Теоретические основы исследования подвижных игр для детей младше дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель:
Доказать, что подвижная игра является эффективным средством физического воспитания у детей младше дошкольного возраста
Выявить эффективность педагогических условий детей младше дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………...………………2
Глава I. Теоретические основы исследования подвижных игр для детей младше дошкольного возраста.
Сущность понятия физическое воспитание………………………4
Характеристика подвижной игры в младшем дошкольном возрасте………………………………………………………………...7
Педагогические условия в организации проведения подвижной игры в процессе физического воспитания…………………………14
Глава II. Опытно-эксперементальная работа по изучению педагогических условий детей младшего дошкольного возраста.
2.1. Организация и проведение педагогического эксперимента……..20
2.2. Описание констатирующего эксперимента……………………….25
2.3. Описание формирующего эксперимента…………………………28
2.4. Описание контрольного эксперимента…………………………...31
Заключение………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………...36
Приложение 1……………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

дипломка аня 1.docx

— 70.67 Кб (Скачать файл)

Данные тесты прошли широкую  апробацию в ДОУ различного вида; утверждены Министерством образования  РФ; полностью соответствуют анатомо-физиологическим  особенностям; имеют минимум медицинских  противопоказаний; не требуют больших  временных затрат; позволяют прослеживать динамику показателей, дают возможность сравнительного анализа результатов тестирования современных детей с данными прошлых лет.

Педагогическое контрольное  испытание (тестирование). Основными  в педагогическом тестировании являются контрольные упражнения. Прежде чем  приступить к тестированию, нужно  четко представить, для чего оно  производится и с какой целью. Учесть ряд принципиальных положений: соответствие теста характеру и  специфике спортивной деятельности, контингенту испытуемых.

Необходимые условия при  выборе тестов для оценки физических качеств:

доступность двигательных заданий  для детей различного уровня физического  развития;

соответствие тестов возрастным особенностям физического развития детей;

использование тех движений, которые не требуют предварительного обучения и которыми дети достаточно свободно владеют, например основные движения (бег, прыжки, метание, поскоки и др.);

простота методики проведения обследования (не требует больших  затрат времени на освоение упражнений), отсутствие необходимости в сложной  измерительной аппаратуре и специальном  помещении для проведения тестирования;

соответствие двигательных заданий основополагающим критериям  – надежности, объективности, информативности;

возможность использования  приемов, позволяющих стимулировать  проявление положительных эмоций и  наглядно оценивать достигнутый  результат;

использование тестовых упражнений в игровой форме, чтобы процедура  диагностики была для детей интересной и увлекательной.

Обследование следует  выполнять не ранее 30 мин после  принятия пищи. Целесообразно проводить  тестирование в часы наибольшей биологической  активности – с 9 до 13 ч;

Целесообразно разделить  показатели физической подготовленности по половозрастным группам с указанием  возраста (месяц, год) и пола детей (мальчики и девочки).

Участок или физкультурный  зал, где проводится тестирование детей, должен быть подготовлен (не иметь посторонних  предметов; быть хорошо проветриваемым; стандартное, апробированное оборудование должно быть прочно закреплено, не иметь  острых краев и т. д.). Необходимым  требованием должны отвечать и условия, в которых выполняются обследования: наличие специального оборудования, ямы для прыжков, грунтовой дорожки  для бега. Для получения объективных  данных констатирующее и контрольное  обследования должны осуществляться в  одинаковых условиях.

Результат теста засчитывается, если ребенок справился с заданием в соответствии с методикой.

Для обеспечения объективности  результатов обследования необходимо знать определенную последовательность выполняемых действий по организации  и проведению тестирования. Строгая  регламентации процесса оптимизирует достижение основных задач диагностики, а именно:

определение исходного уровня двигательных умений и физических качеств  каждого ребенка и группы в  целом («зоны ближайшего развития»);

изучение динамики состояния  развития двигательных навыков и  качеств детей;

разработка программы  физкультурно-оздоровительных и  коррекционных мероприятий.

