Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 20:02, лекция
1.Педагогический процесс как целостная динамическая система.
2.Особенности воспитательного процесса.
3.Цели, задачи, содержание профессионального образования.
1.Педагогический процесс как целостная динамическая система
Педагогический процесс
- это специально организованное, целенаправленное
взаимодействие педагогов и воспитанников,
направленное на решение развивающих
и образовательных задач.
Педагоги и воспитанники как деятели,
субъекты являются главными компонентами
педагогического процесса. Взаимодействие
субъектов педагогического процесса (обмен
деятельностями) своей конечной целью
имеет присвоение воспитанниками опыта,
накопленного человечеством во всем его
многообразии. А успешное освоение опыта,
как известно, осуществляется в специально
организованных условиях при наличии
хорошей материальной базы, включающей
разнообразные педагогические средства.
Взаимодействие педагогов и воспитанников
на содержательной основе с использованием
разнообразных средств есть сущностная
характеристика педагогического процесса,
протекающего в любой педагогической
системе.
Системообразующим фактором педагогического
процесса выступает его цель, понимаемая
как многоуровневое явление. Педагогическая
система организуется с ориентацией на
цели воспитания и для их осуществления,
она всецело подчиняется целям образования.
Педагогическая задача - основная единица
педагогического процесса. Развивающаяся
во времени основная единица педагогического
процесса, по которой только и можно судить
о его течении, должна удовлетворять следующим
условиям: обладать всеми существенными
признаками педагогического процесса;
являться общей при реализации любых педагогических
целей; наблюдаться при выделении путем
абстрагирования в любом реальном процессе.
Именно этим условиям отвечает педагогическая
задача как единица педагогического процесса.
В реальной педагогической деятельности
в результате взаимодействия педагогов
и воспитанников возникают разнообразные
ситуации. Привнесение в педагогические
ситуации целей придает взаимодействию
целенаправленность. Педагогическая ситуация,
соотнесенная с целью деятельности и условиями
ее осуществления, и есть педагогическая
задача.
Поскольку педагогическая деятельность
в рамках любой педагогической системы
имеет задачную структуру, т.е. может быть
представлена как взаимосвязанная последовательность
решения бесчисленного множества задач
разного уровня сложности, а воспитанники,
в свою очередь, включены в их решение,
так как взаимодействуют с педагогами,
то и с этой точки зрения единицей педагогического
процесса есть все основания рассматривать
материализованную педагогическую задачу
как воспитательную ситуацию, характеризующуюся
взаимодействием педагогов и воспитанников
с определенной целью. Таким образом, движение
педагогического процесса, его "моменты"
должны прослеживаться при переходе от
решения одной задачи к другой.
Принято различать задачи разного класса,
типа и уровня сложности, но все они имеют
общее свойство, а именно: являются задачами
социального управления. Однако "клеточкой"
педагогического процесса, стремясь к
его наименьшей единице, можно считать
только оперативные задачи, ограниченно
выстроенный ряд которых приводит к решению
тактических, а затем и стратегических
задач. Объединяет их то, что все они решаются
с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей
прохождение четырех взаимосвязанных
этапов:
анализа ситуации и постановки педагогической
задачи; проектирования вариантов решения
и выбора оптимального для данных условий;
осуществления плана решения задачи на
практике, включающего организацию взаимодействия,
регулирование и корригирование течения
педагогического процесса;
анализа результатов решения.
Движущие силы педагогического процесса.
Поступательное движение педагогического
процесса от решения одних задач к другим,
более сложным и ответственным, осуществляется
в результате научно обоснованного разрешения
объективных и своевременного осознания
и устранения субъективных педагогических
противоречий, являющихся следствием
ошибочных педагогических решений.
Наиболее общим внутренним противоречием
объективного характера, определяющим
движение педагогического процесса, является
несоответствие реальных возможностей
воспитуемых тем требованиям, которые
к ним предъявляются со стороны общества:
школы, учителей. Однако если требования
слишком завышены или, наоборот, занижены,
то они не становятся источниками движения
школьника, а следовательно, и всей педагогической
системы к намеченной цели. Только задачи,
ориентированные на завтрашний день развития,
вызывают интерес и потребность в их решении.
