Теоретические основы особенностей работы с «трудными» дошкольниками в детских учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Трудные дети (по В.П. Кащенко) – дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения. У «трудных» дошкольников просматриваются тенденции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в признании, трудностей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. При этом у ребенка возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряженность, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)

VII. Принцип комплексности  методов психологического воздействия.  Этот принцип предполагает необходимость  использования комплекса наиболее  эффективных методов, техник и  приемов коррекционной работы  с детьми. Творческое освоение  арсенала психокоррекционных процедур, основанное на четкой концептуальной  модели развития, позволяет психологу  избежать опасности эклектичного сочетания плохо согласующихся и часто противоречащих друг другу методов. Выбор конкретных методов определяется в зависимости от целей и задач программы, возрастных и индивидуальных особенностей детей, организационных условий реализации психолого-педагогической коррекции.

VIII. Принцип активного  привлечения ближайшего социального  окружения ребенка к участию  в коррекционной программе. Система  отношений ребенка с близкими  взрослыми, форм совместной деятельности  и способов ее осуществления  составляет важнейший компонент  социальной ситуации развития  ребенка, определяет зону его  ближайшего развития. Ребенок развивается  в единстве целостной системы  социальных отношений. Трудности  и отклонения в развитии ребенка  свидетельствуют не только о  проблемах его индивидуального  развития, но и о дисгармоничности  в целостной системе социальных  отношений, а следовательно, о  необходимости их оптимизации  и коррекции. Воспитывающие взрослые  являются также связующим звеном  между ребенком и психологом, осуществляющим коррекционную работу. Только сотрудничество со значимым  окружением ребенка может способствовать  эффективности проводимых коррекционных  мероприятий.

 

 

 

 

 

2.2 Общие подходы к коррекционной  работе с «трудными» дошкольниками

Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют  сдерживать свои желания, управлять  своим поведением. Им свойственны  двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность и раздражительность.Особенности поведения таких детей  свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля произвольного поведения.

Основное направление  коррекции эмоционально-аффективного поведения гиперактивных детей  состоит в изменении характера  их двигательной деятельности.

Для реализации этой задачи используются следующие методы.

 

1.  Наблюдение за поведением  детей в различных видах двигательной  деятельности в условиях дошкольного  учреждения

 

2.  Беседа с воспитателями  об особенностях поведения детей  во время физкультурных занятий  и подвижных игр.

 

3.  Комплексная оценка  двигательной активности каждого  ребенка в определенные режимные  моменты

 

4.  Работа с родителями.

 

5.  Организация контрольных  двигательных заданий.

 

    

При разработке содержания психолого-педагогической коррекционной  работы следует опираться на следующие  положения:

 Позитивно влиять на  процесс развития ребенка –  значит управлять ведущей деятельностью

 

Коррекционный потенциал  игры заключается в практике новых  социальных отношений, в которые  включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий. Эмоции играют первичную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка, его ориентации в окружающем мире.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях.

Первое направление –  ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей  во время прогулок, используются двигательные упражнения в игровой форме индивидуально  или с небольшой подгруппой. Игры упражнения направлены на развитие внимания и координации у детей. Подробно объясняются правила и показывается каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны действовать по инструкции взрослого и под его наблюдением.

 

Второе направление - работа с семьей, которая включает следующие  задачи:

Сформировать у родителей  положительную направленность на организацию  эмоционально-насыщенного  взаимодействия с ребенком ( индивидуальные консультации, беседы и др.) Способствовать активному  материалов тренинга в семейной практике     ( игровые упражнения различной направленности).

Конечно невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев  и даже лет.

Причем признаки гиперактивности  исче­зают по мере взросления, а  импульсив­ность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

 

В условиях детского сада  педагог  должен опираться   на   когнитивное                    развитие ребенка.

Во-первых, следует изучить  пси­хологические особенности детей  с СДВГ;

• строить работу с гиперактивным  ребен­ком индивидуально. Он всегда должен на­ходиться перед глазами  воспитателя;

• изменить режим занятий  с включени­ем физкультминуток;

• предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;

•   направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д.).

Во-вторых, вести знакомую систему оценивания;

• чаще хвалить;

• ввести постоянный режим  дня;

•  избегать завышенных или  занижен­ных требований;

•  использовать на занятиях элементы игры и соревнования;

•  давать задания в  соответствии с воз­можностями ребенка;

•  большие задания  разбивать на после­довательные  части, контролируя каждое;

•  создавать ситуации, в которых гипер­активный ребенок  может показать свои сильные стороны;

•  игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;

•  строить процесс  воспитания на поло­жительных эмоциях;

•  помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться  сломить его!

В-третьих, способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии;

•  терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения;

•  профессионально регулировать взаи­моотношения с другими детьми.

В-четвертых, объяснить родителям и окружающим, что положи­тельные изменения наступят не так быстро; что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения. Что следует помнить? Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть постав­лен: 1) специалистами; 2) по достижении ребенком возраста 8 лет; 3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде по­стоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведе­ния ребенка, а скорее ухудшат его.

