Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 21:48, контрольная работа
С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр
1.1 Сущность коммуникативных умений младших школьников
1.2 Ролевая игра: понятие, структура, виды
Заключение
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр
1.1 Сущность коммуникативных
1.2 Ролевая игра: понятие, структура, виды
Заключение
Введение
С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.
Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.
Проблема формирования коммуникативных умений давно привлекала внимание исследователей - философов, педагогов, психологов. Они обращали внимание на проблему отношений между воспитанниками и воспитателями (И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, и др.). С появлением массовой школы возрос интерес к личности ученика, возрастным особенностям детей, процессам, происходящим в детском коллективе. Педагоги (А. Молотов, Г. Роков, О. Шмидт) обратили внимание на так называемый "дух школы" - такие феномены, как "товарищество", "корпоративный дух", правила и ценности, разделяемые всеми учащимися. Во многих работах описывается действие этих феноменов в воспитании личности, развитии самосознания, формировании нравственных качеств (Н. Васильков, Е. Ельницкий, Я. Карась, Б. Ленский и др.).
Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения, не всегда способствует формированию коммуникативных умений.
Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса, так и успешности обучения школьников.
Потребность в общении выступает одной из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учётом межличностных связей: преподаватель - группа, преподаватель - ученик, ученик - группа, ученик - ученик и т.д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. И успех в обучении - это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование различных видов игр.
Игра представляет собой условие воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.
Проблеме развития коммуникативных умений младших школьников в игровой деятельности посвящено много исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении таких педагогов и психологов, как О.С. Газмана, И.С. Кона, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Михайловой, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и многих других.
Исходя из актуальности, нами сформулирована следующая тема выпускной квалификационной работы: «Ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений младших школьников».
Объект исследования - Воспитательный процесс ориентированный на формирование коммуникативных умений у младших школьников.
Предмет исследования - ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений младших школьников.
Цель исследования - подобрать ролевые игры, направленные на формирование коммуникативных умений младших школьников и экспериментально проверить их эффективность.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Раскрыть сущность понятий: "ролевая игра", "коммуникативные умения младших школьников".
Изучить особенности формирования коммуникативных умений младших школьников.
Определить значение игры в формировании коммуникативных умений младших школьников.
Подобрать ролевые игры, направленные на формирование коммуникативных умений младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы; организация целенаправленной опытной работы; изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике. Для решения исследовательских задач использовались также наблюдения, беседы, анкетирование, тесты; анализ, обобщение, изучение практического опыта педагогов и психологов.
Гипотеза исследования.
В основу ВКР положено предположение о том, что развитие коммуникативных умений младших школьников будет более успешным, если:
- учитывать уровень уже
- систематически использовать
ролевые игры, направленные на
формирование мотивации к
Этапы исследования.
Первый этап - теоретический (январь 2013
- май 2013).
Анализ психолого-педагогической литературы,
изучение проблемы исследований, формулировка
цели исследования, определение структура,
границ исследования, гипотезы, методологии
и методов исследования.
Второй этап - экспериментальный (сентябрь 2013 - декабрь 2013). Проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента с целью выявления состояния проблемы со своей методикой.
Третий этап - обобщающий (январь - март
2014). Сделан
анализ и проведена систематизация результатов
исследования, произведено уточнение
теоретических и экспериментальных данных,
сформированы основные выводы и рекомендации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы в практической деятельности учителей начальной школы.
База экспериментального исследования: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 206 Октябрьского района города Новосибирска.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр
1.1 Сущность коммуникативных умений младших школьников
Современная «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» поставила вопрос о создании условий для повышения качества общего образования в России, базовым звеном которого является общеобразовательная школа. Новая концепция предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на его личность, его сознательные и созидательные способности. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования» [24 с.1].
При всём многообразии подходов к основным компетенциям все авторы включают в их круг коммуникативную компетенцию. Под коммуникативной компетенцией понимается «приобретённое в процессе естественной коммуникации, или специально организованного обучения особое качество личности, складывающееся из нескольких составляющих, в числе которых можно выделить языковую, предметную, лингвистическую и практическую» [37] И.А.Зимняя анализирует 5 ключевых компетенций Г. Халажа (G. Halasz) Г. Халаж выделяет компетенции, как отмечает И.А. Зимняя «которые относятся к владению устной и письменной коммуникации важны для работы в социальной жизни с акцентом на то, что людям, которые не владеют ими, угрожает полная социальная изоляция» [18].
