Теоретические основы современного европейского социального воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 12:46, контрольная работа

Краткое описание

Классно-урочная система Я.А. Коменского. В процессе развития практики образования можно выделить множество авторских педагогических систем, которые составляют золотой фонд истории педагогики. Самым заметным и актуальным является опыт известного чешского педагога-мыслителя Яна Амоса Коменского (1592 – 1670 гг.). Его труды стали выдающимся событием в развитии теории социального воспитания, в формировании педагогики как научной отрасли.

Содержание

Педагогическая деятельность Яна Амоса Коменского.
Педагогические идеи Джона Локка.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы современного европейского социального воспитания2.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Кафедра социальной педагогики

 

 

 

 

Сравнительный анализ социально - воспитательных идей                 Я. А. Коменского и Д. Локка

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Теория и история социального воспитания»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Пешкова Ю.А.

студентка 2курса

заочного отделения

факультета управления и бизнеса

специальность «Социальная педагогика»

 

Преподаватель:

зав. кафедры, доктор педаг. наук

Рыжанова А. А.

 

 

 

 

 

Харьков - 2014

 

 

 

 

План:

 

 

  1. Педагогическая деятельность Яна Амоса Коменского.
  2. Педагогические идеи Джона Локка.
  3. Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Педагогическая деятельность Яна Амоса Коменского.

 

Классно-урочная система Я.А. Коменского. В процессе развития практики образования можно выделить множество авторских педагогических систем, которые составляют золотой фонд истории педагогики. Самым заметным и актуальным является опыт известного чешского педагога-мыслителя Яна Амоса Коменского (1592 – 1670 гг.). Его труды стали выдающимся событием в развитии теории социального воспитания, в формировании педагогики как научной отрасли.

Великий чешский педагог - гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592г. в городке Нивница. Его отец, Мартин, был родом из Комны, куда состоятельная семья перебралась из Словакии. От названия деревни и пошла фамилия Коменский. Отец был членом общины «Чешских (богемских) братьев». Чешские браться отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестантство, отстаивали право на национальную независимость.

В 1604г. на Коменского обрушилось большое несчастье: эпидемия унесла всю его семью.

Осиротевшего подростка взяли к себе родственники в город Стражнице. Школа общины «Чешских братьев» в Стражнице, учеником которой он стал, пользовалась отличной репутацией. Эта школа, как и другие, была проникнута тем же схоластически – догматическим духом, но братские школы отличались тем, что в них давались знания, необходимые для практической жизни, и трудовая подготовка.

В возрасте 16лет Коменский поступил в латинскую школу в городе Пршерове, которую успешно окончил. Здесь он обнаружил обширные дарования и исключительную работоспособность. Благодаря своим блестящим способностям юноша был отправлен за счет общины в Герборнский университет, в котором господствовало протестантское направление.

Свое образование он завершил в знаменитом Гейдельбергском университете .После возвращения на родину Коменский принял на себя руководство школой в Пршерове, несколько позднее он был назначен общиной протестантским проповедником в г.Фульнек, где руководил братской школой.

С этого времени в жизни Коменского начинается новый этап. Он с большим увлечением работает в школе, изучает педагогические труды, улучшает свою школу.

С 1612г. для Коменского начинается полный трагизма, период скитаний, потерь и страданий. Объявлено о том, что официальной религией в Чехии становится католичество, а протестантам предлагалось покинуть страну. Патриоты родины «Чешские братья» становились беженцами. С 1628 по 1656г. Коменский и его община «Чешские братья» находили приют в г. Лешно (Польша).

Здесь он написал в 1628г. на чешском языке известную книгу «Материнская школа» (издана впервые в 1657г.), получившую большую популярность в XIX в., с тех пор она много раз переиздавалась.

Коменский прославил свое имя, создав знаменитый учебник «Открытая дверь к языкам» (1631).

