Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:21, реферат
Воображение – психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Своим источником воображение имеет объективную реальность. А в свою очередь продукты воображения находят объективное материальное выражение. Оно связано с особенностями личности, ее интересами, знаниями и навыками.
Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний из временных связей, которые уже образовались в прошлом опыте.
1. Теоретическая часть 2
1.1 Краткая характеристика воображения 2
1.2 Воображение, его сущность, формы выражения воображения, формы синтеза представлений в процессе воображения 3
5. Творческое воображение 12
Широкое применение различные варианты комбинирования нашли в техническом творчестве при поиске решения проблем и создании новых конструкций. Так, например, хаотичное комбинирование используется в методе фокальных объектов и в мозговом штурме, а управление комбинированием — в морфологическом анализе и в синектике (Джонс, 1986).
Проанализировав сказочно-мифологическую и научно-фантастическую литературу, Г.С. Альтшуллер и П. Амнуэль выявили еще ряд приемов создания новых технических объектов и конструирования новых фантастических идей. Сопоставление приемов позволило установить их парность как результат приема «сделать наоборот» и создать таблицу «Приемов фантазирования»:
дробления — объединения;
ускорения — замедления;
увеличения — уменьшения;
универсализации — специализации;
непрерывности — квантования;
динамизации — статичности;
вынесение — привнесение (Альтшуллер 1979; Амнуэль, 1986).
Применение приемов позволяет изменить определенное явление или свойство действительности до такой степени, чтобы появилось новое качество, и тем самым помочь автору реализовать основной замысел произведения. Покажем это на двух примерах из литературных произведений (примеры ко всем приемам — см. Шрагина, 2001; Шрагіна, 2010).
Прием «наоборот» — изменить какое-либо качество или свойство объекта (явления, утверждения) на противоположное:
«Ты не умеешь обращаться с Зазеркальными пирогами, — заметил Единорог. — Сначала раздай всем пирог, а потом разрежешь его». (Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в стране чудес)
Разновидностью этого наиболее универсального приема является самый популярный прием мифов и сказок — приписать неживому объекту (факту) свойства живого — и наоборот.
«Некоторым людям осколки зеркала попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда». (Ганс Христиан Андерсен). Снежная королева)
Прием «вынесение — привнесение»: какую-нибудь функцию, часть или свойство объекта (явления) отделить от него. Либо наоборот: какую-нибудь функцию или свойство объекта (явления) приписать совершенно другому объекту (явлению).
«Вот это да! — подумала Алиса. — Видала я котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я в жизни еще не встречала». (Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в стране чудес)
«Что это значит? — cказал ученый, выйдя на солнце. — У меня нет тени! Так она в самом деле ушла вчера вечером и не вернулась? Довольно-таки неприятная история!» (Г.Х. Андерсен. Тень)
Как отмечалось выше, на этапе диссоциации работа воображения происходит бессознательно, что не позволяет управлять процессом развития воображения. Принимая во внимание, что и анализ исходных данных (этап диссоциации), и их отбор и обобщение (этап ассоциации) производит мышление, можно рассматривать мышление как своеобразную программу, определяющую течение процессов воображения (Коршунова, 1979; Коршунова, Пружинин, 1989). Такой подход предлагает нам путь решения проблемы: повысить эффективность творческого процесса при создании новых оригинальных идей и образов за счет осознанного управления этим процессом.
С этой целью автором были разработаны методы обработки исходной информации в форме нежестких алгоритмов на основе функционально-системного подхода (Шрагина, 2001; Шрагіна, 2010). На этапе диссоциации алгоритм позволяет проводить широкий всесторонний анализ исходного объекта и получать обширный материал «первичных элементов», а на этапе ассоциации — проводить осознанное их комбинирование, создавая новые необычные сочетания. Эту особенность алгоритма очень часто отмечают все, кто его использует: «во время работы по схеме в голову приходят неожиданные мысли» и из бессвязной информации рождается оригинальный замысел.
Возможности алгоритмов покажем на примере выполнения задания «Дать метафорическое определение объекту». Алгоритм выполнения этого задания состоит из трех «шагов»:
1. Выявление признаков основного объекта.
Выпишите в столбик признаки объекта — существенные и несущественные.
