Теория возникновения воспитания в первобытном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:26, реферат

Краткое описание

На самой ранней ступени развития общества, в период первобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжелыми, и, чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, трудиться только коллективно. Все в этом Обществе было коллективным, не существовало социального неравенства и классов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Главая1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.1. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.2. КОНЦЕПЦИИ ГЕНЕЗИСА ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.3. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ КАК ОСОБОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЕМЬИ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

1.5. ПОЯВЛЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

история педагогики.docx

— 24.73 Кб (Скачать файл)
 

Учреждение  образования

Белорусский государственный  педагогический университет  имени Максима  Танка 
 

Факультет дошкольного образования  
 
 

Реферат по курсу «История педагогики»

Тема: «Теория возникновения воспитания в первобытном обществе» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 1 курса 

заочного  отделения 

группа 121

Перцева Светлана Алексеевна

Минск 2011 

Содержание                                                                      

ВВЕДЕНИЕ

Главая1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.1. К ВОПРОСУ  ОБ ИСТОЧНИКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО  ВОСПИТАНИЯ 

1.2. КОНЦЕПЦИИ  ГЕНЕЗИСА ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ 

1.3. ЗАРОЖДЕНИЕ  ВОСПИТАНИЯ КАК ОСОБОГО ВИДА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

1.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ  СЕМЬИ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ 

1.5. ПОЯВЛЕНИЕ  ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ 

ЛИТЕРАТУРА  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

На самой ранней ступени развития общества, в период первобытнообщинного строя, условия  жизни были очень тяжелыми, и, чтобы  выжить, людям нужно было держаться  всем вместе, трудиться только коллективно. Все в этом Обществе было коллективным, не существовало социального неравенства  и классов, люди жили в общих жилищах  и сообща воспитывали детей, которые  принадлежали всему роду. 
 
В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания — собирали съедобные растения, плоды. С возрастом. степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со. старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные. и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам. 
 
Дети являлись непременными участниками общинных праздников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни и др. 
 
Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых проверялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрослого члена родового общества.
 
 
 
 
 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА

1.1. К ВОПРОСУ ОБ  ИСТОЧНИКАХ ИЗУЧЕНИЯ  ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ 

Представить процесс  воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину  детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и  духовной культуры, языка, фольклора.

Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые  в те времена находились на стадии первобытного развития.

Реконструировать  элементы воспитания первобытной эпохи  помогают этнографические данные о  жизни немногочисленных сохранивших  черты первобытности племен - редкостных сообществ, не затронутых современной  цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения  и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. КОНЦЕПЦИИ ГЕНЕЗИСА  ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ 

Мировая наука  предлагает несколько концепций  происхождения воспитания. К числу  традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эс-пинас) и психологическая (П. Монро). Представители эволюци-онно-биологической  теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной  заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение  воспитания проявлением у детей  бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда  порядку вещей. В этой связи П. Монро писал, что "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде".

Некоторые современные  исследователи, поддерживая тезис  о преемственности между формами  рассудочной деятельности некоторых  высших животных и человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые отличали начальную стадию человеческого воспитания как особого  вида деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ  КАК ОСОБОГО ВИДА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Многие тысячелетия  отделяют нас от того времени, когда  на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (35 - 40 тыс. лет назад) относится и  зарождение воспитания как особого  вида деятельности человечества.

Смысл существования  первобытного человека был предопределен  его миросозерцанием: окружающий мир  воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования  и осознанию мира как анимистического  феномена. Зачатки педагогической мысли  развивались лишь на уровне обыденного сознания как отражение практики воспи-ггания, проявляясь в традициях  и народном творчестве.

Воспитание зародилось в интегративном, синкретическом виде и способствовало физическому, умственному  и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека Содержание и  приемы воспитания усложнялись по мере обогащения общественного опыта  и развития сознания. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало  всему процессу передачи жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло 2 - 3 млн. лет тому назад, в эпоху  выделения человека из животного  мира, которое сопровождалось переходом  к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам людей было жизненно необходимо хорошо знать съедобные  растения, рельеф местности, повадки  животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем в передаче такого опыта служила речь, возникшая  как инструмент коммуникации. Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало черты особого  вида деятельности и было ориентировано  прежде всего на повседневную борьбу за выживание.

Предпосылкой  и существенным фактором становления  воспитания как вида деятельности стала  эволюция материальных связей между  людьми первобытной эпохи, необходимость  поддерживать и развивать такие  связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения  к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении  как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало  определенной организации его усвоения.

Главным условием существования первобытных людей  было изготовление и использование  орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому  роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и  орудий труда становилась все  более значительной.

Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном  обществе.

На заре истории  человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол  и возраст детей в первобытном  обществе являлись практически единственными  показателями при дифференциации обучения.

Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни,

питая и цементируя подобный способ человеческого существования  Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей жизни  первобытного человека и лишь отчасти - итогом специального педагогического  воздействия.

С появлением человека современного физического типа в  генезисе воспитания начался новый  этап.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЕМЬИ.  ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ  В СЕМЬЕ 

В 9 —8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности  в Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное  расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.

Из всеобщего, равного, контролируемого общиной  воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего  на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретало  заметные различия. В семьях элиты  увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие  на подрастающее поколение.

Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и  волшебство. Вот почему действиям, связанным  с воспитанием, придавали магический смысл. У готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным  и ловким охотником. Магический смысл  придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев ребенка  слегка били жареной многоножкой  по ноге и приговаривали: "Будь добрым, не бери чужого".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5. ПОЯВЛЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННЫХ  ФОРМ ВОСПИТАНИЯ 

Люди первобытной  эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознан-

ный характер. Детям  показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуры  убитых животных, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших  было механическое повторение.

Шло время, и  человек от приспособления к природе  все чаще переходил к воздействию  на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального  опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в руках специально назначенных для этого лиц.

В первобытных  общинах охотников и собирателей  срок детства и воспитания был  весьма непродолжительным (девять-одиннадцать  лет). Самых младших мальчиков  и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам  трудовой деятельности: дети проводили  много времени в играх, в которых  имитировали жизнь взрослых. При  этом старейшины и священнослужители  следили, чтобы дети не нарушали установленных  общиной запретов.

Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству  и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную  эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась  значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это  могли быть шлепки или угрозы физического  наказания (например, удар палкой по следу  ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и  не могло быть и идиллическим, поскольку  люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.

В дальнейшем положение  меняется. Расслоение общины и усиление социального антагонизма ужесточили его. Часто стали применяться  физические наказания.

Коллективная  традиция воспитания на исходе первобытнообщинного  периода привела к появлению  своеобразных домов молодежи для  детей и подростков. По сути, это  были предшественники школы, организованные для воспитания "общественного" человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были

совместные игры и занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников  в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7 - 8 лет  мальчики и девочки воспитывались  совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе  дома молодежи для девочек и мальчиков  становятся раздельными. Воспитание мальчиков  полностью переходит к старейшинам  и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи - для бедных и для состоятельных  членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.

Информация о работе Теория возникновения воспитания в первобытном обществе