Технология проблемного - диалогического обучения на уроках в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 12:09, реферат

Краткое описание

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Вложенные файлы: 1 файл

Специика пробл.уроков.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

 

МЕТОДЫ  ПОИСКА РЕШЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ    (Таблица 1)

Побуждающий к  выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего  побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:

Структура диалога

Побуждение  к выдвижению гипотез

Побуждение  к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

-Какие есть гипотезы?

-Согласны с этой  гипотезой? Почему?

-Как можно проверить  эту гипотезу?


 

Пример: рассмотрим продолжение урока математики по теме «Умножение на двузначное число».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Материал для выдвижения гипотез

Сейчас будете по группам  решать пример 56 х 21 = ?

Разбиваются по группам, начинают работу.

Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе.

Подходит к каждой группе:

-Какие есть гипотезы?

-С чего надо начать?

-Воспользуйтесь распределительным  свойством!

Каждая группа выдвигает  гипотезу и фиксирует ее на листе.

Представление гипотез  группами.

Группы, поместите листы  на доску и прокомментируйте свой способ решения.

Представляют две гипотезы:

50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная)

56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая)

Побуждение к проверке.

-Как проверить, какой  из двух способов верный?

Молчат.

Подсказка к плану.

-Может быть, воспользуемся  каким-то прибором?

Можно проверить на калькуляторе!

-Проверьте! Что получилось?

-При умножении на  калькуляторе получилось 1176 (Аргумент).

Вывод

-Значит, как надо умножать  на двузначное число?

Формулируют правило (Открытие нового знания)

Учебник

-Сравните свой вывод  с учебником.

-Все верно.


 

Подводящий  к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

Пример:

Урок  русского языка  по теме «Самостоятельные и служебные части речи».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Подводящий без проблемы диалог.

-Прочитайте стихотворение  по учебнику.

Читают

-Определите, какой частью  речи является каждое слово.

Определяют

-Какие части речи  нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).

-Существительные, глаголы,  прилагательные, предлоги, союзы, наречия.

-Какие части речи  не встретились в этом стихотворении? (По ходу  ответов фиксирует части речи на доске).

-Междометия и местоимения.

-Разделите все известные  вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку  вы их разделили. (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам).

-В 1-ю группу входят  части речи, к которым можно  задать вопрос (перечисляют), во 2-ю – к которым нельзя задать вопрос (перечисляют).

Вывод

Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными (Фиксирует термины на доске).

Дайте определение.

Формулируют определение.

(Открытие  нового знания)

Учебник

-Сверимся с учебником.  Что заметили интересного?

-Междометия не относятся  к служебным частям речи.

-Верно. Это особая  группа слов. (Фиксирует на доске).

 

Задание на формулирование темы

-Значит, какую новую  тему мы только что освоили  и сейчас будем закреплять?

-Самостоятельные и  служебные части речи (Тема).


 

         Однако реальный урок – это не только методы, но еще  формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Изучены связи методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и ТСО. В частности, описано, какие бывают опорные сигналы, кто и в какой момент урока их создает и даже на какой части доски их лучше располагать.

Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов  постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.

 

  Заключение.

Дж. Дьюи утверждал, что  стремление к познанию появляется у  человека только в том случае, если он сталкивается с какой, либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).                                        

 

Проблемное  обучение

• вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;

• способствует развитию познавательной активности;

• осознанности знаний;

• предупреждает появление формализма, бездумности;

• обеспечивает более прочное усвоение знаний;

• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

 

Подробнее о технологии проблемного диалога можно прочитать  на сайте автора проблемного диалога  Е.Л. Мельниковой pdo-mel.ru.


Информация о работе Технология проблемного - диалогического обучения на уроках в начальной школе