2. Генерирование ассоциаций
с целью поиска
Для каждого признака запишите те ассоциации, которые он вызывает. Поищите эти ассоциации в природе, в технике, в быту, среди сказочно-фантастических персонажей и объектов, в сфере деятельности человека.
3. Перебор вариантов для выбора необходимого сочетания признаков.
Из всех слов, которые
вы написали, выберите те слова, которые
помогут вам в осуществлении
замысла — создать
В качестве объекта, которому нужно дать метафорическое определение, возьмем понятие «ГИПОТЕНУЗА».
Выпишем в столбик признаки объекта:
— отрезок прямой линии;
— самая длинная сторона треугольника;
— зажата (ограничена, замкнута) катетами, или, наоборот, соединяет их;
— всегда напротив прямого угла.
Запишем ассоциации, возникающие по аналогии от каждого признака объекта, и образные аналогии, связанные с каждым признаком.
Ассоциации, которые могут возникнуть от признака «отрезок прямой линии»: луч солнца, линия взгляда, волшебная палочка, целеустремленность, честность и принципиальность в поведении, настойчивость и др.
Варианты образных аналогий:
Принципиальная линия (всегда только напротив прямого угла).
Волшебная палочка превращает прямой угол в треугольник.
Гипотенуза, подобно весеннему лучу солнца, создала треугольник и пробудила к жизни геометрию.
Ассоциации и образные аналогии, связанные с признаком «самая длинная»: экватор, бессонная ночь в ожидании рассвета.
Теперь можно сказать:
Экватор треугольника.
Бессонная ночь между катетами.
С признаком «соединяет» (в смысле — если бы гипотенуза не соединяла катеты, не было бы треугольника) соотносятся: сторона, которая своими усилиями создает треугольник; стержень (цемент); любовь, интерес.
Отсюда могут возникнуть образные аналогии:
Третий, который не лишний.
Опора катетов.
Любовь, которая создала треугольник.
Если рассматривать гипотенузу как «зажатую» между двумя катетами, то возникают совсем другие аналогии: угнетенная несгибаемость; зажатая натянутость, ограниченная устремленность.
Признак «всегда напротив (прямого угла)» может вызвать такие ассоциации: художник напротив мольберта; отражение в зеркале; один берег напротив другого; море напротив неба.
Тогда гипотенуза — это прямой угол в Зазеркалье.
В жизни много прямых углов, но мало гипотенуз... (Шрагина, 2001; Шрагіна, 2010).
Из приведенного примера
видно, как алгоритм, выполняя чисто
инструментальные функции, «организует»
мышление и на этапе диссоциации
активизирует «сбор» информации об объектах,
извлекая из памяти имеющиеся знания.
А на этапе ассоциации — позволяет
производить
Аналогичный эффект позволяют алгоритмы получить и при выполнении таких творческих заданий, как «Создать образ (предмета, явления)», «Третий — лишний», «Составить предложение из трех слов», «Алгоритм конструирования оксюморона» и других. Выступая в качестве «активизаторов» мыслительной деятельности, эти алгоритмы, направляя, не ограничивают, а наоборот, требуют полной самостоятельности мышления, помогая использовать уже имеющиеся знания, и дают возможность каждому человеку выбрать тот подход, который в наибольшей мере соответствует его индивидуальности (Шрагина, 2001; Шрагіна, 2010).
Практика показала, что применение алгоритмов в учебном процессе повышает эффективность усвоения учебного материала и активизирует творческие способности. Так, при изучении темы «Психосоциальное развитие в подростковом возрасте. Особенности поведения подростков и их общения со взрослыми» курса «Возрастная психология» студенты, используя алгоритм, создали такие метафорические определения понятию «подросток»: кактус; многоугольник; воздушный змей; пластилин; ёжик; солнечное затмение; кубик-рубик; неопытный исследователь; театр одного актёра; стадо баранов без пастуха; общительная устрица; осленок; подростковый период — ранняя весна (Шрагіна, Бакуменко, 2009).
Подведем итоги. Одной
из ведущих психических функций,
определяющих способность к творчеству,
является воображение, создающее новые
образы и идеи. Для преобразования
обычных объектов и явлений в
фантастические используются приемы,
выявленные при анализе сказочно-