Для проведения тестирования необходимо присутствие не менее  двух человек (один регистрирует результаты, другой – объясняет двигательные задания). Очень важно четко и  правильно заполнить протокол тестирования.

Метод сравнительного анализа  применяется для более глубокого  и качественного исследования проблемы. С его помощью стало возможным  сравнение полученных результатов  тестирования при констатирующем и  контрольном измерении – основной задачи нашей работы.

Организация эксперимента проходила  по следующей схеме: предварительное  тестирование - проведение экспериментальных  занятий с активным использованием подвижных игр - контрольное тестирование.

 

 

 

 

 

2.2 Констатирующий эксперимент

Тестирование уровня физической подготовленности детей, в соответствии с новыми санитарными правилами  для детского сада, проводит инструктор по физической культуре; воспитатели  групп оказывают необходимую  помощь в организации этой работы, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.

Для определения исходного  уровня физической подготовленности детей  тестирование осуществлено в рамках занятий по физической культуре.

Всем выполняемым упражнениям  предшествует разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения. Ребенку дается две пробные  попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В  протоколы вносится лучший результат.

При оценке двигательных умений и физических качеств используются количественные и качественные показатели. Первый, наиболее распространенный способ оценки физической подготовленности –  это сопоставление средних показателей  по группе с данными оценочных  таблиц по возрастнополовым показателям физической подготовленности детей.

Отмечаются и качественные показатели, такие как:

при беге - корпус и голова слегка отклонены назад, но не запрокинуты; движения рук и ног согласованны, бег с отрывом от почвы, движения ног равномерные, не семенящие;

при прыжке - четкий толчок при  отрыве от почвы и мягкое приземление  на полусогнутые ноги;

Наиболее объективными показателями уровня развития физической подготовленности детей являются результаты выполнения определенных двигательных заданий.

В нашем эксперименте, качестве тестовых упражнений предлагаем следующие  задания:

на выявление быстроты бег на дистанцию 5 м с старта .

скоростно-силовые способности  нижних конечностей определим по результатам в прыжках в длину  с места.

Затем, на основании изучения особенностей их развития был подобран репертуар подвижных игр различной  направленности.

Эффективность методики оценивалась  посредством сравнения показателей  физического развития и физической подготовленности детей экспериментальной  и контрольной групп до и после  проведения эксперимента.

Результаты констатирующего  эксперимента представлены в табл. 1, 2.

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста от 2-4 лет (ЭГ).

Ф.И.  ребёнка

пол

Бег 10 м.

со старта (сек.)

Прыжок в длину(см)

Лихачев Д.

м

18

48

Тарбаева С.

ж

17

44

Бурляев С.

м

20

46

Титинский Л.

м

21

44

Васильев В.

м

22

41


 

Таблица 2 - Показатели физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста от 2-4 лет (КГ)

Ф.И.  ребёнка

пол

Бег 10 м.

со старта (сек.)

Прыжок в длину(см)

Арапов М

м

20

47

Смирнова Н.

ж

19

42

Целищев А.

м

20

45

Сягин Н.

м

22

43

Коробов А.

м

23

40


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Формирующий  эксперимент.

Согласно составленному  плану в экспериментальной группе мы проводили занятия, направленные на повышение уровня развития психофизических  качеств.

Дополнительные занятия  были организованы во второй половине дня три раза в неделю по 35 минут, включающие подвижные игры и направленные на воспитание двигательных качеств: ловкости и быстроты.

Двигательная активность как в контрольной, так и в экспериментальной группах в первой половине дня соответствовала режиму детских садов (Приказ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»).

В систему физической культуры в исследуемых группах в первую половину дня были включены: утренняя гимнастика – ежедневно, продолжительностью 15мин; физкультурные занятия – 2 раза в зале и одно на площадке с  оздоровительной направленностью, продолжительностью 30 мин; гимнастика после дневного сна – 15 мин.

Занятия по физической культуре в контрольной группе проводились  по традиционной программе воспитания и обучения в детском саду.

