Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:48, дипломная работа
Цель:
Доказать, что подвижная игра является эффективным средством физического воспитания у детей младше дошкольного возраста
Выявить эффективность педагогических условий детей младше дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………...………………2
Глава I. Теоретические основы исследования подвижных игр для детей младше дошкольного возраста.
Сущность понятия физическое воспитание………………………4
Характеристика подвижной игры в младшем дошкольном возрасте………………………………………………………………...7
Педагогические условия в организации проведения подвижной игры в процессе физического воспитания…………………………14
Глава II. Опытно-эксперементальная работа по изучению педагогических условий детей младшего дошкольного возраста.
2.1. Организация и проведение педагогического эксперимента……..20
2.2. Описание констатирующего эксперимента……………………….25
2.3. Описание формирующего эксперимента…………………………28
2.4. Описание контрольного эксперимента…………………………...31
Заключение………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………...36
Приложение 1……………………………………………………………41
Гигиеническое значение игр
усиливается возможностью их широкого
использования в природных
Подвижные игры создают атмосферу
радости и потому делают наиболее
эффективным комплексное
Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человека, передающегося от поколения к поколению.
Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.
Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.
Для удобства практического использования игры классифицируются. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры - баскетбол, хоккей, футбол и др., подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры.
Подвижные игры классифицируются по следующим признакам:
по возрасту (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста или в соответствии с возрастной группой детского сада);
по содержанию (от самых простых, элементарных до сложных с правилами и полуспортивных игр);
по преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползанием, катанием, бросанием и ловлей, метанием);
по физическим качествам (игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости);
по видам спорта (игры, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности);
по признаку взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения);
по сюжету (сюжетные и бессюжетные);
по организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно-оздоровительной работы);
по подвижности (малой, средней и большой подвижности - интенсивности);
по сезону (летние и зимние);
по месту занятий (для спортивного зала, спортивной площадки; для местности, помещений);
по способу организации играющих: командные и некомандные (с разделением на команды, игры-эстафеты; условия игр предполагают двигательные задания, одинаковые для команды, итоги игры подводятся по общему участию всех членов команды; игры без разделения команды - каждый играющий действует самостоятельно в соответствии с правилами игр).
1.3. Педагогические условия в организации проведения подвижных игр в процессе физического воспитания.
Педагогические условия – целенаправленный комплекс мероприятий, создаваемый педагогом, способствующий развитию физического воспитания.
Любая игра, применяемая в процессе воспитания детей, не должна оказывать отрицательного влияния на их здоровье. Педагогу необходимо, с одной стороны, регулировать нагрузку, получаемую детьми в играх, в зависимости от их здоровья, уровня физической подготовки, возраста, пола и индивидуальных особенностей, с другой стороны, – обеспечивать проведение врачебного и педагогического контроля.
Педагог должен стремиться:
– укреплять здоровье занимающихся;
– воспитывать необходимые морально-волевые качества;
– формировать организаторские способности;
– содействовать формированию жизненно необходимых навыков и умений;
– учитывать психофизические особенности каждого ребенка.
Чтобы интерес к игре у детей не падал и одновременно выполнялись поставленные задачи, необходимо:
– из числа известных
игр выбрать ту, что в большей
степени соответствует
– оценить доступность игр и использовать такую, которая соответствует физическому и умственному развитию играющих. Излишняя сложность игры снижает интерес к ней, а чрезмерная простота не требует мобилизации и поэтому не развивает;
– место для игры должно быть предварительно хорошо подготовлено.
П.Ф. Лесгафт считал, что физические упражнения и движения, выполняемые без осознания и познавательного интереса, мотивации, ведут к механическим и ограниченным изменениям, не дают возможности даже физически развитой личности рационально использовать свои силы. Главная задача – приучить ребят к сознательным действиям, научить управлять своими движениями, анализировать и сравнивать их, иначе их действия будут только имитационными.
В игровой деятельности создаются
благоприятные условия для
– создают условия для их активности;
– предоставляют возможность выбора;
– создают проблемные ситуации, из которых дети ищут выход сами;
– предлагают придумывать новые игры, эстафеты, мини-соревнования, упражнения для своих товарищей;
– нацеливают на способ достижения результата;
– учат осмысливать, контролировать
и оценивать собственные
– развивают учебно-
При подборе игр желательно
больше внимания уделять таким, которые
проводятся на свежем воздухе. В этих
играх решается задача адаптации
детей к неблагоприятным
Ведущее значение имеют имитационные игры, творческие или сюжетно-ролевые игры, разнообразные игры-забавы.
Имитационные игры – это игры, содержанием которых является подражание движениям животных, птиц, они не имеют определенных правил и в значительной мере зависят от окружающей обстановки.