Еще на родине Коменский начал разрабатывать «Дидактику», предназначавшуюся чешскому народу. Надеждой на ее окончание он жил и в трудные годы, взявшись снова за труд, которому поначалу он думал дать название «Райчешский». В 1632г. в Лешно Коменский заканчивает этот главный педагогический труд, который назвал «Великая дидактика», содержавший универсальную теорию учить всех всему, написанный первоначально на чешском языке и только позднее опубликованный в переводе на латинский язык.

Он стал обдумывать свою новую идею — создание «Пансофии» (пансофия — знание всего, всеобщая мудрость). План работы был опубликован, сразу посыпались отклики — эта идея энциклопедизма была созвучна потребностям эпохи, начались обсуждения среди мыслителей Европы; с Коменским одни не соглашались, другие восприняли его идею с одобрением. Основная, идея пансофии Каменского — воспитание нового высоконравственного человека, человека знаний и труда.

При поддержке одного из покровителей и сенатов 1657г. было издано Полное собрание его работ по вопросам обучения, в том числе «Великая дидактика». Вновь были написаны и опубликованы два тома пансофических трудов.

Для Я. А. Коменского как для педагога, было важным, чтобы хорошее образование в школе могли получить не только те, кто отличался чрезвычайным дарованиям, но и рядовые, даже "тупые" люди. Чтобы в школе "учили с неизбежным успехом ... быстро ... и с большим удовольствием ... основательно ... не для формы, а продвигая учащихся к истинным знаниям, добрых нравов и глубокого благочестия ".

Я. А. Коменский под "воспитанием" понимал именно развитие социальных, в том числе духовных качеств человека ради социального благополучия. Объект его воспитания: "народы, семьи, каждый человек, без всякого исключения", то есть все социальные субъекты. Педагог считал в воспитании нуждаются тупые и одаренные, богатые и бедные, руководители и подчиненные: "всем, рожденным людьми, безусловно нужно воспитания для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными, не бессмысленными зверьми...". Следовательно, по Коменскому, культура является социальным явлением и привлечение к ней через воспитание является преодолением природной ограниченности человека.

Благодаря высокой религиозной духовности Коменский заботится не только об обеспечении воспитанности людей родного этноса, а также варварских народов. Этим он открывает миру идею социального воспитания - о необходимости гармонизации уровней и качества воспитания в разных народах для общечеловеческого социального блага.

Опережал время великий педагог и что касалось воспитания, в частности образования людей с особыми потребностями, а именно - "слепых, глухих, тупоумных", считая, что им, в первую очередь, необходимо воспитание, как коррекция природных недостатков, средство преодоления недостатков окультуривания". Человеческая культура не исключает никого, если он человек; насколько такие люди причастны к человеческой природе, настолько их надо привлекать и к культуре, - даже с особой тщательностью, учитывая их большие потребности в помощи извне, потому что их природа из-за внутренних недостатков меньше способна помочь себе". Таким образом, объект воспитания у Я. А. Коменского по - настоящему социальный: каждый человек, различные социальные группы, народы, человечество.

И по методу "воспитания" Я. А. Коменского - социальное, потому что воспитывать считал нужным общими усилиями. Например, " Великую дидактику " он адресует не только учителям, но и родителям, ученикам, школам, государствам. С точки зрения Я. А. Коменского, проблемы воспитания должны волновать и решаться всем обществом вместе, а не только учителями.

Средством культивирования нового поколения чешский педагог предлагает - школу. Я. А. Коменский рассматривал ее именно как специфическое социальное заведение молодежи.

Коменский называет школу мастерской человечности, мастерской гуманизма. Обучать детей целесообразнее в школах, а не в семье. «Как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев — сады, так для юношества — школы». Основное назначение школы состоит в том, чтобы распространить всеобщую мудрость. В школе всеобщей мудрости обучаются все всему, что нужно для настоящей и будущей жизни. В школе молодежь совершенствуется нравственно, поэтому школа является мастерской гуманности и истинной человечности. Это учреждения, где учащиеся готовятся к труду, к жизни, это «мастерские трудолюбия».

