Сюжетное рисование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 14:39, контрольная работа

Краткое описание

Творчество детское – это форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. На начальных этапах онтогенеза основное значение имеет субъективная сторона творческой деятельности. В раннем возрасте Т. д. разворачивается в ходе познания свойств и отношений в предметном мире, в процессуальной игре. В дошкольном возрасте Т. д. проявляется в сюжетно-ролевой, режиссерской игре и в продуктивных видах деятельности, таких как рисование, лепка, конструирование, словотворчество.

Вложенные файлы: 1 файл

Творчество детское.docx

— 53.60 Кб (Скачать файл)

Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя, т.е. сам процесс работы над ним. В подготовительной группе больше возможностей в использовании художественных словесных образов. Воспитатель должен подбирать такие сказки, стихотворения для детей, где тот или иной образ представлен наиболее ярко. Дети в этом возрасте уже приобрели некоторый жизненный опыт и овладели определенными навыками в изобразительном искусстве. Ребята подготовительной группы способны с небольшой помощью педагога создать образ, соответствующий литературному, почувствовать и передать настроение произведения, используя различные цветовые сочетания. При анализе рисунков дети подготовительной группы уже в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале воспитатель помогает вопросами, правильно или нет, выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки.

Воспитатель должен поощрять в работах ребят выдумку, фантазию, способность мыслить самостоятельно, т.е. то, без чего невозможно сознательное, творческое отношение ко всякой работе и, в частности, к обучению в школе.

Практическая часть

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ комбинированного вида № 61 города Нижнекамска с мая 2014 по ноябрь 2014г. Для эксперимента были отобраны 16 детей в возрасте от 6 до 7 лет.

При отборе детей, участвующих в эксперименте, использовались следующие критерии:

1.                 половая гетерогенность группы;

2.                 адаптация ребенка к ДОУ.

В исследовании принимали участие 16 детей старшего дошкольного возраста Мы их разделили на 2 подгруппы: экспериментальную и контрольную

Экспериментальная группа :                                                  Контрольная группа:

Амалия Л.                                                                                      Коля И.

Кира З.                                                                                       Катя А.

 Данил М.                                                                                       Миша Р.

Лейла М.                                                                                       Лиза С.

 Кирилл С.                                                                            Артём Л.

 Ира С.                                                                                       Катя О.

Саша Т.                                                                                       Антон З.

Даша Э.                                                                                       Айнель Б.

 

Первый этап - констатирующий; его задачи:

  • выявление исходного уровня сформированности изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста;
  • выявление состояния проблемы по использованию сюжетного рисования в развитии изобразительного творчества в практике.

1.Для решения первой задачи нами были выбраны следующие методы и методики:

1.1 Беседа с детьми. Этим методом  были диагностированы потребность, интерес к творческой деятельности, увлеченность ею и самостоятельность  в выполнении работы

1.2 Тест для детей "Неполные  фигуры" (Е.П. Торренс). Выбор указанного  варианта задания объясняется  тем, что предлагаемые в нем  наглядные опоры активизируют  всю психическую деятельность  детей. Процесс дорисовывания и  создания воображаемой картины  позволяет выявить особенности  операций анализа, синтеза, способности  видеть целое раньше частей. Ребенок  подчиняет свое воображение поставленной  задаче, создавая новый целостный  образ с использованием данной  фигуры. В то же время предложение  нарисовать картину обеспечивает  условия для фантазирования, проявления  внутренней позиции.

1.3 Метод анализ продуктов детской  деятельности: нами изучались рисунки  детей. С помощью этого метода  нам удалось диагностировать  остальные критерии - владение техническими  навыками и умениями, изобразительно-выразительными  средствами для создания образа  и проявления творчества

2. Для решения второй задачи  проводилась беседа с педагогом, изучались планы руководителя  по изобразительной деятельности

Второй этап - формирующий.

Цель дальнейшей работы: повысить уровень развития сюжетного рисования детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проходил с сентября по ноябрь 2014г. Нами были разработаны серии сюжетных занятий с использованием нетрадиционных техник с целью развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста

При проведении формирующего эксперимента были использованы подгрупповые занятия с детьми экспериментальной группы.

Формирующий эксперимент носил последовательный характер и предполагал проведение нескольких взаимосвязанных этапов.