Это говорит о необходимости проектирования
близких, средних и далеких перспектив
коллектива и отдельных воспитанников,
их конкретизации и обеспечения принятия
самими детьми.
В последние годы в связи с демократизацией
образования выявилось главное внутреннее
противоречие педагогического процесса
и развития личности в детском возрасте.
Это несоответствие между активно-деятельной
природой ребенка и социальнопедагогическими
условиями его жизни. Главное противоречие
конкретизируется целым рядом частных:
между общественными интересами и интересами
личности; между коллективом и личностью;
между сложными явлениями общественной
жизни и недостатком детского опыта для
их понимания; между стремительно нарастающим
потоком информации и возможностями учебно-воспитательного
процесса и др.
К субъективным противоречиям относятся
следующие: между целостностью личности
и функциональным подходом к ее формированию,
односторонностью педагогического процесса;
между отставанием процесса генерализации
знаний и умений и нарастающей необходимостью
применять преимущественно обобщенные
знания и умения; между индивидуальным
творческим процессом становления личности
и массово-репродуктивным характером
организации педагогического процесса;
между определяющим значением деятельности
в развитии личности и установками преимущественно
на словесное воспитание; между возрастающей
ролью гуманитарных предметов в гражданском
становлении человека и тенденцией к технократизации
педагогического процесса и др.
Главное интегративное свойство педагогического
процесса как динамической системы - его
способность к выполнению социально обусловленных
функций. Однако общество заинтересовано
в том, чтобы их выполнение соответствовало
высокому уровню качества. А это возможно
при условии функционирования педагогического
процесса как целостного явления: целостная,
гармоничная личность может быть сформирована
только в целостном педагогическом процессе.
Целостность - синтетическое качество
педагогического процесса, характеризующее
высший уровень его развития, результат
стимулирующих сознательных действий
и деятельности субъектов, функционирующих
в нем. Целостному педагогическому процессу
присуще внутреннее единство составляющих
его компонентов, их гармоническое взаимодействие.
В нем непрерывно происходят движение,
преодоление противоречий, перегруппировка
взаимодействующих сил, образование нового
качества.
Целостный педагогический процесс предполагает
такую организацию жизнедеятельности
воспитанников, которая отвечала бы их
жизненным интересам и потребностям и
оказывала бы сбалансированное воздействие
на все сферы личности: сознание, чувства
и волю. Любая деятельность, наполненная
нравственно-эстетическими элементами,
вызывающая положительные переживания
и стимулирующая мотивационно-ценностное
отношение к явлениям окружающей действительности,
отвечает требованиям целостного педагогического
процесса.
Целостный педагогический процесс несводим
к единству процессов обучения и воспитания,
объективно функционирующих как часть
и целое. Не может он рассматриваться и
как единство процессов умственного, нравственного,
эстетического, трудового, физического
и других видов воспитания, т.е. как обратное
сведение в единый поток механически вырванных
частей из единого целого. Есть единый
и неделимый педагогический процесс, который
усилиями педагогов должен постоянно
приближаться к уровню целостности через
разрешение противоречия между целостностью
личности школьника и специально организуемыми
влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
2.Особенности воспитательного процесса
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей, определяющих его сущность, специфику и характер протекания.