Подвижные игры, способствующие развитию быстроты.

Бери скорее. Играющие стоят  посередине площадки в двух шеренгах напротив друг друга на расстоянии двух метров. По сторонам площадки на расстоянии 10 – 15 м за каждой шеренгой обозначаются ограничительные линии. Между каждой парой кладётся небольшой предмет (кубик, камешек, мешочек). Дети принимают одно из исходных положений – сидя, лёжа, в упоре на коленях. По сигналу воспитателя каждый стремится быстро подняться, схватить предмет и убежать за ограничительную линию. Тот, кто не успел взять предмет, догоняет. Выигрывает тот, кто успел взять предмет и убежать за линию.

Бабочки и стрекозы. Играющие в двух шеренгах располагаются в  середине площадки на расстоянии одного шага спиной друг к другу. Командам дают названия «Бабочки» и «Стрекозы». Воспитатель, стоя с боку, называет одну из команд. Её игроки должны как  можно быстрее убежать за линию, обозначенную в 10 шагах перед ними. Играющие другой команды, повернувшись кругом устремляются вдогонку. Сколько игроков они сумеют осалить до черты дома, столько и получают очков. Из игры никто не выбывает, и все участники снова встают по шеренгам. Воспитатель называет команды в произвольной последовательности. Побеждает команда, сумевшая за одинаковое количество перебежек осалить больше игроков соперника. Усложнение: дети принимают исходное положение, стоя на коленях, сидя, лёжа.

Подвижные игры, способствующие развитию ловкости.

Передай мяч. Дети распределяются на две равные подгруппы, встают в  две колонны и по сигналу передают резиновый или набивной мяч. Последний  стоящий в каждой колонне, получив  мяч, бежит, становится впереди колонны  и снова передаёт мяч. Игра заканчивается, когда с мячом впереди колонны  оказывается ведущий звена. Варианты передачи: над головой, с боку, внизу  между ног, в положении сидя на полу или скамейке.

Коршун и наседка. Дети (цыплята), стоят в колонне, держась  друг за друга, впереди стоящий –  наседка. На другой стороне площадки – коршун. По сигналу он вылетает и старается схватить цыплёнка, стоящего последним. Наседка защищает цыплят, поднимая руки в стороны и не давая  коршуну достать цыплёнка. Все  цыплята дружно двигаются за наседкой, не разрывая сцепления, мешая коршуну. Коршун, для того чтобы поймать  цыплёнка, часто меняет направление  движения.

Конкретные виды подвижных  игр были отобраны и сгруппированы  по преимущественному воздействию  на те или иные двигательные качества. В приложении 1 предлагается методика проведения подвижных игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Контрольный эксперимент.

После проведенной опытно-экспериментальной  работы направленной на формирование быстроты и ловкости у детей наблюдаются  изменения. В конце эксперимента детям экспериментальной и контрольной  групп были предложены контрольные  испытания, определяющие уровень физической подготовленности. По итогам диагностики  выявились различия по всем применявшимся  тестам, которые можно пронаблюдать с помощью таблиц 3 и 4.

Таблица 3 - Показатели контрольной  диагностики физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста (ЭГ)

Ф.И.  ребёнка

пол

Бег 10 м.

со старта (сек.)

Прыжок в длину(см)

Лихачев Д.

м

22

50

Тарбаева С.

ж

21

45

Бурляев С.

м

23

48

Титинский Л.

м

25

46

Васильев В.

м

26

43


 

 

 

 

 

 

Таблица 4 - Показатели контрольной  диагностики физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста от 2-4 лет (КГ)

Ф.И.  ребёнка

пол

Бег 10 м.

со старта (сек.)

Прыжок в длину(см)

Арапов М

м

21

49

Смирнова Н.

ж

20

44

Целищев А.

м

22

47

Сягин Н.

м

24

45

Коробов А.

м

25

42

Информация о работе Теоретические основы исследования подвижных игр для детей младше дошкольного возраста