Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 21:48, контрольная работа
С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников посредством ролевых игр
1.1 Сущность коммуникативных умений младших школьников
1.2 Ролевая игра: понятие, структура, виды
Заключение
Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры. Учитель может выбрать наиболее подходящие для своего класса в зависимости от опыта учащихся [3; 106].
Можно предложить задания в форме шарад с использованием пантомимы, мимики:
покажите, что вы чувствуете, когда… вы видите большую собаку, бегущую к вам;
вы обнаружили, что кто-то вырвал несколько листов из вашего учебника.
По завершении упражнений учитель может попросить учащихся подготовить небольшой рассказ, отражающий их чувства и реакцию в подобных ситуациях.
Можно усложнить ситуации, которые помогут развить спонтанность и выразительность в поведении. Учитель даёт инструкции поэтапно, по мере развития действия. Ученик должен их выполнять без остановки. Например: вы вешаете картину на стену.
Вам нравится картина, вы нашли хорошее место, куда её повесить, и довольны тем, как она украсит комнату.
Вы берёте молоток и гвозди и начинаете заколачивать гвоздь в стену.
Вы поранили свой палец.
После «разогревающих» упражнений можно перейти к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную задачу.
Например:
Твой друг пригласил тебя кататься на коньках, но мама говорит, что ты должен остаться дома.
Ты не хочешь обидеть друга.
Мама стоит рядом.
Далее можно приступить к ситуациям с альтернативными решениями для двух и более человек, поднимающие различные жизненные проблемы.
По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность ребят на всех этапах работы.
Примеры ролевых игр
Сходное или различное.
Цель: активизация совместной речевой деятельности, тренировка навыков и умений выражения в русской речи сходства и различий.
Ход игры: участники образуют пары. Им вручаются карточки с картинками. Показывать карточки друг другу нельзя. Работая в парах, играющие задают вопросы друг другу, чтобы выяснить, какие картинки на их карточках являются общими, а какие различными. Обсудив по три картинки, играющие меняются местами, и продолжают работу с другими партнёрами. Раздаточный материал можно варьировать, используя вместо картинок синонимичные и антонимичные слова, предложения и т.д.
Близнецы.
Цель: активизация навыков и умений порождения монологических высказываний типа описания доказательства, сравнения и включения их в диалог.
Ход игры: все играющие получают открытки, не показывая, их друг другу. Описывая открытки, задавая вопросы друг другу, играющие должны найти пары одинаковых открыток. Возможен обмен открытками по кругу.
Какие различия?
Цель: комплексная тренировка вопросно-ответного взаимодействия с включением элементов рассуждения.
Ход игры: участники игры делятся на пары. Один играющий получает картинку, второй - такую же картинку, но с некоторыми изменениями. Задавая вопросы друг другу, они должны найти различия между картинками и назвать их. Показывать друг другу картинки запрещается.
План города.
Цель: активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия с использованием различных форм вопросительных, предположительных высказываний и техники расспроса, а также всевозможных по содержанию и структуре реплик реакций.
Ход игры: участники игры образуют пары. Каждый из играющих получает вариант плана города, на котором указаны какие-либо достопримечательности. Задавая друг другу вопросы, играющие устанавливают названия улиц, местоположение достопримечательностей. Они должны также описать дорогу к этим местам от заданной исходной точки.
Уикенд.
Цель: активизация навыков и умений дискутирования, обсуждения, аргументирования, объяснения и убеждения.
Ход игры: участники игры разрабатывают маршрут за город и план проведения уикенда. Каждая группа обсуждает и представляет свой план. Условия, которые должны быть учтены, могут быть различными (определение суммы денег, мест для посещения, выбор транспортных средств, спортивного инвентаря для игр на природе и т.п.).
Восстановление рассказа.
Цель: формирование связного монологического или диалогического текста и активизация соответствующих навыков и умений.
Ход игры: каждый участник получает листок бумаги с одним предложением из определённого рассказа. Ему не разрешается показывать предложение кому-нибудь или записывать его, он должен запомнить это предложение (на это даются две минуты). Затем преподаватель собирает все листки и зачитывает каждое предложение. Играющие прослушивают их, а затем каждый из них в соответствии с логической последовательностью по очереди называет своё предложение.