Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 00:39, реферат
Этнохудожественное воспитание - это этнопедагогический процесс, направленный на воспитание этнической культуры личности, формирование и развитие этнокультурной компетентности, обладающий огромным педагогическим потенциалом и выполняющий эстетическую, психологическую, физиологическую функции для всестороннего развития личности.
Этнохудожественное образование .
Понятие образование предполагает процесс поиска и усвоения определённой системы знаний, умений и навыков, а также результат этого усвоения, выраженный в определённом уровне развития.
Знания - это совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах объективной действительности.
Умения - это достижение в процессе обучения, а также возможность человека творчески применять полученные знания.
Навыки - это усвоенные, автоматизированные двигательные и умственные действия, выполняемые при незначительном направлении сознания.
Этнохудожественное воспитание - это этнопедагогический процесс, направленный на воспитание этнической культуры личности, формирование и развитие этнокультурной компетентности, обладающий огромным педагогическим потенциалом и выполняющий эстетическую, психологическую, физиологическую функции для всестороннего развития личности.
Художественное образование -- процесс усвоения знаний и навыков в области искусства в определенной системе. Результатом его является подготовка обучающегося к занятию профессиональным художественным творчеством;
X.о. -- также система подготовки квалифицированных специалистов всех видов пластических искусств и искусствоведов. Она обеспечивает подготовку художников высшей и средней квалификации. В систему X.о. входят: высшие учебные заведения (академии, университеты, институты), средние специальные (художественные училища, училища искусств), а также детские художественные школы и школы искусств.
Эхо - включает три компонента:
1. Пропедевтический - это этнокультурное пространство, создаваемое в семье, учреждениях дошкольного образования, где осуществляется первое знакомство с историей народа, его культурой, национальными образами, ритуалами и обычаями.
2. Фундаментальный образовательный - этнохудож. образование учреждений общего и профессионального образования. Институциональная форма ЭХО.
3. Деятельностный - обеспечивается учреждениями системы дополнительного образования, социально-культурной сферы, центрами творчества.
Таким образом, этнохудож. и этнокультурное образование - это процесс педагогически организованного и управляемого вхождения человека в культуру с цель развития индивида и самой культуры.
Успех осуществления образовательного процесса во многом зависит от методов преподавания.
Метод обучения - это путь достижения желаемого результата, способ достижения цели. В зависимости от поставленных задач различают методы словесно-наглядные, практические, репродуктивные и продуктивные, проблемные, эвристические и др. Методические приёмы - часть метода, они обеспечивают мотивацию, устойчивость запоминания, умственную и творческую активность, интерес к предмету и т.д.
В этнохудожественном образовании школьников используются следующие методы:
Метод реставрации (восстановления) этнокультурной информации позволяет воссоздать дух народной культуры, её образы, почувствовать их своеобразие, постараться интерпретировать собственные впечатления, подобрать нужные слова. Использование художественной литературы помогает подобрать необходимые приёмы работы с детьми.
Метод наблюдения за явлениями культуры (праздником, гулянием, игрой), предметами быта, произведений искусства. Этот метод помогает увидеть этнокультурный пласт в произведениях искусства, в быту; подмечать особенное, специфическое; воспринимать своеобразие форм, цвета, орнамента, понимать НХТ.
Метод мотивации - создание проблемной ситуации, которую необходимо решить на занятии. Мотивация - необходимое условие для развития мышления, интереса и желания «творить». Чем меньше возраст, тем более конкретный характер должна иметь проблема.
Метод беседы. Детям предоставляется большая самостоятельность в выборе способа анализа текста: составление карты-схемы путешествий сказочных персонажей, плана; диафильм; устное рассуждение-беседа, а также сочетание этих способов. Беседа строится на основе вопросов, которые обсуждаются на уроке.
Творческий рассказ педагога. Речь педагога должна быть наполнена чувством глубокого уважения и доброжелательности к художественным текстам, предметам и к отобранному для занятий материалу. С детьми нужно проводить разные беседы о том, в каких условиях и как жили наши предки в разное время, как они преодолевали невзгоды, как относились к труду и т.д. Такие беседы учат детей понимать душевный мир своего народа, формируют патриотические и духовно-нравственные качества.
