Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:26, реферат
Содержание понятия "традиция" неоднократно менялось. Вплоть до шестидесятых годов нашего века научный взгляд на понятие "традиция" определялся тем подходом, который был сформулирован Максом Вебером и сводился к жесткому противопоставлению категорий традиционного и рационального. Традиционные институты, обычаи и способ мышления рассматривались как препятствия к развитию общества.
2. Традиция как важнейший 
стабилизирующий фактор 
Этнические обычаи и традиции - это компоненты психического склада, объективирующие субъективные представления о нормах поведения, передающиеся из поколения в поколение.
Содержание понятия "традиция" 
неоднократно менялось. Вплоть до шестидесятых 
годов нашего века научный взгляд 
на понятие "традиция" определялся 
тем подходом, который был сформулирован 
Максом Вебером и сводился к жесткому 
противопоставлению категорий традиционного 
и рационального. Традиционные институты, 
обычаи и способ мышления рассматривались 
как препятствия к развитию общества. 
Собственно, интерес исследователей 
сосредотачивался на проблемах модернизации, 
и потому традиционные черты определялись 
главным образом в негативных 
терминах, как оппозиция модернизации. 
Соответственно, если исходить из данной 
точки зрения, процессы модернизации 
всегда подрывают, ослабляют и вытесняют 
традицию. Традиция рассматривалась 
как явление отмирающее, неспособное 
ни реально противиться 
Основной причиной того, что теории модернизации сложилась именно в таком виде и ее практически неотрывным компонентом стал до нельзя упрощенный взгляд на традицию, послужило широкое распространение в начале ХХ века (а по инерции в некоторых общественных науках вплоть чуть не до наших дней) эволюционистских воззрений о прогрессивно-стадиальном развитии общества. Сама традиция, как феномен, отнесена была к предшествовавшей стадии социального развития, поскольку под традиционными обществами понимали все докапиталистические общественные структуры. "Традиционными, -- пишет С. Айзенштадт (один из наиболее оригинальных и компетентных авторов, из тех, кто пишет сегодня о проблемах традиции и модернизации) -- обычно называют самые различные общества -- от примитивных бесписьменных обществ до племенных федераций, патримониальных, феодальных, имперских систем, городов-государств и т. п." Все они рассматриваются как некие застывшие формы, которые изменяются только под воздействием внешних обстоятельств или причин экономического, политического и т.п. характера, но в любом случае вопреки самой сути традиционного общества.
Однако в первой половине шестидесятых годов взгляд на традицию как на застывшую форму был поставлен под сомнение. Сделали это в первую очередь не теоретики модернизации, а ученые-страноведы -- востоковеды и африканисты, которым приходилось непосредственно в ходе своей полевой работы изучать те самые общества, которые обычно и называли традиционными. Так, американский востоковед Люсьен Пай, утверждал, что процессы модернизации оказываются "бесконечно более сложными, чем предполагают существующие подходы."
Выделяют следующие подходы к пониманию сущности традиций:
- структурный (традиция 
как выраженный в социально 
организованных стереотипах 
- функциональный (традиция как механизм воспроизводства общественной жизни - И.А. Барсегян);
- номологический (традиция как общесоциологический закон - В.Д. Плахов);
- нормативный (традиция как норма, разновидность социальной регуляции - Р.А. Аленина);
- коммуникативный (традиция 
как разновидность 
Каждый из указанных подходов имеет определенную познавательную ценность, а многообразие подходов свидетельствует о сложности понятия "традиция". Велика роль традиций в сохранении жизненного мира этноса. Традиция, воплощающая в себе процесс научения и трансляции культурного опыта, сама является важнейшим механизмом поддержания, сохранения устойчивости норм, ценностей, образцов этнической культуры. Вместе с тем, традиция в жизни этноса - это не только трансляция специфических культурных форм от поколения к поколению, но и соблюдение строгого следования таким формам. Благодаря действию механизма традиции структурируется опыт социокультурной идентификации, упорядочиваются взаимодействия с представителями других групп в стандартных ситуациях. Этому процессу благоприятствует то обстоятельство, что под действием традиции в ходе социализации индивид может и осваивать стандартный этноспецифичный опыт, и отходить от него.
Традиция выполняет также функцию селективного механизма по отношению к инновациям. Благодаря действию традиции из инноваций отбираются только те, которые не оказывают разрушительного воздействия на этноспецифичные черты социума, и отвергаются те, которые грозят последнему серьезными структурными изменениями.
