Теоретические основы проблемы мотивации учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.

Вложенные файлы: 1 файл

р 14012001(о2) Проблема диагностики учебной мотивации школьников.docx

— 165.42 Кб (Скачать файл)

 

Судя по таблице 1, средний балл у испытуемых с разными ведущими мотивами учебной деятельности значительно различается. Итак, испытуемые, которые имеют более высокий средний балл по всем предметам присущ в больше степени гармоничный мотив (сочетание социального и познавательного), следовательно, принимается альтернативная гипотеза, которая гласит о различии и отвергается нулевая, которая предполагает отсутствие отличий.

Представленные данные так же говорят о том, что если личность более гармонична, в области мотивов в том числе, то уровень ее успешности более высок. Следовательно, в условиях обучения в школе необходимо создавать условия для гармоничного развития мотивационной сферы детей, начиная с младших классов.

 

Выводы по второй главе

 

Судя по представленным данным, 55% испытуемых имеют высокий уровень успешности (их средний балл, подсчитанный исходя из оценок по всем предметам составляет от 4,5 до 5), 20% испытуемых имеют чуть менее высокий уровень успешности – их средний балл между 4 и 4,5, 15% испытуемых имеют среднюю успешность учебной деятельности, их средний балл колеблется между 3,5 и 4, оставшиеся 10% имеют низкий уровень успешности, их средний балл до 3,5, а так же: 65% испытуемых имеют гармоничный тип учебной мотивации, следовательно они выбрали 2 социальных и 2 познавательных мотива; товарищеский, учительский, процессуальный мотивы имеют по 10% испытуемых, 5 % испытуемых имеет в приоритете родительский мотив. Следует сказать, что деятельность школы по развитию мотивационной сферы личности младшего школьника оценивается как успешная, что подтверждается использованием преподавателями перечисленных в пункте 2.2 способов развития мотивационной сферы (учения).

Так же была подтверждена гипотеза о том, что существуют различия между успешностью учебной деятельности у испытуемых с разным ведущим типом мотивации к учебе, а именно - испытуемые, которые имеют более высокий средний балл по всем предметам присущ в больше степени гармоничный мотив (сочетание социального и познавательного).

 

 

Заключение

 

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих,— субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета.

Л.М. Фридман выделяет два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации.

Первый путь, иногда называемый "снизу вверх" состоит в создании таких объективных условий, такой организации деятельности учащихся, которые необходимо ведут к формированию у них нужной мотивации. Этот путь означает, что учитель, опираясь на уже имеющиеся у учащихся потребности, так организует определенную деятельность, чтобы она вызвала у них положительные эмоции удовлетворения, радости. Если эти чувства учащиеся испытывают достаточно долго, то у них возникает новая потребность — в самой этой деятельности, вызывающей у них приятные эмоциональные переживания. В общую мотивацию школьников тем самым включается новый стойкий мотив к указанной деятельности.

Второй путь заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой "форме" побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Это механизм формирования "сверху вниз".

Судя по представленным данным, 55% испытуемых имеют высокий уровень успешности (их средний балл, подсчитанный исходя из оценок по всем предметам составляет от 4,5 до 5), 20% испытуемых имеют чуть менее высокий уровень успешности – их средний балл между 4 и 4,5, 15% испытуемых имеют среднюю успешность учебной деятельности, их средний балл колеблется между 3,5 и 4, оставшиеся 10% имеют низкий уровень успешности, их средний балл до 3,5, а так же: 65% испытуемых имеют гармоничный тип учебной мотивации, следовательно они выбрали 2 социальных и 2 познавательных мотива; товарищеский, учительский, процессуальный мотивы имеют по 10% испытуемых, 5 % испытуемых имеет в приоритете родительский мотив. Так же была подтверждена гипотеза о том, что существуют различия между успешностью учебной деятельности у испытуемых с разным ведущим типом мотивации к учебе, а именно - испытуемые, которые имеют более высокий средний балл по всем предметам присущ в больше степени гармоничный мотив (сочетание социального и познавательного).

Цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена, что может говорить об успешности проведения исследования.

 

Список литературы

 

    1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
    2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 612 с.
    3. Выготский Л.С. Мышление и речь, - М.: АСТ Москва, 2008. – 672 с.
    4. Выготский Л.С. Педагогическая психология, М.: АСТ, 2008. – 672 с.
    5. Гусева Г.Г. О соотношении «знаемых» и реальных мотивов учения у младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2000 –120 с
    6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. – 448 с.
    7. Кулагина И.Ю. Мотивация учения у первоклассников с разным уровнем обучаемости: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М.: ТЦ «Сфера», 2005 – 254с.
    8. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. – М., 1972.- 205 с
    9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М., Просвещение, 1990.- 192 с.
    10. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Прогресс, 2004.- 278 с.
    11. Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 285с.
    12. Мусатов С.А. О формировании мотивации учебной деятельности у младших школьников. М.: АКАДЕМIА, 2006. – 256с
    13. Реан А.А., Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: Прайм-Еврознак, 2005. – 416 с.
    14. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 228с.
    15. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: «Генезис», 2004. – 283 с.
    16. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
    17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1989.- 436 с.

 

Приложение

 

Данные испытуемых

Испытуемый

Успешность

Мотив

1

3,2

Товарищеский

2

3,4

Товарищеский

3

3,5

Родительский

4

4,2

Гармоничный

5

4,5

Гармоничный

6

4,3

Гармоничный

7

4,5

Гармоничный

8

4

Учительский

9

4,9

Гармоничный

10

4,5

Гармоничный

11

4,8

Гармоничный

12

4,78

Гармоничный

13

4,5

Гармоничный

14

4,65

Гармоничный

15

4,3

Процессуальный

16

3,9

Процессуальный

17

4,5

Гармоничный

18

4,6

Гармоничный

19

3,5

Учительский

20

4,9

Гармоничный


 

 


Информация о работе Теоретические основы проблемы мотивации учебной деятельности младших школьников