Творчество в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы: Проходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Сегодня современный ребенок — это маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем, готовый оценить явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Теоретические основы по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………...................…9
1.1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов ……………………………………..……………..12
1.2. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду ……..15
Выводы по первой главе……………………………………………...…………33
ГЛАВА 2. Развитие творческих способностей у детей пяти - шести лет в ДОУ № 1 ……………………………….………………………………..36
2.1. Виды и техники нетрадиционного рисования используемые детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………….
2.2. Анализ результата диагностического этапа исследований..............47
Выводы по второй главе………………………………………………………...57
Заключение……………………………………………………………………….59
Библиографический список………………………………………………..……61

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по творчеству 2.docx

— 60.26 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение…………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. Теоретические основы по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………...................…9

1.1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов ……………………………………..……………..12

1.2. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду ……..15

Выводы по первой главе……………………………………………...…………33

ГЛАВА 2. Развитие творческих способностей у детей пяти - шести лет в ДОУ № 1 ……………………………….………………………………..36

2.1. Виды и техники нетрадиционного рисования используемые детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………….

2.2. Анализ результата  диагностического этапа исследований..............47

Выводы по второй главе………………………………………………………...57

Заключение……………………………………………………………………….59

Библиографический список………………………………………………..……61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Занятие рисованием способствует разностороннему

 развитию личности ребенка».

 Аристотель

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы: Проходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.

Сегодня современный ребенок  — это маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он неплохо ориентируется  в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем, готовый  оценить явления и события  жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах  предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной и  др. Он многим интересуется и о многом рассуждает. Но в то же время ребенок  по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. С удовольствием  играет, сочиняет, фантазирует, радуется и рассуждает [3, 4].

Специфика детского творчества, генезис творческих способностей детей  рассматривались в работах З.,А. Боготеевой, Д.И. Воробьевой, Д.Б. Богоявленской, В.В. Поддъякова и др. [14]

Многими психологами признается, что дошкольный возраст – это возраст первоначального фактического формирования личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.В. Венгер, А.В. Запорожец и др.)

 Изучением методов  и приемов обучения, форм и  способов организации в работе  с разными материалами, ее значением  в развитии творчества детей  занимались такие исследователи  в создании аппликационных работ  из бумаги, как З.А. Боготеева,  Г.В. Груба, И.Л. Гусарова.; конструированию из бумаги и строительного материала – А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван; из природного материала – И.Я. Базик, Е.Б. Горунович, В.Д. Ждан и др. [14]

Тема исследования особенности развития творческих способностей и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского [5], А.В. Запорожца [7], Д.Б. Эльконина.

В ряде исследований проведенных  под руководством В.В. Брофман (Т. Селиванова, Ю. Климакова, А. Климакова, Е. Поневаш), развитие эмоционально-творческих способностей и коммуникативных возможностей ребенка рассматривалось в контексте  введения его в такие виды искусства, как живопись, графика, выразительная  пластика. [4]

Таким образом, новые черты  современного дошкольного детства  необходимо учитывать в содержании педагогического процесса по изобразительной  деятельности.

Изобразительная деятельность у детей дошкольного возраста приносит много радости. Ведь потребность  в рисовании у детей закладывается  уже на генетическом уровне, они  копируют и изучают окружающий мир. Как правило, занятия в детских  дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных  материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая развития современного дошкольника  и потенциал нового поколения, этого  недостаточно для развития творческих способностей детей. Всякое детское  художество сводится не к тому, что  рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных  детей более чем достаточно [1].

Изучением методов и приемов  обучения, форм и способов организации  в работе с разными материалами, ее значением в развитии творчества детей занимались такие исследователи  в создании аппликационных работ  из бумаги, как З.А. Боготеева, Г.В. Груба, И.Л. Гусарова. [17]

Тема исследования изобразительного творчества отображена в работах различных авторов - И.А. Лыковой, Т.Н. Дороновой, программы М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, Г.Н. Давыдова, Р.Г. Казаковой, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова и др. .

В ряде исследований проведенных  под руководством В.В. Брофман (Т. Селиванова, Ю. Климакова, А. Климакова, Е. Поневаш), развитие эмоционально-творческих способностей и коммуникативных возможностей ребенка рассматривалось в контексте  введения его в такие виды искусства, как живопись, графика, выразительная  пластика. [4]

Все выше сказанное позволяет  сказать об актуальности выбранной  нами темы – «Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных художественных техник»

Цель представленной работы: изучение процесса развития художественно-творческих способностей средствами нетрадиционных художественных техник у детей 5-6 лет.

Задачи:

1. Проведение анализа  специальной и научной литературы  по проблеме изучения ранней  диагностики творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте;

2. Проведение исследовательской  работы по выявлению творческих способностей детей в технике рисования;

3. Разработка путей развития  творческих способностей в области  рисования живописными материалами;

Объектом  исследования выступают дети старшего дошкольного возраста, их художественно-творческая деятельность в виде рисования нетрадиционными способами.

Предмет исследования: развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования.

База исследования: МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 «Тополек» города Пикалево.  В исследовании принимало участие 20 человек: 11 девочек, 9 мальчиков.