В творческих (сюжетно-ролевых)
играх участники сами определяют
цель и правила игры. Школьникам
младших классов присуща
Игры-забавы имеют определенные правила. Поэтому именно такие игры и составляют основное содержание народных игр, передающихся от поколения к поколению.
Если в творческих и
имитационных играх главная задача
воспитателя (руководителя) – использовать
и направлять деятельность детей, то
в играх-забавах вся
Игра оказывает большое
воздействие на формирование личности:
это такая сознательная деятельность,
в которой проявляется и
Правила и двигательные действия подвижной игры закрепляют в сознании играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни.
Образовательное значение имеют
игры, по структуре и характеру
движений подобные двигательным действиям,
которые изучаются во время занятий
гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием,
спортивными играми, лыжным и другими
видами спорта. Элементарные двигательные
навыки, приобретаемые в играх, легко
перестраиваются при
Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у занимающихся умение экономно выполнять их. Надо приучать играющих использовать приобретенные навыки и умения в нестандартных условиях.
Подвижные игры развивают
способность адекватно
Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и другие повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев.
В подвижных играх участникам приходится исполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и т.д.), что развивает у них организаторские навыки.
На этапе ознакомления игры помогают избежать скованности и неправильного выполнения движений. На этапе совершенствования игры позволяют, с одной стороны, развивать физические качества и их проявления, определяющие качество выполнения движения, а с другой, – познать закономерности и логику движений действия. Игры могут помочь и в формировании навыков и умений выполнения действий в нестандартных и изменяющихся условиях.
При правильной организации занятий, с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся, подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональные возможности организма.
Подвижные игры оказывают положительное влияние на нервную систему занимающихся. Для этого руководитель обязан оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, строить игру так, чтобы она вызывала у занимающихся положительные эмоции. Плохая организация игры приводит к появлению отрицательных эмоций, нарушению нормального течения нервных процессов и возникновению стрессовых ситуаций.
Строгие и четкие правила в подвижных играх способствуют упорядочиванию взаимодействия участников и устраняют излишнее возбуждение.
Особенно ценно в
Игра хранит и передает
по наследству богатую гамму духовных
и эмоциональных ценностей
Многие ученые рекомендуют включать игры, развивающие у детей интерес к науке, литературе, спорту, воспитывающие любознательность, положительные черты характера и т.д. Наступило время серьезного воссоздания традиционных и создания инновационных форм физического воспитания детей. Изучение и возрождение народных средств физического воспитания приобретает особую актуальность, и включение народных подвижных игр и самобытных физических упражнений в процесс физического воспитания детей позволит более эффективно решать его специфические задачи.
Глава II. Опытно-эксперементальная работа по изучению педагогических условий детей младшего дошкольного возраста.
2.1 Организация и проведение педагогического эксперимента
Для того, чтобы выявить влияние подвижной игры на развитие быстроты и ловкости у детей от 2-4 лет, было организовано и проведено исследование на базе МДОУ Детский сад №164
В МДОУ проводится систематическая работа по укреплению здоровья детей доступными средствами и методами, проводятся следующие формы работы по физическому воспитанию: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, физкультурные развлечения. Для реализации этого блока имеются все условия: имеется зал, наличия оборудования и спортивного инвентаря.
Задачи:
охрана и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие;
В ходе проведения опытно-экспериментальной части исследования были выбраны 10 детей определенной возрастной категории (2-4 лет), из которых были сформированы две группы: первая группа (5 детей) - экспериментальная (ЭГ), вторая группа - контрольная (КГ) - 5 детей.
Тестирование проводилось инструктором по физическому воспитанию Подхалюзиной А.Ю
Для решения постановленных задач применялись следующие методы исследования:
1. теоретический анализ и обобщение литературы;
2. педагогическое контрольное исследование (тестирование);
3.метод сравнительного анализа;
4. математический метод.
Теоретический анализ и обобщение литературы предполагает поиск литературных источников, который осуществлялся в библиотеках, анализировались материалы журналов, сборники научных трудов, другие научные и научно-методические издания, кроме того использовались ресурсы Интернет.
В результате теоретического
анализа и обобщения
Во многих образовательных программах для оценки физической подготовленности у детей младше дошкольного возраста содержится достаточно вариативная система показателей развития двигательных навыков и основных физических качеств, которая может включать в себя как серию базовых, так и блок дополнительных параметров физической подготовленности. Проведенный анализ научно-методической литературы, а также обобщение опыта работы с детьми младше дошкольного возраста показывают, что в практике физического воспитания детей широко используются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по результатам выполнения которых оцениваются различные стороны физической подготовленности детей от 2 до 4 лет.