Технология планирования работы классного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретическое обоснование и апробация педагогических условий планирования воспитательной работы в школе. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Исследовать категории понятий и форм планирования воспитательной работы в школе.
2.Рассмотреть основные аспекты технологии коллективного планирования.
3. Осветить состояние практики планирования воспитательной работы в школе.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы по технологии планирования воспитательной работы в школе.

Содержание

Введение……………………………………………………….……………3
Глава1.Теоретические основы организации деятельности классного руководителя…………………………………………………………………...….6
Деятельность классного руководителя………….………...….…..…..6
Назначение функции плана. Требования к планированию………..9
Глава 2. Планирование воспитательной работы........…………………..17
2.1 Организация планирования воспитательной работы в школе……..19
2.2 Этапы планирования работы в классном коллективе………………31

Вложенные файлы: 1 файл

технологии планирования работы классного руководителя.docx

— 54.67 Кб (Скачать файл)

Многообразие ситуаций, возникающих при планировании, условий, обстоятельств, влияющих на характер взаимодействия взрослых и детей, требует от педагогов высокого уровня педагогического мастерства, а также знания и владения методикой организации взаимодействия педагогов и школьников в процессе планирования.

Итог, показатель эффективности успеха этого взаимодействия можно кратко выразить следующим образом: школьники включили в план то, что им хотелось, но захотели они именно того, что считали целесообразным педагоги.

Можно предложить педагогам следующие способы проведения своих замыслов, идей в процессе планирования:

а) предварительная разъяснительная и подготовительная работа с лидерами, авторитетными в коллективе учащимися, с которыми проговариваются возможные варианты идей и замыслов;

б) выступление перед участниками планирования учащегося или взрослого, который был участником или очевидцем важной для коллектива идеи, формы работы;

в) организация посещения, встречи с коллективом, где апробирована, реализуется необходимая и педагогически целесообразная идея;

г) создание проблемной ситуации, которая выводит детей, родителей на нужное решение, необходимую для коллектива идею;

д) выбор варианта, идеи, формы, средства из нескольких предложенных и обоснованных педагогом;

е) включение (внедрение) педагога в работу творческих поисковых групп «на равных»;

ж) конкурс на лучшее предложение в план, создание «банка идей», когда педагог может внести и свою идею как рядовой участник поиска;

з) обобщение и интеграция педагогом идей, высказанных детьми, родителями, когда педагог ненавязчиво включает и свою идею в обобщенный вариант;

и) подсказывающие, проблемные вопросы в ходе обсуждения плана;

к) проведение «акта добровольцев» по организации какого-либо дела, после чего добровольцы становятся проводниками идей в коллективе;

л) чтение и обсуждение литературы, которая может подсказать нужную идею, замысел;

м) анализ дела, в ходе которого при соответствующих акцентах и специально поставленных вопросах учащиеся и родители выходят на нужную идею.

Процесс коллективного планирования воспитательной работы в школе на учебный год можно представить следующими этапами.

1 этап — анализ опыта работы, осмысление его результатов, того, что достигнуто в развитии  личности и коллектива. На этом  этапе можно выделить две стадии: сбор информации и ее обработка.

2 этап — определение и формулировка  воспитательных задач. Он неразрывно  связан с первым, так как в  ходе аналитической работы определяются  и окончательно формулируются  задачи. В ряде школ на сборе  представителей классных коллективов  организуется коллективная «мозговая  атака» по анализу работы и  формулировке задач школьного  коллектива на следующий год. Очень важно на данном этапе, чтобы задачи воспитательной  работы, стоящие перед педагогами, трансформировались в задачи  всего ученического коллектива.

3 этап — коллективный поиск  полезных дел, правильных действий, которые могут обеспечить достижение  положительных результатов, выполнение  намеченного. Поиск дел проводится на разных уровнях и направлениях: общешкольные (ключевые) дела; содержание и формы работы клубов, штабов, кружков; школьные праздники и объекты повседневной заботы; дела на радость себе и другим. Используют следующие приемы привлечения всех членов коллектива к поиску: «разведка» полезных дел, конкурс на лучшее предложение в план, «копилка» предложений, аукцион идей, знакомство с опытом других школ, обзор интересных дел коллективов, анкетирование и др.

Главная забота — направить школьников на поиск нужных и полезных дел, которые соответствуют поставленным задачам, подсказать такие дела. В ходе поиска педагоги помогают детям отобрать самые важные дела, побуждают школьников к осмыслению целесообразности своих предложений для коллектива, других людей, задавая вопросы: почему? что это даст? кому принесем пользу?

Взрослые регулируют отношения между поисковыми группами, помогают каждому школьнику проявить себя, ощутить свой вклад в рождение коллективного плана.

Учащиеся, педагоги, родители участвуют прежде всего в определении главных, ключевых дел, в поиске которых объединяются усилия всех. Эти дела выявляются в ходе коллективного планирования на сборе актива, где учащиеся выдвигают не только свои предложения, но и выражают интересы первичных коллективов и объединений, являясь их представителями.

Обсуждаются также перспективы на различных направлениях работы школы, в клубах, штабах, кружках. Примерные вопросы для такого коллективного обсуждения: главные задачи в работе на следующий год; предложения по участию объединения в ключевых делах школьного коллектива; сотрудничество с другими коллективами и объединениями; дела для младших школьников, на пользу окружающим людям; содержание и формы работы в объединении.

