Теоретические основы исследования подвижных игр для детей младше дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель:
Доказать, что подвижная игра является эффективным средством физического воспитания у детей младше дошкольного возраста
Выявить эффективность педагогических условий детей младше дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………...………………2
Глава I. Теоретические основы исследования подвижных игр для детей младше дошкольного возраста.
Сущность понятия физическое воспитание………………………4
Характеристика подвижной игры в младшем дошкольном возрасте………………………………………………………………...7
Педагогические условия в организации проведения подвижной игры в процессе физического воспитания…………………………14
Глава II. Опытно-эксперементальная работа по изучению педагогических условий детей младшего дошкольного возраста.
2.1. Организация и проведение педагогического эксперимента……..20
2.2. Описание констатирующего эксперимента……………………….25
2.3. Описание формирующего эксперимента…………………………28
2.4. Описание контрольного эксперимента…………………………...31
Заключение………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………...36
Приложение 1……………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

дипломка аня 1.docx

— 70.67 Кб (Скачать файл)

 

Рассматривая показатели физического развития и их изменения  в течение эксперимента у детей 2-4 лет было выявлено, что практически по всем проведенным измерениям к концу исследования в экспериментальной группе наблюдался прирост. Анализ сдвигов в показателях физической подготовленности дает основание говорить о положительном влиянии подвижных игр на развитие двигательных качеств детей.

За время эксперимента уровень быстроты движений, мышечной силы, скоростно-силовых качеств, гибкости возрос как в экспериментальной, так и контрольной группе. Этот рост отражает возрастные изменения, связанные  с совершенствованием функциональной деятельности детского организма в  этом возрасте.

Однако анализ результатов  эксперимента свидетельствует о  более выраженных изменениях у детей экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, в которой велась целенаправленная работа над развитием двигательных качеств с применением подвижных игр.

Сравнительный анализ результатов  обследуемых групп показал, что  темпы прироста в экспериментальной  группе значительно выше, чем в  контрольной.

Таким образом, проведенное  исследование позволило сделать  вывод об эффективности использования  предложенной методики физического  воспитания с активным использованием подвижных игр.

Подтвердилась выдвинутая гипотеза о влиянии подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей младше дошкольного возраста. При планировании содержания физического воспитания детей преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный эффект, тренирующий вышеназванные физические качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В общей системе образовательной  работы ДОУ физическое воспитание детей  занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического  воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических  функций организма, интенсивно развиваются  движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего  гармоничного развития личности.

Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках  метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным  образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств —  силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

В этом аспекте, подвижные  игры выступают как эффективное  средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное  руководство подвижной игрой  значительно совершенствует, активизирует деятельность детей. Это доказывает цель моего исследования.

В данной работе выполнены  поставленные задачи, т.е. в ходе работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература. Многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры, развивающие быстроту и ловкость детей дошкольного возраста, в физкультурные занятия в ДОУ и в повседневной жизни детей.

В практической части при  рассматривании данной проблемы мы провели  экспериментальную работу на базе в МДОУ №164                      г. Магнитогорска, Челябинской области.

В ходе её проведения мы взяли 2 группы детей (экспериментальную и  контрольную) в возрасте 2-4 года –  по 5 человек в каждой.

В констатирующей части исследования для определения уровня развития быстроты и ловкости мы провели тестовые задания, с помощью которых определили у детей уровень развития быстроты и ловкости.

Провели подбор подвижных  игр.

В формирующей части эксперимента с детьми проводились занятия, состоящие  из подвижных игр способствующих развитию быстроты и ловкости.

Из всего этого можно  сделать вывод, что подвижная  игра способствует развитию у детей  младшего дошкольного возраста названных  физических качеств. Выдвинутая гипотеза о влиянии подвижных игр на эффективность физического развития детей младшего дошкольного возраста подтвердилась.

Таким образом, подвижную  игру можно назвать важнейшим  воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона  повышения эффективности физического  воспитания.

 

 

 

Список литературы.

1. Антонов, Ю.Е., Кузнецова, М.Н., Саулина, Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. - М.: Аркти, 2000.

2. Анашкина Л.П Методическое руководство развитием движений детей. //Дошкольное воспитание.-1984, № 10. 
3. Актуальные проблемы обучения и воспитания. / Под ред. С.Ф 0 Петрушки-на. - Брянск, БГПУ, 1999.  
4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С, Баранов СП. Дошкольная педагогика. - М.: Изд. центр "Академия", 1997. 
5. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1977. 
6. Бадалян Л., Миронов А. Воспитание двигательных способностей. // До-школьное воспитание. - 1980, № 10

7. Беззубцева И. В дружбе со спортом, Изд.: Гном- 2006г.

8. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. - М.: Терра-Спорт, 2000.

9. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.- 5-6. - С.41.

10. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003.

11. Горькова Л., Обухова Л. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий, Изд.: 5 за знания - 2005г.

12. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: Программа и про-граммные требования. - М.: Гуманит., 1999.  
13. Гигиенические основы воспитания детей /Под ред. Бесостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. - М.: Просвещение, 1987.

14. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. – 2007. - №4.

15. Дворкина Н. Методика сопряженного развития физических качеств у детей 2-5 лет на основе подвижных игр, Изд.: Советский спорт - 2005 г.

16. Егоров Б.Оздоровительно - воспитательная работа с ослабленными детьми.// Дошкольное воспитание. -2002, № 12.

17. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки /М.Н. Емельянова //Ребенок в детском саду. – 2007. - №4.

18. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. - М.: Владос, 2001.

19. Змановский Ю. Двигательная активность и закаливание -ведущие факторы укрепления здоровья ребенка. // Дошкольное воспитание. - 1981, № 2. 
20. П.Зеленин В. Применение на физических занятиях нестандартного оборудования. // Дошкольное воспитание. -1987, № 7.

 21. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет. Под ред. Т.Н.Дороновой.- М., 2005.- 120с. 
22. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984.

23. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985.

24. Кожухова, Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Под ред. С. А. Козловой. – М.: Издательский центр Академия, 2002.

25. Козырева, О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) – М: Просвещение , 2003.

26. Козлова С.А., Куликова Т.Л. Дошкольная педагогика. - М.: Изд. Центр 
" Академия", 2000.

 27. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996.

28. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников  в образовательной системе «Школа 2100». – М., 2005.

28. Кудрявцев, В.Т., Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления /дошкольный возраст/. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

29. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. - Москва, Радуга, 1982.  
30. Кинеман Д.Х. Хухлаева Д.В. Методика воспитания. М, 2002

31. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. Изд.: Сфера- 2007 г.

32. Кириллова Ю.А Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе , Изд.: Детство-Пресс - 2005г.

33. Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры». - М.: Айри-Дидактика, 2003.

34. Лихачев Б.Т. Педагогика.- М.: Прометей, 1992.

35. Макарова В., Рябова Е. Укрепляйте здоровье ребенка.// Дошкольное воспитание. - 1994, № 10.

36. Макарова Т. Лови, бросай, кати! Развивающие игры с мячом // Мама и Малыш, №05, 2007.

37. Мартынов, С.М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей. - М.: Владос, 2002.

38. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

39. Навойчик А.И., Навойчик В.П., Крень О.В. Влияние игровой деятельности на всестороннее развитие детей// Спортивные игры в современной системе физического воспитания: Материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. 10-лет. каф. спорт. игр ГрГУ им. Я.Купалы / Под ред. В.В.Григоревича. – Гродно: ГрГУ, 2002. – с.91-95

40. Ноткина, Н.А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: Детство- Пресс, 2000.

41. Никитин Б.П. Когда ребенок растет красивым. // Обруч 2002, № 2 
Наш "взрослый детский сад": из опыта работы. / К.П. Кочергина. – М

42. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.

43. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

44. Осокина Т.И., Вавилова Е.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.- 394 с.

45. Педагогическая диагностика по программе «Развитие»: Младший и средний дошкольный возраст. – М., 2000.

46. Педагогическая диагностика по программе «Развитие»: Старший дошкольный возраст. – М., 2000.

47. Педагогика школы. / Под ред. И.Т. Огородникова.- М.: 1980.  
Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. /Под ред.  
С.А. Смирнова. - М.: Изд. центр "Академия", 1998.  
48. Педагогика. / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1981.  
Первые шаги. Модель воспитания детей раннего возраста /. - М., 2002.: Про-свещение, 1991.

49. Потопчук, А.А., Овчинникова, Т.С. Двигательный  игротренинг для дошкольников. - С.-Пб.: Речь, 2002.

50. Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой  
младшей группы детского сада / Сост. Т.А. Доронова. - М., 1993.  
51. Рябенко В. Об организации физического воспитания в дошкольных учреждениях. // Дошкольное воспитание. - 1984, №  
52. Сипакова А. Совершенствование работы по развитию 
движений детей ясельного возраста. - / Дошкольное воспитание. 
-1984,№1. 
53. Саитова 3. Создание положительного эмоционального тонуса 
у детей раннего возраста в игре. / Дошкольное воспитание. - 1984, №1. 
54. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.

55. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми. - М.: Просвещение, 1986. - 200 с.

56. Усова А., Богина Т. Некоторые вопросы совершенствования 
методики проведения физкультурных занятий./ Дошкольное воспитание. - 1989, № 8. 
57. Шарыкова Л. Работаем по программе "Север"./ Дошкольное воспитание. - 1999, № 4.

58. Шарманова С. Круговая тренировка в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста: Учеб.- метод. пос.- Изд.: Советский спорт -2004 год.

59. Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. 
60. Яковлева Т. Как помочь ребенку найти себя в движении. 
/ Дошкольное воспитание. - 1996, № 1.

 

 

 

 

Приложение 1

Методика проведения подвижных игр

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными  особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается  во внимание также место игры в  режиме дня, время года, метеоролого-климатические  и другие условия. Нужно учитывать  и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они  недостаточно организованы, то сначала  надо подобрать игру небольшой подвижности  и проводить ее в кругу. 
Сбор детей на игру.

 Собрать детей на  игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель  начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются  остальные. Иногда он звонит  в колокольчик или берет в  руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре.

 Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,—говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»  
Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

Организация играющих, объяснение игры.

 Объясняя игру важно  правильно разместить детей. Детей  младшей группы воспитатель чаще  всего ставит так, как это  нужно для игры (в круг). Старшую  группу он может построить  в шеренгу, полукругом или собрать  около себя (стайкой) Воспитатель  должен стоять так, чтобы его  видели все (лицом к детям  при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны  в круг). 
В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

Информация о работе Теоретические основы исследования подвижных игр для детей младше дошкольного возраста