Типология уроков в начальной школе (ФГОС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:41, доклад

Краткое описание

Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Главная методическая цель достигается следующими путями:
• ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
• преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.

Вложенные файлы: 1 файл

Типология уроков в начальной школе.docx

— 35.61 Кб (Скачать файл)

Для реализации этой цели требуется:

• создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

• актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

• исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

 

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание  ими потребности к выявлению  причин затруднений в собственной  деятельности.

Для этого необходимо:

• организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;

• активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

• организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;

• организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).

 

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

Основной целью этапа  локализации индивидуальных затруднений  является осознание места и причины  собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Для этого необходимо, чтобы  учащиеся:

• уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке;

Далее учащиеся, которые допустили  ошибки:

• на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение;

• выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.

В это время учащиеся, которые  не выявили ошибок, также выполняют  пошаговую проверку своих решений  по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ  случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину  затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого  уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.

 

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Основной целью этапа  целеполагания и построения проекта  коррекции выявленных затруднений  является постановки целей коррекционной  деятельности и на этой основе - выбор  способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы  учащиеся:

• сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

• выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

 

5. Этап реализации построенного проекта.

Основной целью этапа  реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися  своих ошибок в самостоятельной  работе и формирование умения правильно  применять соответствующие способы  действий.

Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения  в самостоятельной работе, должен:

• самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;

• в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

• далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;

• решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

Учащиеся, не допустившие  ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого  уровня или выступают в качестве консультантов.

 

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Основная цель — закрепление  способов действий, вызвавших затруднения.

Для реализации этой цели:

• организуется обсуждение типовых затруднений;

• проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

Особое внимание здесь  следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили  вслух правильные способы действий.

 

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Основной целью этапа  самостоятельной работы с самопроверкой  по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки:

• выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;

• проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаково результаты;

• фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной  работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному  образцу.

 

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Основной целью этапа  включения в систему знаний и  повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих  разделов курса.

Для этого учащиеся при  положительном результате предыдущего  этапа:

• выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;

• выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

 

9. Этап рефлексии деятельности на уроке.

Основной целью этапа  рефлексии деятельности на уроке  является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся:

• уточняют алгоритм исправления ошибок;

• называют способы действий, вызвавшие затруднение;

• фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

• оценивают собственную деятельность на уроке;

• намечают цели последующей деятельности;

• в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

 

Такой видится структура  уроков отработки умений и рефлексии. Дети на этих уроках не просто тренируются  в решении задач — они осваивают  метод коррекции собственных  действий, им предоставляется возможность  самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем  убедиться в правильности своих  действий. После этого заметно  повышается качество усвоения учащимися  учебного содержания при уменьшении затраченного времени.

Учащиеся на этих уроках не просто тренируются в решении  задач - они осваивают метод коррекции  собственных действий, им предоставляется  возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно  повышается качество усвоения учащимися  учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Учащиеся легко переносят накопленный  на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.

 

3 тип урока - уроки построения  системы знаний (уроки общеметодологической  направленности).

Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

 

Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия  в единую систему.

Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать  у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия  в единую систему, а во-вторых, о  методах организации самой учебной  деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

Отдельные теперь уже предметные уроки должны быть посвящены формированию представлений о методах наук.

 

4 тип урока -  уроки  развивающего контроля.

 

Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру:

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидульных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап решения заданий творческого уровня;

9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных  разделов курса, предполагают написание  контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов  имеют некоторые существенные различия.

На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при  проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов  учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре  «управленческого», критериального контроля.

Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных  работ по объему в 2-3 раза превышает  обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому  уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:

1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;

2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).

В зависимости от того, у  кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие  формы организации уроков развивающего контроля:

• самоконтроль;

• взаимоконтроль;

• педагогический контроль.

Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление  им собственного варианта с эталонным  с последующей самооценкой на основе установленных критериев.

При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При  этом формирование способности к  самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности  к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

 

1 урок (Проведение контрольной  работы)

1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности.

Как и ранее, основной целью  этапа мотивации (самоопределения) к контролъно-коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.

Поэтому для реализации этой цели требуется:

• определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);

• актуализировать требования к ученику со стороны конрольно - коррекционной деятельности («надо»);

• исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»);

• установить форму и процедуру контроля;

• предъявить критерий выставления оценки.

 

2. Этап актуализации и пробного учебного действия;

Основной целью этапа  актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности  в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений  в деятельности.

Для этого необходимо:

• организовать повторение контролируемых способов действий (норм);

Информация о работе Типология уроков в начальной школе (ФГОС)