Первые три этапа коллективного планирования могут быть организованы в форме Дня творчества и поиска.

4 этап — отбор содержания  и форм работы, обобщение предложений  членов коллектива и составление  проекта плана воспитательной  работы. Целесообразно оформить  проект в виде план-сетки, чтобы легче было представить загруженность плана, распределение дел по времени. Такая форма удобна и для ознакомления с проектом других членов коллектива. Составляют план педагоги под руководством заместителя директора школы, привлекая актив учащихся, согласуя с ними организационные вопросы.

5 этап — обсуждение и утверждение  плана воспитательной работы  с ученическим коллективом на  педсовете.

6 этап — составление планов, обеспечивающих выполнение поставленных  задач в области воспитания  школьников и реализации намеченной  работы с ученическим коллективом. Это план методической работы  с учителями, учебы ученического  актива, план контроля за воспитательной работой, планы совещаний, собраний, педсоветов и т. д, В создании таких планов участвуют все члены педагогического коллектива, актива учащихся.

7 этап — обсуждение и утверждение  плана работы ученического коллектива  на сборе (собрании) всех детей  или конференции с участием  представителей первичных коллективов.

8 этап — планирование в первичных  коллективах с учетом общешкольного  плана.

Отметим, что выделение этих этапов весьма условно. В реальной практике некоторые из них совпадают, тесно взаимосвязаны и сопровождают друг друга. Процесс планирования воспитательной работы на учебный год протекает в период с марта — апреля до конца сентября. Планирование воспитательной работы в школе тесно взаимосвязано с планированием в классных коллективах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Этапы планирования работы в классном коллективе

 

Примерные этапы планирования воспитательной работы в классном коллективе на учебный год можно представить следующим образом.

1. Коллективный анализ воспитательной деятельности класса с привлечением родителей, всех учащихся и определение задач на следующий год — апрель — май

2. Составление анализа воспитательной работы классным руководителем и формулировка задач воспитания — начало июня.

3. Составление предварительного варианта плана воспитательной работы с учетом воспитательных и организационно-педагогических задач — июнь.

4. Коллективное планирование воспитательной работы в ученическом и родительском коллективе, организованное классным руководителем, — 1—3-я недели сентября. 

4.1. Знакомство учащихся с событиями в стране в очередном году, опытом и формами участия детей в различных делах, обзор событий школьной жизни.

4.2. Сбор предложений в план работы:

— поиск полезных дел творческими группами (дела для нас самих, для сплочения коллектива; дела для младших, в содружестве с младшими; дела на пользу окружающим людям, для школы; совместные дела с родителями);

— конкурс на лучшее предложение дела на пользу и радость окружающим людям по результатам «разведки» полезных дел;  

анкетирование (какие дела прошлого года особенно понравились и почему? Какие дела сплотят, сдружат наш коллектив? Кому и как может принести пользу, радость наш коллектив?);

— предложения ответственных за конкретные участки работы коллектива.  

4.3.  Определение или  уточнение тематики классных  воспитательных часов, предложенных  классным руководителем (анкета, коллективное  обсуждение).

4.4.  Игра «Интерес». Этапы  игры:

а) предлагается написать на листочках перечень своих увлечений, любимых занятий;

б) дети поочередно выходят к доске и фиксируют свои увлечения; составляется список любимых занятий учащихся класса;

в) учащиеся добровольно объединяются в группы с учетом этих увлечений и готовят представление группы (реклама своего любимого занятия);

г) каждая группа составляет план дел? действий с целью пропаганды своего увлечения и привлечения к этому виду занятия одноклассников, учащихся других классов и младших школьников;

д) группы защищают свои проекты, планы, идет обсуждение предложений группы и отбор идей в план работы классного коллектива.

4.5. Обсуждение содержания, форм работы с родителями и  детьми на родительском собрании.

4.6.Обработка предложений  детей и родителей классным  руководителем, активом школьников  и родителей,

4.7.  Обсуждение воспитательных  задач, составление проекта плана  на сборе актива родителей  и учащихся.

4.8.  Знакомство с проектом  плана всего коллектива.

4.9.  Сбор-старт по планированию  работы коллектива: 

— сообщение о проделанной работе по сбору предложений в план, об участии школьников в поиске дел? отборе этих дел активом класса;

— коллективное обсуждение воспитательных задач на новый год (актив обосновывает свой вариант задач коллектива, идет обсуждение этого варианта по группам и вырабатывается решение);

— обсуждение проекта плана на четверть (полугодие): заслушиваются мнения групп о целесообразности планов в целом, о главных делах коллектива, уточняется соответствие их задачам коллектива, обсуждается участие в общешкольных делах, вырабатывается решение;

— выбор ответственных за проведение дел;

— выборы совета дела для подготовки ближайшего коллективного дела.

Рекомендации по коллективному планированию представлены в обобщенном варианте. Соблюдение этапов, постановка вопросов, сферы поиска, методические приемы существенно зависят от возраста и опыта учащихся.

Целесообразно организовать совместную работу детей и родителей на этапе планирования, поэтому возможно проведение общего сбора родителей и учащихся по обсуждению совместного плана.

5. Составление плана классного  руководителя, конкретизация его  предварительного варианта, внесение  корректив с учетом материалов  коллективного планирования, плана  ученического коллектива.

 

 

 

 

 


Информация о работе Технология планирования работы классного руководителя