Метод обращения к оригиналу, т.е. к памятнику народной культуры или подлинным произведениям искусства или их отображениям (слайды, видеозаписи, репродукции). Показ одновременно должен сопровождаться литературно-музыкальной, художественной или театрализованной композицией. Особенно важен личный пример педагога, его умение владеть художественным словом.
Комплексное воздействие народного искусства на ребёнка развивает воображение, художественные мысли, формирует национальные образы. Комплексное воздействие живописи, музыки, поэзии, танца, включение эмоционального опыта в практическую работу с детьми дают положительные результаты. Варьируя русскую народную мелодию, поэтическое слово, педагог эмоционально настраивает детей, создавая особую атмосферу для творческой деятельности ребёнка.
Кузьминки
«Кузьминки» -- по осени поминки, гласит пословица. Праздник «Кузьминки» по народному календарю -- первый зимний праздник, встреча зимы. Назван он в честь святых Космы и Дамиана, особо почитаемых в деревне, где их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Считались они покровителями ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали. А еще «кашниками», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не обижал.
«Кузьминки» издавна слыли девичьим праздником. Девушки на выданье просили их сковать свадьбу накрепко, как лед на реке. В этот день девушка становилась хозяйкой дома, она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом была куриная лапша, а пирогом -- курник. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечерку» с играми, розыгрышами, а угощались кашей «ссыпчинои» из разных круп. Такую кашу варили и в семьях по случаю окончания молотьбы, а блюда с курятиной были на столе обязательно, поскольку в народе Кузьма и Демьян считались покровителями кур и этот же день звался «Курьи именины». По такому поводу устраивали петушиные бои, раздаривали кур как подарки, не забывали «цыплят по осени посчитать». Ребятишки выпрашивали у кухарок перышки от ощипанных кур -- непременно с правого крыла, самые крайние, самые тугие, -- из них выходили замечательные удобные кисточки для росписи деревянных игрушек. А озорные парни отправлялись под утро соседских кур воровать. Но к покражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.
А как вы, уважаемые читатели, «Кузьминки» отметите? Мы, конечно, не призываем вас чужих кур воровать. Но из тех, что сами вырастили или в магазине купили, почему бы на «Курьи именины» лапши не приготовить или еще чего-нибудь вкусненького. Предлагаем несколько рецептов.
Закуска «Птичка». Куриные потроха тщательно промыть, мелко нарезать, обжарить с репчатым луком, посолить-поперчить, добавить тертый сыр, измельченные вареные яйца, томат-пасту, сметану и прокипятить. Выложить в форму, смазанную маслом, залить взбитым яйцом, присыпать тертым сыром, запечь в духовке. Все.
Котлеты куриные с сыром. Мякоть курочки пропустить два раза через мясорубку, посолить-поперчить, хорошо перемешать. Из фарша скатать лепешки, на середину положить смешанное с тертым сыром сливочное масло, края лепешки соединить в круглую котлету. Готовую котлетку смочить во взбитом яйце, обвалять в панировочных сухарях и обжарить на сковородке на сливочном масле.
Праздничный пирог «Курник». В старину «Курник» пекли либо на свадьбу, либо на «Курьи именины». Вариантов этого знаменитого пирога много, и неудивительно! Любили его с разными начинками попробовать и подать торжественно. Поневоле ахнешь, когда хозяюшка внесет высокий конусный пирог, изукрашенный листьями да цветами из теста, с кратером наверху, дымящимся аппетитным паром... Да что там говорить, давайте печь пирог. Тесто подойдет любое дрожжевое, а вот начинок будет несколько. Сначала раскатаем тонкий пласт теста размером несколько больше сковородки, в которой будем выпекать. Выложим пласт на сковороду, на тесто уложим первую начинку -- отваренный и остуженный рис. Раскатаем второй, тонкий, как блинчик, пласт теста и закроем им первую начинку. На второй «этаж» «Курника» уложим кусочки отварной курочки и опять перекроем тонким блинчиком из теста. Третья начинка -- обжаренные грибы. Бока нашей конусной башни будем закрывать теми же тонкими блинчиками внахлест, соединим и защипываем нижний пласт с боковыми блинчиками, а наверху оставим небольшое круглое отверстие. Из остатков теста вырежем украшения в виде листьев, колосьев, цветов, звездочек, разместим их на боках «Курника». Поверхность пирога надо смазать взбитым яйцом с помощью кисточки или куриного перышка. В отверстие «кратера» вольем полстакана куриного бульона, поставим пирог в печь. Выпечка занимает примерно 30-40 минут при 220 градусах, готовность проверяем лучинкой. Приятного аппетита!