Коммуникативная компетенция реализуется на уровне текста. Как отмечают авторы, коммуникативная компетенция - это знания, умения и связанные с ним многократные составляющие, содержание которых реализуется в жизни в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме.
Коммуникативная компетенция - это «своеобразная способность человека, включающая в себя как владение грамматикой и лексикой родного языка, но и ясное представление о том, в каких речевых условиях должны употребляться те или иные слова и грамматические конструкции» [17].
Главной составляющей коммуникативной компетенции являются умения, в частности коммуникативные умения. Умения вообще - это «освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. Умения могут быть как практическими, так и умственными. В отличие от навыков, умения могут образовываться и без специальных упражнений и выполнение какого-либо действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретённые раннее, при выполнении действий, сходных с данным. Вместе с тем умения совершенствуются по мере овладения навыком» [36].
Под коммуникативными умениями понимается «умение вести беседу-диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета» коммуникативные умения могут быть рассмотрены с разных позиций и точек зрения, но главное то, что все они реализуются в общении. Всякое общение реализуется посредством коммуникативных умений. Так Г.М. Андреева характеризуя структуру общения, выделяет три взаимосвязанных между собой стороны: перцептивную, интерактивную и коммуникативную, где перцептивная сторона общения означает процесс восприятия людьми друг друга, интерактивная заключается в организации взаимодействия между общающимися, и третья - состоит в обмене информацией между людьми, партнёрами по коммуникации. Все эти три стороны коммуникации взаимосвязаны между собой, взаимообусловлены и одновременно реализуются в процессе общения [1].
Коммуникативные умения нужны для решения различного рода коммуникативных задач. Более того, этот процесс взаимосвязан и взаимообусловлен, так как правильно сформированная и поставленная коммуникативная задача создаёт определённые умения.
Исследованию коммуникативных задач посвящены много работ известных педагогов и психологов (В.А. Артёмов, И.А. Зимняя, Т.С. Путиловская, С.Д. Толкачёва и др.) В этих исследованиях коммуникативная задача определяется как «осуществляемое субъектом общения воздействие на партнёра общения и принятия им на себя такого воздействия» [18, 38]
В этих исследованиях авторы изучали коммуникативную задачу как функциональную единицу коммуникативного акта, который в свою очередь является структурной единицей общения для достижения целей, формирующихся в соответствии с коммуникативными намерениями субъекта [18, 38].
Все авторы отмечают очень важную мысль,
что продуктом решения коммуникативной
задачи является текст в его устной или
письменной форме. Как далее отмечают
авторы, и слушающий, и говорящий одновременно
в рамках коммуникативного процесса решают
свои коммуникативные задачи. Говорящий
решает основные формы сообщения и побуждения
в решении таких коммуникативных задач,
т.е. реализует такие коммуникативные
умения, как: сообщить, спросить, убедить
и т.д. Задачи слушающего могут называться
коммуникативно-
М.Е. Дашкин выделил наиболее продуктивные и значимые вербальные коммуникативные умения:[15, с.134]
Умения |
|||
Вербальные коммуникативные умения |
Вербальные рецептивные умения |
||
Поддерживать общение |
Направлять общение на определённый предмет |
Слушать |
|
Ставить проблему общения (обсуждения) |
Понимать текст |
||
Вызывать ответную реакцию партнёра |
Оценивать |
||
Задавать наводящие вопросы |
Относиться, формулировать вопросы |
||
Уточнять |
Перепрашивать в других формах |
Определять понятия |
|
Отстаивать своё мнение |
Устанавливать логику речевого сообщения |
||
Менять форму вопросов |
Усваивать, запоминать |
||
Давать оценку |
Делать выводы |
||
Побуждать |
Предупреждать |
Различать |
|
Предостерегать |
Понимать мотивы |
||
Предлагать |
осмысливать |
||
Призывать |
|||
Советовать |
|||
Высказывать пожелания |
|||
Просить |
|||
Повествовать |
Сообщать |
||
Отвечать |
|||
Рассказывать, вести диалог |
|||
Аргументировать |
|||
Выражать согласие (несогласие) |
|||
Понимать согласие партнёра (несогласие) |
|||
Отрицать чего-либо |
|||
Принимать предложения |
|||
Одобрять (не одобрять) |
|||
Выражение понимания собеседника |
|||