обучения, следует, тем не менее, определить структурные звенья, ответственные за воспитательную работу на всех уровнях системы образования. Возможно, начать следует с восстановления во всех учреждениях НПО должности заместителя директора по воспитательной работе.

1. 5. Техника планирования  воспитательной работы

Говоря о планировании воспитательной работы, следует сразу отметить то, что план - это своего рода программа действий участников воспитательного процесса. За его составление и выполнение педагог любого уровня несет персональную ответственность.

Планирование воспитательной работы - это педагогическое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов и задач.

1.5.1. Принципы и задачи  планирование воспитательной работы

Принципами планирования воспитательной работы являются: целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс  как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения всех); индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для его самоактуализации); научность (научное понимание процессов воспитания); непрерывность, последовательность; разнообразие содержания форм и методов.

В плане воспитательной работы отражаются результаты и оценки достигнутого; цели, стратегические ориентиры будущей деятельности; программа действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей; реальные сроки реализации намеченного; ответственные за выполнение конкретных дел.

На основании цели выделяется группа стратегических задач, стоящих перед воспитательной работой:

1. Организация внеучебной деятельности  учащихся;

2. Стимулирование здорового образа  жизни;

3. Приобщение учащихся к культуре;

4. Создание учебно-производственного  коллектива;

5. Воспитание культуры общения;

6. Привлечение учащихся к  планированию.

Анализ результатов и оценка достигнутого, безусловно, не может  ограничиваться перечнем воспитательных мероприятий за прошедший учебный  год. Важно оценить и осмыслить  итоги проделанной работы. Выявить  недостатки и факторы, которые неизбежно  привели к успеху, чтобы учесть в дальнейшей работе.

Объективную картину достигнутого уровня деятельности помогут получить следующие источники информации: итоговые материалы диагностики  учебно-воспитательного процесса, показатели психологических обследований студентов, их родителей, педагогов; результаты проверки документации, статистические данные.

1.5.2. Требования к планированию  воспитательной работы

При составлении планов воспитательной работы определяются требования, следование которым обеспечивает качество планирования.

Все требования предполагают использование  в воспитательной работе широкого круга  факторов, формирующих личность студента. Составляя годовой план, педагог  определяет, как будут привлечены к учебно-воспитательному процессу студенты, их родители, педагоги, а также будут использоваться культурно-просветительные учреждения города. Только при таком подходе план становится важным условием успеха педагогической деятельности.

1.6. Воспитательная работа  как необходимое условие становления  личности

Воспитание, как всякая другая деятельность, должно быть упорядочено. Технология в  целом представляет собой последовательное и непрерывное движение субъектов  и участников воспитательного процесса через промежуточные этапы, виды деятельности.

Для успеха воспитательной работы не менее значим учет субъектного опыта воспитуемых. Под субъектным опытом в педагогической науке понимаются сложившееся отношения индивида к миру вещей и людей, к самому себе, направления активности, природный потенциал, приемы выполнения действий, эмоциональные реакции, совокупность субъектных ценностей и потребностей. В необходимости изучать содержание субъектного опыта воспитанников, учитывать его во внешних воздействиях на личность состоит одна из основных специфических особенностей воспитания.

Воспитательная работа предполагает общение и взаимодействие субъектов. Открытость воспитанника воспитательному  воздействию зависит от авторитета педагога. Нравственный авторитет педагога - одно из важных условий эффективности  воспитательной работы.

Главным объектом воспитательной работы являются отношения воспитанника с  социумом. В свою очередь отношения  человека к другим людям, обществу, отечеству, труду находятся в  прямой зависимости от положения  воспитанника в системе семейных, внутриколлективных, межличностных отношений.

Воспитательная работа призвана удовлетворять  потребность учащихся в общении. В свою очередь удовлетворение этой потребности углубляет и расширяет  связи воспитанников с другими  людьми, с обществом, со всем окружающим миром. Разностороннее общение является механизмом развития представлений о разных сторонах своей личности, формирования самосознания. В общении развивается потребность человека в другом человеке, способность представлять себя на месте другого, переживать общие с ним чувства.

