Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 10:55, лекция
В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности. Самостоятельная работа способствует развитию навыков и умений, относящихся к организации собственной работы. Это планирование своей деятельности, реалистическое восприятие своих возможностей, умение работать с информацией, что особенно важно в связи с интенсивным ростом объема научно-технической информации и быстрым обновлением знаний.Самостоятельная работа всегда является эффективным видом учебной деятельности при условии умелого руководства со стороны преподавателя. Становление творческой личности обучаемого осуществляется в тесном контакте с творческой деятельностью педагога. В связи с этим очень важно сформировать у учащихся творческий подход к изучаемому предмету, стимулировать творческое отношение к овладению знаниями и систематически пополнять эти знания через самостоятельную работу. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.
- диалог исторических или литературных персонажей;
- спортивная игра;
- спектакль;
- путешествие;
- реклама;
- пресс-конференция.
Критерии
оценки проекта должны быть понятны,
их должно быть не более 7-10. Оцениваться,
прежде всего, должно качество работы
в целом, а не только презентация.Позиция
учителя: энтузиаст, специалист, консультант,
руководитель, «человек, задающий вопросы»;
координатор, эксперт; позиция учителя
должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности
учащихся.Если задачей педагога является
обучение проектированию, то в работе
по методу учебных проектов упор нужно
сделать не на том, что получилось в результате
совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий
ученика и учителя, а на том, каким путем
был достигнут результат. Захлестнувшая
нас волна увлечения проектами привела
к тому, что делать проекты в школе стало
модно, причем, часто целью этих работ
является желание «засветиться» на каком-нибудь
конкурсе, благо, за последние несколько
лет их стало много: на любой вкус. Конкурсы
проектов учеников довольно часто представляют
собой «Выставку достижений учителей
(научных руководителей)». В работе некоторых
жюри иногда верх берет академизм, и тогда
преимущества получают профессионально
выполненные проекты, доля участия детей
в которых минимальна. Эта тенденция может
принести много вреда, поэтому нужно четко
определить, зачем выполняется тот или
иной проект, чему могут научиться школьники,
что именно должен делать каждый участник
работы (и ученики, и руководитель), чтобы
достичь собственных целей, поставленных
в самом начале работы над проектом. Если
учащийся сумеет справиться с работой
над учебным проектом, можно надеяться,
что в настоящей взрослой жизни он окажется
более приспособленным: сумеет планировать
собственную деятельность, ориентироваться
в разнообразных ситуациях, совместно
работать с различными людьми, т.е. адаптироваться
к меняющимся условиям.