ГЛАВА 1. Теоретические  основы по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного  возраста

1.1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов

 

Творчество (креативность) — активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. (34) Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

Большинство взрослых людей  в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого  сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков  рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте. И  если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких  бы результатов они не достигали  в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного  явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной  деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков  рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и  заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. По диагностическим  данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %. Это  как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности. По мнению ряда современных психологов (А.К. Бондаренко, В.Я. Воронова, Е.А. Флерина, З.А. Боготеева, Д.И. Фельдштейн и др.), лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно — творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное — создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию. Художественное творчество — один из любимых видов детской деятельности. Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого. А это значит, что руководство изодеятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.[34]

Н.С. Лейтес справедливо подчёркивает, что «чем разнообразнее и содержательнее будет деятельность ребёнка, тем  полнее и ярче могут развиваться  его способности». Н.С. Лейтесу принадлежит  также глава о способностях в  учебнике «Психология». В ней в  основном воспроизводятся способности  как условия успешного выполнения деятельности, сочетания способностей, обеспечивающие успешность, способности  людей как продукт истории, развитие способностей в процессе деятельности, отношения способностей и задатков и т.п. [15]

В современных педагогических и психологических исследованиях  доказывается необходимость занятий  изобразительным творчеством для  умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и  явлений, устанавливать связь между  отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс  особенно заметен в различных  видах практической деятельности: формируются  обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается  умение самостоятельно находить способы  решения творческих задач, умение планировать  свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Исследования ученых, работы педагогов доказывают, что каждый ребенок по своей природе - творец.

Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают.

Работа пальцами развивает  координацию движений, речь, а это  немаловажно для ребенка. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает  свои знания о мире, осознает себя в  нем.

Таким образом, рисовать ребенку  также необходимо, как и разговаривать.

Занятия различными видами изобразительной деятельности очень  полезны для всех. Они помогают сформировать творческую личность, научить  мыслить смело и свободно.

Отсюда вытекает необходимость  занятий не только изобразительным  искусством, но и специальными видами изобразительного творчества.

Эта проблема актуальна, и  она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной  деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей  основных знаний, умений и навыков  по рисованию.

С самого раннего возраста ребенок пытается отразить свои впечатления  об окружающем мире в своем изобразительном  творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны  только самим «художникам». Порой  малышам не нужны краски, кисточки и карандаши. Они пытаются рисовать пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без  присмотра маминой помадой или  пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может  оставлять видимый след. При этом ребенок в своем творчестве не только отражает, что он видит и  чувствует, но и знакомится с разными  по свойствам материалами и предметами. Подрастая, дошкольники приобретают  вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами  и средствами. А со временем уже  осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В этот момент педагог может сделать  эту работу целенаправленной и познакомить  детей с имеющими место в изобразительном  искусстве нетрадиционными техниками. Включить в воспитательно-образовательный  процесс самые необычные средства изображения: трубочки для коктейля, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Применение таких нетрадиционных решений способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарит детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче [2].

Нетрадиционные техники  рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует  все: и цвет, и линия, и сюжет. Это  огромная возможность для детей  думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться. Овладение техникой изображения  доставляет детям истинную радость. Они готовы многократно повторять  то или иное действие, и чем лучше  получается движение, тем с большим  удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и  радуются, привлекая внимание взрослого  к своим достижениям.

Но проблема развития творчества и творческих способностей тесно  связана с проблемой развития личности в целом, поэтому многие исследователи, анализируя свойства личности, затрагивают вопрос развития творчества и творческих способностей. В творческой деятельности человек саморазвивается и самосовершенствуется, где творчество – это результат деятельности головы (т.е. сознания и мышления) и рук (уровня развития ручных умений). [ 5 ] 

1.2. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду

Для развития художественного  творчества необходимы определённые условия:

а) опыт художественных впечатлений  образов искусства;

б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;

в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей  способности создавать новые  образы, используя для этого средства разных видов искусства;

г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);

д) материально обогащенная  среда для занятий художественной деятельностью.

Используя для развития художественно-творческих способностей детей изобразительное  искусство, следует помнить, что  изобразительное искусство обладает своим языком, который помогает художнику  выразить мысли, чувства, свое отношение  к действительности. Посредством  языка искусства жизнь отражается художником во всем многообразии. И.Б. Астахов пишет, что изобразительный  язык, присущий каждому виду искусства, не является чем-то внешним по отношению  к специфике художественного  образа. Будучи материальной формой выражения, он представляет одну из существенно  важных сторон образной специфики [18].

Язык изобразительного искусства  многообразен. Его необходимо знать  воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное формирование художественного восприятия. Детей дошкольного возраста надо познакомить с некоторыми особенностями  языка изобразительного искусства. В связи с этим, начиная с  младшего дошкольного возраста, воспитатель  сначала ставит задачу - формировать  у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства (какие чувства  передает художник в картине, скульптуре) - затем обращает внимание на то, как  художник рассказывает об окружающей действительности, и уже после  этого направляет все внимание на средства образной выразительности. Знание основ искусства дает возможность  рассмотреть его место в эстетическом воспитании детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Однако нельзя механически перенести особенности языка изобразительного искусства, характерные для работ профессионалов, в деятельность ребенка.

Информация о работе Творчество в дошкольном возрасте