Теоретические вопросы детской одаренности в психолого-педагогической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 02:03, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что продолжающееся развитие НТР, интеграция Украины в мировое сообщество и развитие государства как целого ставит вопрос о новом поколении высококвалифицированных работников, «формирование творческих способностей которых должно быть начато еще в раннем детстве» [14; 8]. Основная нагрузка в этом нелегком деле ложится на родителей и учителей. Очевидно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка. Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Человек, в данном случае ребенок, должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом». Талантливый ребенок учится, занимается наукой, творчеством не за оценку, не за вознаграждение,
одним словом, не за «морковку», а потому, что ему нравится учиться, потому, что он находит удовольствие в творчестве» [14; 8]. Таким образом, любой талантливый ребенок обязательно является мотивированным к познавательной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Вздыхалко.docx

— 65.35 Кб (Скачать файл)

 

Упражнения следует представлять на отдельных карточках. Ответы учащихся могут быть устными или письменными.

 

Задание 5.

Между понятиями возможно и такое отношение, когда оба они указывает на предметы, вещи, явления, и чем-то сходные, одинаковые, принадлежащие к одной и той же группе. Эту группу можно назвать общим понятием. Например, РОМАШКА и ГВОЗДИКА, СТОЛ и СТУЛ, ВЕСНА и ЗИМА. Эти пары понятий можно объединить одним, более общим понятием – цветы, мебель, времена года. Говорят, что такие понятия – это понятия одного порядка, они находятся между собой в отношении РЯДОПОЛОЖНОСТИ.

В следующих заданиях найдите понятия, которые находятся в отношениях РЯДОПОЛОЖНОСТИ.

 

1. Уменьшаемое, сумма, вычитание, вычитаемое, задача

уменьшаемое, вычитаемое

2. Математика, число, сторона, квадрат, треугольник

квадрат, треугольник

3. Прямоугольник, ширина, скорость, длина, цифра

ширина, длина

4. Вес, время, грамм, минута, тонна

грамм, тонна

5. Делимое, деление, множитель, делитель, сумма

делимое, делитель; множитель, делитель

6. Ночь, сутки, темнота, солнце, день

ночь, день

7. Пеликан, пингвин, животное, волк,

пеликан, пингвин

8. Сумма, действие, математика, сложение, вычитание

сложение, вычитание

9. Вода, река, рыба, водоем, озеро

река, озеро

10. Мореплаватель, человек, солнце, луна, свет

солнце, луна

11. Гора, земля, равнина, участок, география

гора, равнина

12. Прибор, температура, градус, термометр, барометр

термометр, барометр

1 3. Ухо, лицо, человек, ученик, глаз

ухо, глаз

14. Точка, кавычки, предложение, слово, язык

точка, кавычки

15. Письмо, писатель, литературное  произведение, сказка, новелла

сказка, новелла

16. Северный полюс, Африка, карта, Антарктида, мореплаватель

Африка, Антарктида

17. Растение, рис, хлеб, просо, поле

рис, просо

18. Песня, птица, клест, клетка, иволга

клест, иволга

19. Песок, глина, керосин, строительство, полезные ископаемые

песок, глина

20. Север, горизонт, восток, география, Индия

север, восток


 

Упражнения следует представлять на отдельных карточках. Ответы учеников могут быть в любой форме.

Задание 6.

Между понятиями могут быть и такие отношения, когда одно из них отражает какое-то событие, а другое указывает на причину этого события. При этом понятие-событие называют СЛЕДСТВИЕМ, потому что оно происходит вслед за причиной (следует за причиной). Например, ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ может стать причиной ПОЖАРА (пожар в этом случае – СЛЕДСТВИЕ шалости с огнем). Значит, два понятия – ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ и ПОЖАР – находятся между собой в ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ отношениях.

В следующих заданиях найди нары понятий, которые находятся между собой в ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ отношениях.