1.  Обучающий, на котором детей знакомили с несколькими техниками нетрадиционного рисования:

Занятие 1. "Хмурая, поздняя осень".

Нетрадиционные техники: восковые мелки + акварель, монотипия, оттиск печатками.

 

Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в пейзаже; учить отображать состояние погоды в рисунках (ветер, туман, дождь) цветом, линиями, оттисками, составлять композиции" использованием разных способов; упражнять цветовосприятие отбором тонких оттенков холодного, печального и экспрессивного колорита поздней осени.

Занятие 2 "Я люблю пушистое, я люблю колючее"

Нетрадиционные техники: тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном.

Цель: воспитывать эстетическое отношение к животным через их изображение в различных художественных техниках; упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного, зверя.

Занятие 3 "Моя любимая погода зимой".

Нетрадиционные техники: печать поролоном по трафарету, набрызг, рисование пальчиками.

Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных (техниках; упражнять в отображении состояния погоды в рисунках (ясно, метель); развивать чувство композиции, колорита.

Занятие 4 "Я в волшебном лесу".

Нетрадиционные техники: печать поролоном по трафарету, тычок полусухой кистью, черно-белый граттаж.

Цель: развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными графическими техниками вы разительного образа леса; развивать чувство композиции, колорита.

Занятие 5 "Паук в паутине".

Нетрадиционная техника: обрывание бумаги.

Цель: учить технике обрывания бумаги; закрепить представление о свойствах бумаги; познакомить с техникой рисования фломастером.

Дети были заинтересованы работой с красками; в ходе занятий у детей развивались умения создавать художественный образ с помощью цвета, но в основном дети упражнялись в применении нетрадиционных живописных техник.

2. Творческий, на котором детям предоставлялась возможность самостоятельно выбрать заинтересовавшие техники для создания неповторимых сюжетов.

Занятие 6. "Я шагаю по ковру из осенних листьев".

Нетрадиционные техники: печать листьями, набрызг, восковые мелки + акварель.

Цель: развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа; учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по поверхности листа; выбирать необходимую технику, способ, материал, цветовые решения.

Занятие 7. "Бабочки, которых я видел летом".

Нетрадиционные техники: "знакомая форма - новый образ" (обведение кулака, ножниц, кисти руки или печать ею), монотипия.

Цель: совершенствовать умения детей в различных, изобразительных техниках; развивать пространственное мышление; знакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.

Занятие 8 "Я в подводном мире".

Нетрадиционные техники: цветной граттаж, обведение ладони (всей кисти руки), восковые мелки + акварель, кляксография с трубочкой.

Цель: воспитывать эстетическое отношение к подводному миру и его изображению в различных художественных техниках; развивать чувство композиции, фантазию.

Занятие 9 "Животные, которых я сам придумал".

Нетрадиционные техники: кляксография, обведение ступни, кисти руки.

Цель: развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками.

Занятие 10 "Мои любимые животные".

Нетрадиционные техники: оттиск поролоном, тычок полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой.

Цель: воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционных графических техниках; развивать чувство фактурности и объемности.

Занятие 11 "Звездное небо".

Нетрадиционные техники: печать по трафарету, набрызг.

Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба; упражнять в комбинировании различных техник изображения; развивать чувство композиции и колорита.

Детей заинтересовали новые техники рисования. Занятия проходили интересно, при полной включенности детей в деятельность. Особенно понравились детям занятия на которых им предоставлялся выбор и комбинирование различных техник рисования удачным и целесообразным Большое внимание детей привлекла техника - монотипии при обучении рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т.к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона.

3 контрольный, целью которого являлось выявление изменений уровня развития сюжетного рисования детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.

1. После проведения беседы с детьми были вновь продиагностированы - потребность, интерес к творческой деятельности, увлеченность ею и самостоятельность в выполнении работы

2. Метод анализ продуктов детской деятельности. С помощью этого метода диагностировались остальные критерии - владение техническими навыками и умениями, изобразительно-выразительными средствами для создания образа и проявления творчества.

 

Анализ и обобщение результатов эксперимента

Для анализа данных, полученных в ходе эксперимента, мы использовали разработанные нами критерии и уровни развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

В ходе констатирующего эксперимента 25% детей было отнесено к низкому уровню, к среднему - 57%, на высоком уровне развития изобразительного творчества - 18%.


Информация о работе Сюжетное рисование