Функционирование традиций 
обеспечивается не юридическими установлениями, 
а силой общественного мнения, 
авторитетом традиции. Последнее 
наиболее труднопреодолимо при необходимости 
изменения существующих традиций, введения 
в жизнь каких-либо новаций. Традиционность 
- важное свойство этнической культуры 
во все периоды, определяющее как 
ее ценностно-нормативное и 
Существует распространенная 
точка зрения, согласно которой сфера 
применения традиций особенно широка 
в архаических и 
Традиции выступают важнейшим фактором социокультурной динамики. Социальная динамика осуществляется не сама по себе, а через целенаправленную деятельность сознательных индивидов, через совокупность действий, связывающих субъект и объект деятельности. Традиции в большей или меньшей мере определяют все уровни социокультурной динамики:
1) каждый индивид, прежде 
чем он станет сознательным, должен 
войти в культуру, пройти через 
процессы социализации и 
2) любая деятельность 
3) выбор объекта деятельности 
осуществляется на основе 
Рассмотрим традиции в отдельных отраслях духовной культуры: политике, праве, религии, морали, искусстве, науке, философии.
Право служит сознательным и 
рациональным инструментом общественного 
регулирования и занимает в классовом 
обществе главное место в системе 
социального управления. Наличие 
традиций в праве служит проявлением 
его непрерывности и 
Традиции в религии 
проявляются в религиозном 
Традиции в морали служат накоплению нравственного опыта, который служит особо важной, а в ряде случаев исключительной детерминантой человеческих поступков и поведения. Долговечность, прочность и значительная устойчивость свойственны моральным традициям. Многие из них, будучи сугубо историческим продуктом, порождением своего времени, пережили целые исторические эпохи, не подвергшись сколько-нибудь существенным изменениям, хотя нередко подлинный смысл и вызвавшие их причины навсегда утрачены.
Традиции в искусстве (художественные традиции) рассматриваются как особый тип связи прошлого и настоящего, осуществляемой на разных уровнях в соответствии с закономерностями исторического развития искусства. Художественное творчество в своем развитии прошло несколько ступеней. Среди них - традиционное искусство и современное профессиональное индивидуальное творчество, кардинально различающиеся по своему отношению к традициям. Для искусства нового времени характерно менее прямолинейное отношение к художественным традициям, однако роль традиций в искусстве с его развитием не уменьшается, а усложняется и возрастает. Появляются новые способы освоения прошлой культуры, такие как цитирование, полистилистика, остранение, подражание, коллаж и др. Традиции в искусстве не только сохраняют старое, но и способствуют появлению нового.
В науке традиционность является столь же фундаментальным свойством, как инновационность. Традиционными бывают теории, концепции, учения, научные школы. Существование традиций в науке обусловлено тем, что наука является развивающейся социальной системой, и все научные достижения оказываются продуктом исторического развития специфических научных отношений. Роль традиций в науке бывает позитивной - закрепление и передача научного опыта, осуществление преемственности в познании, однако иногда, при появлении знаний, отклоняющихся от императивов традиций, последние превращаются в консервативные силы, научные догмы, препятствующие возникновению принципиально нового.
В философии традициями называют 
относительно устойчивую совокупность 
философских понятий и 
Традиции присутствуют во 
всех отраслях духовного производства 
и имеют в каждой отрасли специфическую 
окраску, определяемую структурой конкретной 
отрасли духовного 
В связи с тесным переплетением и взаимовлиянием различных отраслей духовного производства, показанным на примере Китая, в диссертации отмечается, что традиции одной отрасли духовного производства способны оказывать воздействие на ход развития других отраслей духовного производства в пределах одной культуры. Кроме того, это воздействие возможно и на межрегиональном уровне. Так, сегодня пятитысячелетняя китайская культура, ядро которой составляет конфуцианство, обладает прежней жизнеспособностью и благотворно влияет на развитие мировой культуры. Таким образом, традиции могут способствовать интеграции духовной жизни, диалогу культур и накоплению позитивных ценностей в истории человечества.
Заключение
Человечество объединится, или оно погибнет -- альтернативы этому в условиях современного мира не существует. Но принудительное единство далеко не гарантирует ни подлинного процветания человечества, ни дальнейшего развития его культуры, ни даже прочного и длительного существования землян. Уже сегодня недостаточно взаимной терпимости и желания понять друг друга: необходимо именно активное стремление к братскому единству людей и народов во всечеловеческом масштабе.
Человечество не может 
далее развиваться и процветать 
как Человечество без максимальной 
свободы развития каждого человека 
и всех народов. И в то же время 
и люди, и народы уже теряют возможность 
дальнейшего развития и подлинно 
человеческого существования 
Решение этой дилеммы требует нестандартных путей и методов, главным из которых, пожалуй, является воспитание интернационализма как мировосприятия и мировоззрения в широком смысле этого слова.
Здесь не обойтись традиционными средствами образования, просвещения, воспитания молодежи. Воспитание интернационализма в широком смысле слова предполагает: создание информационной среды, обеспечивающей полноту и непрерывность "знакомства" народов друг с другом -- от их великих исторических достижений до каждого значительного явления современности; стремление и готовность людей и этносов к дружественной заинтересованности друг в друге и в восприятии "чужого" достояния не только как равноправного собственному, но и как желанного для своего национального и личностного развития; не только приятия совместной "всечеловеческой" жизни как исторической необходимости, но и отношение к ней как к высшему благу, как самой перспективной возможности для всех.