Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 20:14, реферат
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой.
Введение………………………………………………………………..............3
1. Творчество………………………………………………………………….4
2. Творчество в педагогической деятельности……………………………...5
2.1 Уровни педагогического творчества……………………………………..6
2.2 Творческая личность в педагогике……………………………………….7
2.3 Признаки творческой личности…………………………………………..8
2.4 Проявление педагогического творчества………………………………...9
2.5 Уровни творчества в педагогической деятельности…………………...10
2.6 Новаторство, как инструмент педагогического творчества…………...11
Заключение…………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………..14
Другие относят к признакам
творческой личности легкость ассоциирования
(способность к быстрому и свободному
переключению мыслей, способность вызвать
в сознании образы и создавать
из них новые комбинации); способность
к оценочным суждениям и
Третьи авторы считают личность творческой, если в ее характеристике присутствует креативность, т.е. способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
2.4. Проявление педагогического творчества
Творческая деятельность
учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется
в двух основных формах: применение
известных средств в новых
сочетаниях к возникающим в
Область проявления педагогического
творчества определяется структурой педагогической
деятельности и охватывает все ее
стороны: конструктивную, организаторскую,
коммуникативную и
-временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;
-сопряженность творчества
педагога с творчеством
-отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;
-атмосфера публичного выступления;
-необходимость постоянного
соотнесения стандартных
Часто сферу проявления
творчества педагога
В сфере личности педагогическое
творчество проявляется как самореализация
педагога на основе осознания себя
творческой индивидуальностью, как
определение индивидуальных путей
своего профессионального роста
и построение программы
2.5. Уровни творчества в педагогической деятельности
Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества:
-уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;
-уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;
-эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;
-высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.
Данные уровни условно
можно назвать как уровни
2.6. Новаторство,
как инструмент
Между простым педагогическим мастерством и новаторам часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором.
Педагогическое новаторство
является условием развития образования,
поскольку оно вносит в него различного
рода новации. Последние выражаются
в тенденциях накопления видоизменения
разнообразных инициатив и
М.М. Князева (1995) отмечает,
что педагогические инновации
— это такие актуально
-создание творческой
атмосферы в образовательных
учреждениях, культивирование
-создание социокультурных
и материальных (экономических) условий
для принятия и действия
-инициирование
-интеграция наиболее
перспективных нововведений
Педагог всегда творит в соавторстве с учениками, что позволило В,А. Кан-Калику и Н.Д. Никандрову описать варианты сотворчества педагога с учащимися:
-педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя;
-педагог соотносит свое
творчество с деятельностью
-педагог учитывает нюансы
деятельности отдельных
-педагог создает общую
концепцию урока, учитывает
Заключение
Осознание и принятие педагогом
того факта, что формирование творческой
направленности личности должно стать
основной функцией обучения, а учет
различий в темпах развития у разных
учащихся - непременное условие
Суммировав вышеизложенное,
можно сделать вывод о том,
что творчество педагога представляется
как высшая форма активной деятельности
учителя по преобразованию педагогической
действительности, в центре которой
стоит Ученик. При этом педагогическое
творчество будет иметь место, если
преобразовательная деятельность Учителя
характеризуется такими показателями,
как систематическое
Список литературы
Информация о работе Технология формирования педагогического творчества