 

1. Образование льда, север, мороз, погода, снег

мороз – образование льда

2. Осень, холод, дерево, листопад, время года

осень – листопад

3. Время года, весна, деревья, лето, таяние льда

весна – таяние льда

4. Кипение воды, образование  пара, жара, кастрюля, солнце

кипение воды – образование пара

5. Радость, игра, плач, таблетка, боль

боль – таблетка: боль – плач

6. Радость, подарок, кукла, игра, дети

подарок – радость

7. Вода, юг, море, волны, ветер

ветер – волны

8. Страх, ребенок, опасность, явление природы, дом

опасность – страх

9. Дождь, вода, снег, солнце, лужа

дождь – лужа

10. Смех, слезы, горе, книга, телевизор

горе – слезы


 

Упражнения лучше представлять на отдельных карточках. Форма ответов любая.

Попробуйте найти ПРИЧИНУ следующих событий.

 

1.НАВОДНЕНИЕ

(разлив реки, таяние снега)

2. ТРАВМА (ПЕРЕЛОМ)

(падение)

3. ГОЛОЛЕД

(мороз после дождя)

4.ДВОЙКА

(невыученный урок)

5. ЗАГАР

(солнце)

6. НАГРАДА

(ударный труд)

7. ДОЖДЬ

(туча)

8. ДЫМ

(пожар, костер)

9.ОЧКИ

(ослабление зрения)

10. СИНЯК

(Удар)


 

А теперь найдите СЛЕДСТВИЕ.

 

1. БОЛЕЗНЬ

(лечение)

2. УКОЛ

(боль)

3. ПРАЗДНИК

(радость)

4. АВАРИЯ

(травма, смерть)

5. ОСКОРБЛЕНИЕ

(обида, ссора)

6. УРАГАН

(разрушения)

7. МОЛНИЯ

(гром)

8. ВОСХОД СОЛНЦА

(рассвет)

9. ОПОЗДАНИЕ НА УРОК

(замечание учителя)

10. РАБОТА

(усталость)


 

Понятия следует отпечатать на общем листе. Ученик может записывать свои ответы рядом или отвечать устно. Ответы могут быть другими; главное, чтобы они соответствовали требованиям заданий, то есть были причиной или следствием.

Задание 7.

Иногда бывает так, что события следуют одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Например, ВТОРНИК – СРЕДА. В таких случаях говорят, что понятия находятся в отношениях ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (так как события идут последовательно одно за другим).

Подбери к следующим понятиям такие, которые находились бы с ними в отношениях ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.

 

1.ЯНВАРЬ

(февраль)

2. ПОДРОСТОК

(юноша)

3.ПЕРВЫЙ

(второй)

4. ЗИМА

(весна)

5. ДЕНЬ

(вечер)

6.ЧЕРДАК

(крыша)

7.ЗАВТРАК

(обед)

8. ШЕСТИКЛАССНИК

(семиклассник)

9. НАЧАЛО

(середина)

10.1998

(1999)


 

Понятия могут быть отпечатаны на общем листе. Ученик может писать свои ответы рядом или отвечать устно.

Задание 8.

Познакомимся с типом отношений между понятиями, который встречается чаще всего и называется ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ. Так называют отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого (функция – это то, для чего используется предмет).

Например, КОШКА – МЯУКАНИЕ, ГОРА – ВЫСОТА, НОЖ – ЕДА, ДОМ – ТЕПЛО.

В следующих заданиях к каждому понятию подбери такие, которые находятся с ним в ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ отношениях.

 

1. ЧЕРТЕЖ

(масштаб)

2. ОЗЕРО

(глубина, рыба)

3. ПЧЕЛА

(мед, укус, полет)

4. НЕБО

(луна, голубизна)

5. ЧИСЛО

(цифра, математика)

6. ЗАДАЧА

(решение, математика)

7. ПРЯМОУГОЛЬНИК

(длина, ширина, площадь)

8. ДВИЖЕНИЕ

(скорость, езда, автомобиль)

9. УМНОЖЕНИЕ

(множитель, произведение)

10. ДЕЛЕНИЕ

(остаток, делимое, делитель)