Эффективные результаты коррекции  достигаются при оптимальном  сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых - упражнения, игры, и другие психотерапевтические средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Методы коррекции гиперактивного  расстройства с дефицитом внимания (ГРДВ)

Оказание помощи детям  с ГРДВ всегда должно носить комплексный  характер и объединять различные  подходы, в том числе работу с  родителями и методы модификации  поведения (то есть специальные воспитательные приемы), работу со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное  лечение.

Как родителям, так и педагогам  нужно постоянно помнить о  том, что применение современных  методов помогает детям с ГРДВ достичь значительных результатов, постепенно преодолеть трудности в  обучении, поведении и общении. Необходимыми условиями для этого являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность  оказываемой помощи, но самое главное  заключается в том, что самим  взрослым никогда не следует терять надежду на успехи ребенка.

Коррекционная работа специалиста  с гиперактивным ребенком направлена на решение следующих задач:

1. Нормализация обстановки  в семье ребенка, его взаимоотношений  с родителями и другими родственниками. Важно научить членов семьи  избегать новых конфликтных ситуаций.

2. Достичь у ребенка  послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность  планировать и доводить до  конца начатые дела. Развить у  него чувство ответственности  за собственные поступки.

3. Научить ребенка уважению  прав окружающих людей, правильному  речевому общению, контролю собственных  эмоций и поступков, навыкам  эффективного социального взаимодействия  с окружающими людьми.

4. Установить контакт  со школьными педагогами, ознакомить  их с информацией о сущности  и основных проявлениях ГРДВ, эффективных методах работы с  гиперактивными учениками.

5. Добиться повышения  у ребенка самооценки, уверенности  в собственных силах за счет  усвоения им новых навыков,  достижений успехов в учебе  и повседневной жизни. Необходимо  определить сильные стороны личности  ребенка и хорошо развитые  у него высшие психические  функции и навыки с тем, чтобы  опираться на них в преодолении  имеющихся трудностей.

 

Помощь семье ребенка  с ГРДВ и работа с его родителями.

Родителям рекомендуется  ряд приемов для модификации (изменения) поведения гиперактивного ребенка. В частности, эти приемы предусматривают: использование определенных правил и положительного подкрепления, повседневное выполнение распорядка дня, регулирование  информации, упорядочивание окружающей обстановки с ограничением отвлекающих  факторов. Рассмотрим принципы модификации  поведения более подробно.

Уважайте ребенка. Обращайтесь  со своим ребенком дома так же, как  если бы Вы находились с ним среди  других людей. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Будьте реалистичны  в ваших ожиданиях и требованиях.

Организуйте домашнее расписание, режим дня. Установите определенное время для пробуждения, приема пищи, игр, выполнения домашних заданий, работы по дому и отхода ко сну. Поместите  расписание там, где ребенок может  его видеть. Объясняйте каждое изменение  в расписании заблаговременно.

Постоянно поддерживайте  дисциплину. Дети с ГРДВ нуждаются  в последовательных правилах, которые  им понятны и которым они могут  следовать. Избегайте повторения указаний и требований. Если ваш ребенок нарушает правило, делайте только одно предупреждение. Дайте ребенку понять, что нарушение правил влечет за собой определенные последствия, объясните, какие это последствия. Если правила соблюдаются, им дается небольшое поощрение.

Говорите сдержанно, спокойно и мягко, опуститесь до уровня ребенка, когда говорите с ним. Избегайте  кричать на своего ребенка – он может просто не понять и не услышать адресованные ему слова, когда на него кричат.

Общение с ребенком должно носить позитивный характер. Избегайте  повторения слов «нет» и «нельзя». Не придирайтесь к ребенку по пустякам; сдерживайтесь и не говорите ему  того, чего не хотите. Поощряйте хорошее  поведение ребенка настолько  часто, насколько это возможно. Хвалите  его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность  ребенка в собственных силах.

Минимизируйте замечания  и критику. Дети с ГРДВ часто подвергаются критике, которая для них ожидаема и довольно привычна. У родителей  могут быть самые благие намерения, когда они делают замечания и  критикуют ребенка, однако тем самым  они способствуют формированию у  него чувства неполноценности и  низкой самооценки. Поэтому находите и отмечайте хорошее поведение, поощряйте его.

Убедитесь, что ребенок  понимает ваши указания. Привлекайте  внимание ребенка. Спокойным голосом  давайте ему ясные объяснения того, что вы от него хотите. Указания должны быть простыми и достаточно краткими, каждое задание должно состоять не более чем из двух-трех частей. Просите ребенка повторить указания, которые были ему даны.

Помогайте ребенку организовать свою деятельность, правильно планировать  и распределять собственные силы и время. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Давайте ребенку  только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Информация о работе Теоретические основы особенностей работы с «трудными» дошкольниками в детских учреждениях