В ноябре, как правило, дождливо и слякотно на улице. Игру во дворе не очень-то затеешь, горок снежных еще нет. Поэтому весь досуг по большей части проходит в избе, в доме. Мальчики увлекались мастерством по дереву, девочки -- куклами.
Мастерим из дерева.
Издавна делают на Севере щепных лошадок и оленей. В домах, где топят печки и для разжигания дров щепают лучину, там дети до сих пор используют лучинки в своих играх. Сначала заготавливают лучину. Лучше всего подходит еловое или сосновое полено: хвойная древесина расщепляется ровно, особенно влажная. Раньше для щепания лучины применяли специальный тесак, сейчас мастера пользуются большим острым ножом. Нужно стараться расщеплять полено аккуратно, ровно, чтобы лучины были примерно одинаковой толщины (1-1,5 мм). По длине и ширине щепочки получаются разными, из них можно сделать нужный выбор. Для щепной игрушки мастер выбирает планочку, на которой своим ножом делает надрезы, а затем руками разрывает послушные влажные волокна древесины и заламывает-загибает ножки, шейку, хвостик конька. Любимым занятием мальчиков было повторять за мастером все движения и добиться красивой, выразительной фигурки.
Кудельная куколка
А девочки готовы были целыми днями «крутить» куклы. В деревнях, где выращивали лен, тряпичных кукол всегда набивали куделью -- очесами льна. Сначала сшивали узкий мешочек, плотно «заваливали» его куделью, стягивали нитками нижний и верхний концы. Потом придавали столбику форму человеческой (женской) фигурки: перевязывали прочной ниткой по линии шеи, туго перетягивали крест-накрест на груди и завязывали на поясе. Получались головка, грудь, туловище. Обязательная деталь кудельной куколки -- коса, которую девочки расплетали, заплетали, укладывали в прическу. Ее делали непременно изо льна. Прядь чистого, вычесанного льна пришивали на лоб, перекидывали назад и заплетали в косу с лентой. Наряд куклы состоит из кофты с юбкой. Они делаются из прямоугольных лоскутов ткани, сшитых вручную изнаночным швом, присборены и завязаны: кофта по месту шеи, юбка -- на талии. Подол юбки всегда аккуратно подшивали, что характерно для народной куклы. Куколку можно нарядить в фартук, повязать платком и поясом, украсить бусами и сережками.
На каждых посиделках развлекались всяческими играми. Они вроде бы «комнатные», но при хорошей погоде вполне сгодятся и для улицы.
Игра «Олень»
Это вариант игры
в фанты. Все рассаживаются кругом по комнате,
в центре -- водящий, в углу -- «Олень», который
сидит ко всем спиной. Водящий обходит
круг игроков с песенкой, при этом собирает
от каждого какие-нибудь мелкие вещички,
складывая их в шапку или варежку или в
лукошко. Песенка водящего про Оленя, только
его здесь называют покороче -- Лень:
-- Ой, Лень, ты мой Лень,
Тепло ли тебе, Лень,
Холодно ли тебе, Лень?
-- Мне не так тепло,
Мне не так холодно,
Принаденьте меня, принакутайте,
Как со девицы платок,
Со красавицы венок,
Как со малого ребенка
Пестрая пеленка,
С мужичка-бодрачка
Опоясочка!
Ну вот, все заветные колечки, ключики да сережки собраны в шапку, их протряс водящий и рукой перемешал, теперь будет по одной вещице доставать, да так, чтобы ни «Олень», ни кто другой не видал, что у него в руке. Например, нащупает в шапке какой-то ключик, зажмет в ладони и поднимет над головой, да и спрашивает «Оленя»: «Олень-Олень, что этому фанту делать?» А уж «Олень» придумывает веселое задание -- прокукарекать, пропеть песенку, станцевать какой-нибудь африканский танец, поздороваться с кошкой, да мало ли что придумает озорной «Олень»! Задание «Оленя» надо выполнять, такой уговор, только после этого получишь свою вещицу. А вот когда остается у ведущего последняя вещичка, ее разыгрывают по-другому. Эта игра называется «Колечко».
Информация о работе Теория и методика этнохудожественного образования