Повышение эффективности воспитательной работы предполагает формирование культуры оценочной деятельности учителей и  развернутость взаимооценочной  деятельности воспитанников. Вовлеченность  воспитуемых в самооценочную  деятельность способствует их выходу на самовоспитание, осознанное принятие позиции саморазвития. Самовоспитание - это самостоятельная и активная творческая деятельность ученика. Задача воспитательной работы - сформировать положительную мотивацию, для включения в эту деятельность. Педагогическое управление воспитанием предполагает периодическое ознакомление учащихся с научно-популярной литературой по вопросам самовоспитания, организацию самооценочной деятельности, ознакомление учащихся с ее результатами, помощь в выработке индивидуальных программ самовоспитания.

1.6.1. Самовоспитание как  необходимая составляющая 

учебно-воспитательного  процесса

Самовоспитание - это сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, самосовершенствование подрастающего поколения в различных направлениях в соответствии с интересами личности и общества, необходимое условие и средство обновления воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях.

В процессе самовоспитания учащиеся должны осуществлять следующие действия:

· анализировать свой внутренний мир, посредством самонаблюдения, сравнивая  себя с другими, идеалом, давать оценку; выделять свои «плюсы» и «минусы», от которых предстоит избавиться;

· ставить цели и разрабатывать  программу деятельности по самосовершенствованию одних и устранению других качеств;

· участвовать в деятельности - трудовой, учебной, профессиональной, познавательной и др. - по достижению поставленных задач с помощью  волевых усилий;

· осуществлять саморегуляцию этой деятельности: самоанализ, самоконтроль, самооценку ее хода и результатов, при необходимости корректировать, т.е. уточнять цели.

Регулярно занимаются самовоспитанием  немногие, и мало кто их к этому  побуждает, поэтому заметных успехов  добиваются лишь единицы.

Самовоспитание большинства  учащихся нуждается в педагогическом стимулировании, что предполагает управление саморазвитием личности, сочетание целей воспитания и самовоспитания. Педагог решает целый комплекс задач: способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, включает их в различные виды деятельности и социальные отношения, участвуя в которых они выполняют социальные роли.

Стимулирование связано с разрешением  основного противоречия - между достигнутым  уровнем развития учащихся и теми требованиями, которые к ним предъявляет общество. Процесс стимулирования самовоспитания предполагает диагностику самовоспитания, организацию разносторонней жизнедеятельности учащихся. Диагностика самовоспитания - это изучение того, насколько осознанно, целенаправленно, разносторонне, регулярно, активно сами учащиеся развивают свою личность, что их к этому побуждает или, что мешает этому процессу.

Диагностика позволяет педагогу проследить саморазвитие каждого, осуществить  личностный подход к учащимся.

Формирование установки на самовоспитание происходит в процессе разнообразной деятельности учащихся: учении, игре, труде и др.

Педагоги должны пропагандировать те области самовоспитания, в которых  усилия учащихся незначительны, видеть противоречия между уровнем развития учащихся и предъявляемыми к  ним требованиям, корректировать или формировать их жизненные цели, ознакомить со средствами и приемами развития личности и способами работы над собой.

В каждом учебном заведении должны соблюдаться условия, способствующие самовоспитанию.

Самовоспитание осуществляется в коллективе, поэтому от педагога требуется организация совместной деятельности всех учащихся, их коллективных усилий в решении общих задач. В дружном коллективе у учащихся развиваются основные морально-волевые качества: ответственность, организованность, трудолюбие, целеустремленность, аккуратность и др., происходит взаимовлияние ребят друг на друга.

В последнее время значительное влияние приобретают неформальные молодежные объединения. Неформальные группы характеризуются разновозрастностью состава, высоким уровнем организованности и др. Степень влияния учащихся друг на друга внутри неформальных групп значительно выше, чем в учебной группе. Будущие молодые рабочие, я считаю, должны быть включены в систему разнообразных коллективистских отношений.

Таким образом, самовоспитание должно пронизывать весь учебно-воспитательный процесс и внеучебную работу профессионального  лицея, где создается атмосфера  сотрудничества, взаимной требовательности и самокритичного отношения к  себе.

Информация о работе Сущность организации воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования