Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 11:24, курсовая работа
Речь развивается по мере формирования мозга человека. Как и другие психические функции, она может подвергаться различным нарушениям.
В последнее время количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, в системе обучения детей дошкольного возраста неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормальные сроки звуковой стороной речи. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточно развитого фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно в овладении письмом и чтением.
После проведенного обследования состояния речи детей, на основе анализа экспериментальных данных можно сделать промежуточный вывод о том, что проводимое коррекционное воздействие имеет положительную динамику, и указывает на дальнейшую целесообразность проводимой коррекционной работы.
Второй контрольный эксперимент.
Второй контрольный эксперимент проводился в первой половине марта месяца 2012-2013 учебного года.
Цель данного эксперимента – провести контрольное исследование состояния звукопроизношения детей с ФФНР. В результате проведенного исследования были получены результаты, описанные ниже.
Движения языка более точные, более полного объема. Артикуляционная моторика развита достаточно у 80% детей, принимавших участие в исследовании. Затруднено поднимание языка вверх у 20% детей. Гиперсаливация не наблюдается. Результаты приведены на диаграмме 11.
Диаграмма 11
В результате проводимой коррекционной работы у детей были поставлены свистящие звуки, шипящие звуки находятся на этапе автоматизации и дифференциации. Для постановки сонорных звуков с детьми проводятся подготовительные упражнения. Анализ результатов обследования состояния звукопроизношения показал, что у детей нарушены следующие звуки: [ж] – автоматизация звука– 20%; дифференциация звука – 20%; [л] – губное – 10%; автоматизация звука – 20%; [л’] – отсутствует – 10%; автоматизация звука – 20%; [р] – отсутствует – 30%, горловое – 10%; замена [л] – 10%; автоматизация – 30%; [р’] – замена [j] – 40%; замена [л’] – 10%; автоматизация – 30%; [ш] – дифференциация звука – 10%; [щ] - этап постановки – 10%; автоматизация – 10%; [ч] - автоматизация звука – 10%; дифференциация звука – 10%. Результаты обследования отражены на диаграмме 12.
Диаграмма 12
Обследование фонематического восприятия показало, что фонематический слух у 80% детей развит в соответствии с возрастом. Испытывают трудности в дифференциации звуков смешиваемых в произношении 20% детей. Результаты диагностики можно отразить в диаграмме 13.
Диаграмма 13
Навыки звукового анализа и синтеза на стадии формирования. 100% детей выделяют первый гласный и согласный звуки в слове, трудности в выделении последнего звука в слове возникают у 40% детей, и подборе картинок на заданный звук у 10% детей.
При воспроизведении слов сложной слоговой структуры у 100 % детей не наблюдается пропусков, замен звуков. Слоговую структуру слова сохраняют. Сложности возникают у 20 % детей, при воспроизведении предложений со словами со сложной слоговой структурой.
Грамматический строй речи в норме. Словообразованием и словоизменением дети владеют в соответствии с возрастом (у 30 % детей затруднения в образовании притяжательных прилагательных).
При пересказе используют в основном простые фразы, сложные очень редко. Рассказы составляются в основном краткие, но соответствующие картинке. Затруднения при пересказе и составлении рассказа по картинке испытывали 10 % детей
После проведенного обследования состояния речи детей, на основе анализа экспериментальных данных можно сделать вывод о том, что проводимое коррекционное воздействие имеет положительную динамику. У 20% детей звукопроизношение нормализовано; у 30% детей звукопроизношение на этапе автоматизации; у 50% целесообразно продолжить коррекционную работу по преодолению нарушения звукопроизношения.
Вывод: проводимое коррекционное воздействие имеет положительную динамику. У 20% детей звукопроизношение нормализовано; у 30% детей звукопроизношение на этапе автоматизации; у 50% целесообразно продолжить коррекционную работу по преодолению нарушения звукопроизношения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе изложено понимание произносительной стороны речи, современные взгляды на формирование произносительной стороны речи в норме и особенности формирования произносительной стороны речи детей с ФФНР.
В практической части изучено состояние звукопроизношения и своеобразие развития речи группы детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Обследовано состояние звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста в ходе и после коррекционного воздействия.
В работе изучена эффективность коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что на начало исследовательской работы у детей были нарушены следующие звуки: [ж] – щечное – 30%, замена на [з] – 20%; [з, з’] – межзубное – 10%; [л] – губное – 50%; [л’] – отсутствует – 50%; [р] – отсутствует – 40%, горловое – 50%, замена [л] – 10%; [р’] – замена [j] – 90%, замена на [л’] – 10%; [ш] – щечное – 30%.
На основе полученных результатов было разработано содержание коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения, которое было реализовано на практике с детьми, принимавшими участие в исследовании.
Итогом проведенной коррекционной работы стал контрольный эксперимент, в ходе которого были получены следующие результаты: у 20% детей звукопроизношение нормализовано; у 30% детей звукопроизношение на этапе автоматизации; у 50% целесообразно продолжить коррекционную работу по преодолению нарушения звукопроизношения.
Иными словами проводимая коррекционная работа положительно влияет на развитие речи детей и преодоление нарушенного звукопроизношения.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи работы выполнены, цель исследования достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Логопедия: учебник для ВУЗов. Под редакцией Л.С. Волковой. - М.: ВЛОДОС , 2009. - 703с.
2. Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.А Эти трудные согласные: как помочь ребенку с нарушениями чтения и письма: пособие для учителей, логопедов и родителей. – М.: 2005. – 128с.
3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения речи (в норме и патологии). – М.: Педагогика, 1977. – 174с.
4. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоления: сб. упражнений. – М.: Сфера, 2005 – 125с.
5. Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств: сб. упражнений. – М.: Б. и., 1997. – 353с.
6. Быстрова Г.А. Сизова З.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания.- СПб.: КАРО, 2001. – 112с.
7. Ванюхина Г.А. Речецветик: занимательное пособие для дошкольников. – Екатеринбург: Б. и. Кн. 1., 1983. - 135с.
8. Вартанян, И.А. Звук – слух – мозг. – М.: изд-во "Наука", 1981. – 176с.
9. Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В. Секачев, 2005. – 16с.
10. Волкова Г.А. Методика
психолого-логопедического
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1961. – 471с.
12. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи. – СПб.: Союз, 2000.
13. Давидович Л.Р. Ребенок
плохо говорит? Почему? Что делать?:
развитие у детей речевых
14. Диагностика нарушений
речи у детей и организация
логопедической работы в
15. Домашний логопед / сост. Руденко, В.И. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. – 318с.
16. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: учеб. – мет.– М.: Академия, 2003. – 96с.
17. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1996. – 143с.
18. Зыкова И. Е. Формирование произносительной стороны речи. Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012..
19. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. М., 1970. – 143с.
20. Ивановская О.Г. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет: методические рекомендации. / Ивановская, О.Г., Гадасина, Л.Я. – СПб. : КАРО, 2004. – 176с.
21. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.
22. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различных звуков: методы и дидактические материалы. – СПб.: САТИС, 1995. – 71с.
23. Коноваленко В.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста: пособие для логопедов. / Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. – М.: "Гном – пресс", "Новая школа", 1996. – 16с.
24. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР: пособие для логопедов,– М.: ГНОМ и Д, 2001. – 80с.
25. Коррекционно-педагогическая
работа в дошкольных
26. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 80с.
27. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: 1968. – 200с.
28. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. М.:2004.
29. Логопедия: учеб. для студентов дефек. фак. пед. институтов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, и др.: Под ред. Л.С.Волковой. – 2-е изд. – в 2-х книгах. Книга 1. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 147с.
30. Логопедия: учеб. для студентов дефек. фак. пед. ин-тов / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680с.
31. Логопедия в школе: учеб. практическое пособие / ред. Кукушкин, В.С. – Ростов-на-Дону.: МАРТ, 2004. – 367с.
32. Логопедия. Методическое наследие: в 5 кн.: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов под. ред. Волковой, Л.С. – М.: ВЛАДОС. – Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью, 2003. – 479с.
33. Лопатина Л.В. Логопедическая
работа с детьми дошкольного
возраста с минимальными
34. Лопухина, И.С. Логопедия: упражнения для развития речи. – СПб.: Дельта, 1997. – 334с.
35. Мелехова Л.В. Речь дошкольника и ее исправление. / Мелехова, Л.В., Фомичева, М.Ф. – М.: Просвещение. 1967. – 96с.
36. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.
37. Нейман Л.В. Боготинский М.Р. Анатомия слуха и речи: учебник для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. Селиверстова, В.И. – М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 2001. – 224с.
38. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В., Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240с.
39. Основы логопедии с
практикумом по
40. Основы специальной психологии: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия. 2002. – 480с.
41. Поваляева, М.А. Справочник логопеда. – Ростов -на- Дону: "Феникс", 2002. – 448с.
42. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. Селиверстова, В.И. – М.: Академический Проект, 2004. – 480с.
43. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973. – 272с.
44. Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия: пособие для учащихся пед. училищ.– М.: Просвещение, 1969. – 127с.
45. Резниченко Т.С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. Р, Р’: альбом для логопеда. / Резниченко Т.С., Ларина О.Д. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 96с.
46. Резниченко Т.С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. Ш – Ж, Ч – Щ: альбом для логопеда. / Резниченко, Т.С., Ларина, О.Д. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 72с.
47. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-тет. – Екатеринбург, 1995. – 121с.
48. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей (С. З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л, Р, Р): речевой материал для дошк. и мл. шк. возраста. – Волгоград: Учитель, 2001. – 90с.
49. Салахов, А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка. / Под ред. Бельтюкова В.И. – М.: Педагогика, 1973. – 120с.
50. Туманова Т.В. Формирование
звукопроизношения у
51. Филичева Т.Б., Чиркина
Г.В. Программа обучения и
52. Филичева Т.Б. Туманова
Т.В. Дети с фонетико-
53. Филичева Т.Б. Воспитание
и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-
54. Основы логопедии с
практикумом по
Информация о работе Технологии формирования произносительной речи у детей с ОНР