Теоретические основы форм и методов нравственного воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - учебная деятельность школьников.
Предмет исследования - нравственное воспитание школьников в учебной деятельности.
Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу:
нравственное воспитание школьников будет осуществлено в учебной деятельности в том случае, если:
а) учащиеся действуют целенаправленно при выполнении учебных заданий;
б) их действия приобретают осознанный характер;
в) используют приобретенный опыт для решения учебных задач.

Вложенные файлы: 1 файл

,курсовик.docx

— 60.43 Кб (Скачать файл)

А вот такое качество человека как «культурный» оказалось лишь на 3 месте, уступив «честности».

Однако, сравнивая данные 1-ого и 2-ого замеров в целом, мы видим, что в 1 классе (1 замер) детей, имеющих низкий уровень нравственной воспитанности, было 4 человека, средний уровень - 10 человек, высокий уровень - 8 человек.

А спустя год, после проделанной работы по формированию нравственности у младших школьников, мы имеем следующие результаты: низкий уровень - 1 человек, средний уровень - 2 человека, высокий уровень - 18 человек.

Здесь хорошо видна динамика роста нравственной воспитанности у детей: низкий - 3, средний - 8, высокий - 10.

2 метод диагностики «Работа  над ошибками». Смысл этой диагностики  заключался в следующем: детям  был прочитан текст, в котором  содержалось 5 ошибок. Дети должны  были отыскать эти ошибки и  записать их количество. 

Текст: « Елена Николаевна объясняет ребятам правило сложения. В это время открывается дверь. В класс вбегает запыхавшийся, разгоряченный Федя.

- Я встретил Витю. Мы  вместе ходили в детский сад. Витя учится в 1 «Б». А я и  не знал. Вот здорово!

-Садись, Федя, - сказала Елена  Николаевна и нахмурилась. - Сейчас  ты допустил несколько ошибок». Сколько?

Ошибок мы выделили 5:

1. Само опоздание. Опаздывать  невежливо.

2. Надо постучаться и  спокойно войти.

3. Извиниться и попросить  разрешения сесть на место .

4. Тихо приготовиться  и начать заниматься.

5. О встрече друга рассказывать  на перемене.

1-й замер был произведен  в 1 классе, когда дети только начали  привыкать к правилам поведения  в школе. Поэтому был получен  довольно низкий результат. Нашли  мало ошибок. Низкий уровень - 4 человека, средний уровень - 13 человек, и только 4 человека смогли сразу найти  все ошибки (высокий уровень). Зато  через год результат резко  возрос. Низкий уровень - 0, средний  уровень - 7 человек, высокий уровень - 14 человек. 

      Такой резкий скачок результатов мы можем объяснить тем, что уже первичный разбор текста дал четкое определение ошибок. Во- вторых, посещая школу некоторые дети опаздывают и им приходилось быть в роли опаздывающего, а классу в роли зрителя и даже судьи. Неоднократно повторявшаяся ситуация, выработала у учеников «навык» разрешения этого конфликта.

Как видим, теоретические знания нравственных проблем у младших школьников данного класса довольно хороши. Но какова ситуация на практике мы увидим из 3-го пункта диагностики.

3 пункт диагностики - «Диагностическая  ситуация». Перед учащимися была  поставлена проблема морального  выбора. В эксперименте участвовали  ученики класса и «подставное  лицо» - ученик 2 класса. Перед каждым  ребенком была разыграна сценка.

«По дороге в столовую ученик находит 2 монетки по 5 рублей. Довольный находкой ребенок подходит к буфету, но замечает плачущего сверстника (ученик 2 класса) , который спрашивает его, не находил ли он монеток, полученных им от мамы на мороженое и потерянных где-то поблизости.»

Варианты ответов (поступков детей):

1.Нашедший деньги сказал: «Ты словно Маша - растеряша, не будешь деньги терять!»- и не отдал деньги.———— 0 баллов.

2. Первый ученик отдал  второму 1 монетку, а другую оставил  себе          —————————————————1 балл  

3. Первый ученик отдал  обе монеты, но сказал: «Скажи  всем,  что это я нашел и вернул тебе деньги» ————— 2 балла

4. Первый ученик отдал  монетки и сказал: «Не плачь! Вот  твои монетки, ты обронил их  на лестнице.» ——————3 балла.

