Требования к составлению психокоррекционных программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:54, контрольная работа

Краткое описание

Психокоррекция (термин «коррекция» буквально означает «исправление») - совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека [4, с. 613].
Психокоррекционная работа осуществляется путем реализации психокоррекционных программ.
Подходы и требования к составлению программ психологической коррекции стали целью рассмотрения данной работы.

Содержание

Введение 3
I. Понятие психологической коррекции 4
II. Составление программ психологической коррекции 7
1. Принципы составления психокоррекционных программ 7
2. Цели и задачи коррекционной программы 12
3. Виды коррекционных программ 13
4. Этапы составления психокоррекционной программы 15
5. Требования к оформлению коррекционных программ 16
6. Оценка эффективности коррекционного воздействия 18
Заключение 19
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Требования к составлению психкор программ_Кр(1).doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

 

                                               2

                            

 

                                  Содержание

 

 

                                  

                                          Введение

 

                 Человеку свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя на практике это стремление, человек зачастую оказывается в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может. Психология - наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы.

Многие проблемы человек может  решать самостоятельно, используя рекомендации специалистов - психологов. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Однако бывают ситуации, когда человек не может самостоятельно справиться со сложными проблемами, которые встречаются на его жизненном пути, и нуждается в психологической помощи.

Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое  консультирование, профориентацию и  др.

Психокоррекция (термин «коррекция» буквально означает «исправление») - совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека [4, с. 613].

Психокоррекционная  работа осуществляется путем реализации психокоррекционных программ.

Подходы и  требования к составлению программ психологической коррекции стали  целью рассмотрения данной работы.

    1. Понятие психологической коррекции

 

Психологическая коррекция - это деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправление особенностей психологического развития, если они мешают человеку достигать поставленные цели [1, с. 346].

Психокоррекции  подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Психологическая коррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Период интенсивного становления психокоррекции связан с формированием практической психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях [4, с. 46].

Психокоррекция  ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности, чем и отличается от психотерапии и психологического развития.

Цели коррекционной  работы в отечественной психологии определяются пониманием закономерностей  психического развития ребенка как  активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей [5, с. 12]:

1. Оптимизация  социальной ситуации развития.

2. Развитие  видов деятельности ребенка.

3. Формирование  возрастно-психологических новообразований.

В зарубежной психологии причины трудностей развития ребенка усматриваются либо в  нарушении внутренних структур личности, либо в дефицитарной или искаженной среде или объединяют эти точки  зрения. А отсюда цели воздействия  понимаются либо как восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, либо как модификация поведения ребенка за счет обогащения и изменения среды и научения его новым формам поведения.

В зависимости  от целей и содержания выделяют психологическую  коррекцию, направленную на познавательную сферу; личность; аффективно-волевую сферу; поведенческие аспекты; межличностные отношения (внутригрупповые взаимоотношения (семейные, супружеские, коллективные) и детско-родительские отношения) [2, с. 32].

Психологическая коррекция может быть индивидуальной и групповой. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой - работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга [2, с. 34].

Средства  и приёмы психологической коррекции  могут различаться в зависимости  от подхода, в котором работает психолог. Так, например, психокоррекция в рамках психоаналитического подхода будет  направлена на смягчении конфликта между "Я" и "Оно". С точки зрения гуманистического направления будет преследоваться цель создания наиболее благоприятных условий для самореализации клиента личностного роста.

Основные виды психологической коррекции [2, с. 41]

По коррекционным задачам:

    • семейная коррекция;
    • игровая коррекция;
    • нейропсихологическая коррекция;
    • коррекция личностного роста.

По характеру направленности:

  • симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) - вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;
  • каузальная (причинная) коррекция - вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений.

По способу коррекционных воздействий:

    • директивные виды;
    • недирективные виды.

По форме организации:

  • общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);
  • частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);
  • специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).

Таким образом, психокоррекция - это  система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью  специальных средств психологического воздействия.

II. Составление программ психологической коррекции

    1. Принципы составления психокоррекционных программ

 

Составляя различного рода коррекционные  программы необходимо опираться  на следующие принципы [5, с. 14-16]:

      1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Этот принцип указывает на необходимость  присутствия в любой коррекционной  программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. В  нем отражена взаимосвязанность  и гетерохронность(неравномерность) развития различных сторон личности ребенка. Другими словами, каждый ребенок находится на различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития; на уровне риска - это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Здесь находит отражение закон неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводят к отставанию в развитии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым специальных коррекционных мероприятий. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности ребенка посредством механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

      1. Принцип единства коррекции и диагностики.

Этот принцип отражает целостность  процесса оказания психологической  помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.

      1. Принцип приоритетности коррекции каузального типа.

В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции:

  1. симптоматическую;
  2. каузальную (причинную).

Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента.

      1. Деятельностный принцип коррекции.

Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная  в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей,

      1. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

Принцип учета возрастно-психологических  и индивидуальных особенностей клиента  согласует требования соответствия хода психического и личностного  развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности - с другой. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента  с его индивидуальностью, утверждая  право клиента на выбор своего самостоятельного пути.

Коррекционная программа никоим образом не может  быть программой усредненной, обезличенной или унифицированной. Напротив, через  оптимизацию условий развития и  предоставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития клиента и утверждения его «самости».

      1. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

Принцип комплексности методов  психологического воздействия, являясь  одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

Известно, что большинство методов, широко используемых в практике, разработаны в зарубежной психологии на теоретических основах психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и других научных школ, весьма различны и противоречиво трактуют закономерности психического развития. Однако ни одна методика, ни одна техника не являются неотчуждаемой собственностью той или иной теории. Критически переосмысленные и взятые на вооружение, эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь клиентам с самыми различными проблемами.

      1. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

Принцип определяется той ролью, которую  играет ближайший круг общения в  психическом развитии клиента.

Система отношения ребенка с  близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы  ее осуществления составляют важнейший  компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

      1. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

Информация о работе Требования к составлению психокоррекционных программ