11. РАССТОЯНИЕ

(измерение, длина)

12. СКАЗКА

(герой, рассказчик)

13. ЗИМА

(мороз, снег, каток)

14. ЛЕТО

(каникулы, жара, купание)

15. ШКОЛА

(урок, учитель, ученик, класс)

16. ПОЭТ

(стихи, книга)

17. УЧЕНИК

(ранец, тетрадь, школа)

18. КАРТИНА

(художник, краски)

19. БИБЛИОТЕКА

(читатель, каталог)

20. СТОЛ

(скатерть, настольная лампа, обед)


 

Кроме ответов, приведенных в скобках, существует много других правильных ответов.)

 

Выводы

 

Изученная литература позволяет сделать следующие выводы: одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития. В результате многолетней работы по созданию методик, концепций, систем развития одаренности накопился оригинальный опыт, который должен быть использован в педагогической практике и дальнейших исследованиях.

Работа по предлагаемым нами методам требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методико-психологических служб, налаженной связи с родителями – особой организации всей работы школы в целом.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе существует множество определений одаренности. Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми. В данной курсовой работе были приведены основные определения одаренности, используя психолого-педагогическую литературу была раскрыта сущность понятия одаренности, были приведены классические методы и концепции, используемые в работе с одаренными детьми, а также – наиболее перспективные на наш взгляд современные методики.

В заключении хотелось бы дать несколько универсальных советов учителям для работы с одаренными детьми. Несомненно основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Учителю всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.

 

Список использованных источников

 

Пер. з англ. В. Красноголова – Все для вчителя – с 15–16.

Ванбреннер С., – Навчання обдарованих дітей у звичайному класі. Гильбух Ю.З. – Розумово обдаравана дитина. – Киев 1993. 87 с.

Гильбух Ю.З. – Внимание: одаренные дети. – М., 1991, 78 с.

Иващенко Н. – Три точки на листе бумаги. Управление школой №38, октябрь 1999 год – 3 с.

Леви К. – Нестадартна дитина. – Киев 1991, с. 102.

Лейтес Н.С. – Способность и одаренность в детские годы. – М., 1984, с. 17–29.

Лейтес Н.С. – Умственные способности и возраст. – М., 1972, с. 47–56.

Ліщук В. – Щоб не спали здібності дитини. – Держава і Освіта, 1999,

№3, с. 14.

Лопатина М.А. – Работа с одаренными учащимися. – Журнал «Завуч», 1999, №6, с. 70–72.

10. Мельхорн П. – Гениями не рождаются. – Киев, Вища школа, 1985, с. 10–15.

11. Митин А. Управленческие взаимоотношения с талантливыми детьми. – Управление персоналом. – 2000, с. 15–19. 12. Огурэ Л. 12. Марафон для одаренных. – ЛГО №4, 2000, с. 28–32.

13. Психология одаренности детей  и подростков. Под ред. Н.С. Лейтес, М., 1996, с. 2–30.

14. Рагозіна В., – Не бійтеся досконалості…, Шлях освіти №4, 1999 – с. 66–69.

15. Тесленко В., Алфімов В., – Розвиток одарованості школярів. – Шлях освіти. / 1999, с. 30–31.

16. Тorrance Е. P. Thе search for satori and creativity. Great Neck, New

York: Greativi Synergetic Associates. – 1979. p. 77.

17. Т. Хромова – Одаренные дети. – Воспитание школьника. – 1997,

№4, с. 6–9.

18. Т. Хромова, В. Юркевич – Одаренный ребенок нуждается в дискомфорте. / Психологопедагогическая мастерская. – 19 – 69 с.

19. Пшенічка П. – Розвиток творчих  здібностей учнів. Шлях освіти. / 1999–25–27 с.

20. Чудковский В., Юркевич В. – Одаренность: дар или испытание. – М, 1990, с. 13–22.

21. Штерн В. – Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. / Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 1997. – 128 с. – 3–11 с.

 


Информация о работе Теоретические вопросы детской одаренности в психолого-педагогической литературе