Для чистоты эксперимента мы проводили разыгрывание сценки во время урока, исключив при этом возможность нахождения монеток другими учениками школы. Наблюдали за реакцией детей и собирали данные ученики 11 класса, чтобы дети не чувствовали «морального давления» взрослых. Т.к. появление взрослого может повлиять на выбор ученика. Эксперимент проводился в течение месяца. Мы провели два замера (1 класс - декабрь, 2 класс - декабрь). Экспериментальная работа показала, что в 1 классе низкий уровень сформированности сопереживания другому  человеку в беде имели 2 человека. Эти дети не захотели расстаться с монетами, оставив сверстника наедине со своим горем. Возможно, так произошло в силу того, что семья, в которой живут эти)  дети, имеет не очень большой достаток. Однако, через год учащихся с низким уровнем сформированности сопереживания не зафиксировано. 

Средний уровень выявлен в 9 случаях (1 замер). Здесь дети больше хотели обратить внимание на себя (5 человек из 9 выбрали ответ «Скажи всем, что это Я нашел...»). Но 4 человека решили разделить находку поровну. Интересно, что через год, 3 человека не изменили своего решения. («Скажи всем, что это Я нашел...»), но к ним еще примкнули 4 человека, согласившись с этим утверждением. Все эти дети желают выделить свою значимость (Я нашел, Я отдал) и этим поднять свой авторитет среди сверстников, не понимая, что авторитет можно поднять только действиями, поступками, а не словами.

Высокий уровень сформированности сопереживания другому человеку, показали в 1 классе - 8 человек, а во 2 классе - 4. Динамика роста нравственной воспитанности, хоть и небольшая,  но есть (+4).

Анализируя данные всех 3-х пунктов диагностики, мы составили следующую таблицу: «Уровень сформированности нравственности у младших школьников в 2000-2001 учебных годах». (См. табл. 4). 

Как видно из данной таблицы динамика роста нравственности у учащихся очевидна. Ко 2 полугодию 2 класса на низком уровне не осталось ни одного человека. На среднем уровне было - 14 человек, стало - 5 человек. А на высоком уровне стало 16 человек, хотя в 1 классе учащихся с высоким уровнем нравственности было лишь 5 человек.

Наша исследовательская работа показала, что у детей данного класса высокий уровень нравственного воспитания. Однако теоретические знания преобладают над практическими умениями.

 Мы видим, что работу по формированию нравственности надо продолжать.                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.       

 Проблему нравственного  воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. На основе результатов исследования нами сделаны следующие выводы.                                                                                                                          Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.      

Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения.     

Опытная работа в МБОУ « Вагановская СОШ» показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками. Хотя в опытном 2 «Б» классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по теории развития Выгодского).       

 Этой работой мы  подтвердили «закономерность нравственного  воспитания, которую сформулировал  В.А. Сухомлинский: «Если человека  учат добру - …в результате будет  добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых  формах, с учетом индивидуальных  и возрастных особенностей детей.                 

Программа «Нравственное воспитание школьников в учебной деятельности» может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности  в учебной деятельности.        

 И наши дети, воспитанники  станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим  людям, научатся бережно относиться  к труду. Не это ли главная  цель работы учителя?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы. - М.,2004.

2. Азбука нравственного воспитания. Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1996.

3. Аристотель. Соч. в 4-х т. т. IV – М., 2004

4. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.

5. Бабанский, Ю.К. Педагогика. - М., 1992.

6. Богданова, О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школьниками. - М., 1997.

7. Божович, Л.И., Конникова, Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000.

8. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1989.

9. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000.

10. Галузинский, В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. – Киев: Радянськая школа, 1982.

11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как. - М.,2005.

12. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004.

13. Даль, В.И. Толковый словарь живого велико русского языка. – М., 2005.

14. Ермакова, Е. Курс нравственного воспитания «Этика». Народное образование. 2003 № 9-10.

15. Зосимовский, А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен. Педагогика, 1998, №7.

16. Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1989.

17. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. – М., 1998.

18. Краткий словарь по философии. – М., 1992.

19. Кузнецова, Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

20. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.

21. Лихачёв, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 2006.

22. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. в 7-ми т. т. IV. М., 1979.

23. Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб. 2004.

24. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности. – М., 1985.

25. Натанзон, Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.– М., 2001.

26. Немов, Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2000.

27. Ницше. Сочинение в 2-х томах - М: 1998, т. I. НИИОП АПНСССР, 1998.

28. Нравственное воспитание личности школьника. Под ред. Колдунова, Я.И.- Калуга, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теоретические основы форм и методов нравственного воспитания младших школьников