Но для того чтобы школа стала такой мастерской, в ней следует обучать не только наукам, но и нравственности и благочестию. Научное образование одновременно совершенствует разум, язык, руки человека.

Коменский определил те конкретные принципы, которые нужно учесть при создании школ.

«Мы обещаем такое устройство школ, благодаря которому:

1.Образование должно получить  все юношество, за исключением  разве тех, кому Бог отказал  в разуме.

2.Юношество обучалось  бы всему тому, что может сделать  человека мудрым, добродетельным, благочестивым.

3.Образование должно быть  закончено еще до наступления зрелости.

4.Образование должно происходить  весьма легко и мягко, как бы  само собою—без побоев и суровости  или какого-либо принуждения.

5.Юношество должно получить  образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное.

6.Образование не должно  требовать больших усилий, а должно  быть чрезвычайно легким».

Должен быть установлен и внешний порядок в воспитании. Весь цикл воспитания и образования человека, по замыслу Коменского, должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый.

Ступени школьной системы:

1)материнская школа—для  детства (до6лет);

2)школа родного языка, элементарная школа — для отрочества (до 12лет);

3)латинская школа —  для юношества (до18лет);

4)академия — для зрелости (до24лет).

Материнская школа должна быть в каждом доме. Для нее Коменский составил методическое руководство «Материнская школа» — наглядное наставление о том, как благочестивые родители частью сами, частью с помощью нянек должны заботиться о детях.

Второй ступенью системы школ, предложенной Коменским, является школа родного языка, которая должна быть в каждой общине.

В школе родного языка каждого нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие измерения; уметь петь. Ребенок будет усваивать этику, изложенную в виде подкрепленных примерами правил, которые он должен научиться применять; должен узнавать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни. Дети здесь познакомятся с различными ремеслами.

После школы родного языка, обязательной для всех детей, Коменский  определил латинскую школу, которая должна быть в каждом городе. Здесь  обучение следует начать также с родного языка, за тем еще какие-либо иностранные языки, физика, география, естествознание, математика. Традиционные «семь свободных искусств», мораль составляют программу латинской школы. Каждый из шести классов имеет свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Самые одаренные из кончающих латинскую школу завершают свое образование в академии, которая имеет обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.

Новое решение предложил Коменский для организации обучения. Если в школе на протяжении веков с каждым учеником учитель занимался индивидуально, учащиеся приходили учиться в разное время года и оставались в школе столько времени, сколько хотели, то Каменский нашел иную форму организации обучения. Это классно-урочная система, которая предполагает:

Неизменный состав учащихся одного возраста;

Проведение занятий в точно определенное время по расписанию;

Одновременную работу учителя совсем классом, но одному предмету.

Занятия необходимо проводить ежедневно по 4 — 6 часов, после каждого часа перерыв. «В предобеденные часы должны упражнять преимущественно ум, суждения, память, а в послеобеденные — руки, голос, стиль и жесты».

Начинать обучение нужно в детстве: «образование человека нужно начинать в весну, т.е. в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность — лето,.. » и т. д .

Коменский рекомендует заниматься только в школе. «На дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям». Так как школа называется учебной мастерской, именно здесь и следует добиваться успехов в науке.

В «Великой дидактике» определены четыре основных общих требования к обучению:

1.Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать учить от простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста.

2.Легкость обучения достигается, если обучение начнется в раннем возрасте; учитель в преподавании следует от более легкого к более трудному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаясь вперед не спеша; изучаемое в школе увязывается с жизнью.

3.Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.

4.Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.

Одними з важнейших звеньев дидактики Коменского являются дидактические принципы, т.е. те положения общего характера, на которые опираются обучение и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов. Это следующие принципы: наглядность; последовательность и систематичность; прочность усвоения учебного материала; самостоятельность и активность.

Информация о работе Теоретические основы современного европейского социального воспитания