1. Воспитание – целенаправленный
процесс. Это проявляется в том,
что основным ориентиром в
работе педагога служит
2. Воспитание – многофакторный
процесс, поскольку при его
3. Воспитание – субъективный
процесс, что выражается в
4. Воспитание – процесс, характеризующийся
отдаленностью результатов от
момента непосредственного
5. Воспитание – непрерывный
процесс, поскольку личность нельзя
воспитывать «от случая к
6. Воспитание – комплексный
процесс, что выражается в единстве
его целей, задач, содержания, форм
и методов, в подчинении всего
воспитательного процесса идее
целостного формирования
7. Воспитание – двусторонний
процесс, поскольку он идет в
двух направлениях: от воспитателя
к воспитаннику (прямая связь) и
от воспитанника к воспитателю
(обратная связь). Управление процессом
строится главным образом на
обратных связях, т. е. на той информации,
которая поступает к педагогу
от воспитанников. Чем больше
информации об особенностях, способностях,
склонностях, достоинствах и недостатках
воспитанника имеется в
3.Цели, задачи, содержание профессионального образования
В учебных программах предусматривается как теоретическое, так и производственное образование. Задачи, методы и формы организации, содержание этого образования, имеющие свои особенности, направлены к одной цели – подготовке высококвалифицированных младших специалистов. Следовательно, теоретическое и производственное образование считается самостоятельной, но взаимосвязанной частью образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях.
Практическое профессиональное образование должно быть нацелено на развитие личности учащихся, т.е. обеспечение формирования у учащихся практических навыков применения на практике полученных ими теоретических знаний с учетом их личных прав, генетически-психологических возможностей, социально-экономических интересов и потребностей, а также требования производства (технологий).
Раскрытие необходимой связи между содержанием практического профессионального образования и возможностями формирования основ профессионального мастерства учащихся является основной проблемой-основой противоречий в методике данного образовательного процесса. Под термином содержания профессионального образования понимается органическое единство теоретического и практического профессионального образования, функции которых взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Основная цель и задачи практического профессионального образования заключаются в формировании у учащихся основы профессионального мастерства и подготовке их к будущей трудовой деятельности по выбранной ими специальности. Эта подготовка обеспечивается усвоением практических навыков и умений, необходимых для применения приобретенных теоретических знаний на практике, планирования производственных процессов, свойственных их специальности, подготовки, осуществления, контролирования и обслуживания. Ибо «младший специалист» – это профессиональная степень, специальность, которая дается выпускникам, успешно усвоившим программы теоретического и специального практического образования. Младший специалист выполняет технические задания по своей специальности, связанные с компьютером и другими средствами; приведет в действие технические оборудования и другие виды транспорта, обслуживает инженерно-технические оборудования и предметы, их ремонтирует; устанавливает станки, металлоконструкции, выполняет другие подобные работы.
Практическое профессиональное образование отличается от общего образования своей целью обучения, программами и отбором содержания программ. Общеобразовательный процесс и процесс теоретического профессионального образования, являясь в основном аналогичными, осуществляются использованием одинаковых дидактических принципов и методических приемов. Практическое профессиональное образование же коренным образом отличается методами и способами обучения. Так как здесь обучение ведется в тесной связи с производством: учащиеся обучаются, занимаются производством, проявляют трудовую деятельность. Значит, своеобразие практического профессионального образования заключается в первую очередь в том, что учебный процесс осуществляется непосредственно во время трудовой деятельности самих учащихся.
Следовательно, практическое профессиональное образование – это учебный процесс, направленный к формированию профессиональных знаний и навыков в результате умственной и физической деятельности учащихся. Если в процессе теоретического профессионального образования формируется система теоретического образования и навыков, то в процессе практического профессионального образования приобретаются практические навыки. Как результат этих двух взаимосвязанных процессов формируется личность младшего специалиста, имеющего конкретную специальность и навыки.
Если в процессе теоретического профессионального образования изучаюся особенности теоретической деятельности, направленной к моделированию содержания и смысла профессиональной деятельности, то в процессе практического профессионального образования изучаются особенности практической деятельности, обеспечивающие применение на практике модели профессиональной деятельности. Соответственно, если основную структуру теоретического профессионального образования составляет комплекс общеобразовательных и специальных дисциплин, то основные элементы практического профессионального образования составляет комплекс последовательных, взаимообусловленных видов практической деятельности: лабораторные работы, учебная практика, производственная практика, преддипломная практика и т.д. [1].
Для определения средств, составляющих основу содержания практического образования, целесообразно опираться на следующие положения:
1. Структура содержания
практического образования
2. Составные части
содержания практического
Информация о работе Сущность, цели и задачи профессионального образования