Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:08, контрольная работа

Краткое описание

Педагогические и психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей дошкольного возраста происходят при условии, если дети получают зна-ния в определенной последовательности, когда в доступной форме ᴨȇред ними раскрываются основные закономерности тех или иных явлений в действи-тельности

Вложенные файлы: 1 файл

02.02.банникова.docx

— 48.95 Кб (Скачать файл)

Трудовое воспитание детей  дошкольного возраста

Введение                                                                                                                                       Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Б. А. Сухомлинский

Обязательное качество всесторонне  развитого человека — великое  трудолюбие. Формируя это важнейшее  качество характера, не следует забывать одну из аксиом педагогики: воспитывать  трудолюбие лишь словесными сентенциями  невозможно. Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего  поколения существенно зависит  от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.

Труд дошкольника имеет  свою специфику. Подготовить ребенка  к труду- это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Существует достаточно много  форм труда, которые всесторонне  развивают детский организм, обостряют  ум, укрепляют здоровье ребенка. Труд играет большое значение в развитии способностей ребёнка. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.

Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.

Велика роль труда в  развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические.

Потребность в деятельности — особенность психического развития любого здорового ребенка. Познавая окружающий мир, он стремится действовать  в этом мире.

Между описанным свойством  психического развития ребенка, т. е. тягой  к деятельности, и трудолюбием  дистанция большая и знака  равенства между двумя этими  понятиями ставить нельзя. Задача воспитателей состоит в том, чтобы эту природную склонность, которая является лишь предпосылкой трудолюбия, путем определенных педагогических мер преобразовать в одно из важнейших качеств личности.

Настоящий труд — это  всегда преодоление. И малыша тоже надо учить преодолевать — преодолевать сопротивление материала, собственное  неумение, непривлекательность работы, усталость.

Взрослый человек способен к такому преодолению, потому что  у него достаточно развито чувство  долга (и по отношению к членам своей семьи, и по отношению к  обществу), потому что он за непривлекательной, положим, трудовой операцией способен увидеть привлекательный конечный результат, потому что в труде  он утверждает себя, находит самовыражение, и еще по многим причинам взрослый способен справиться с непосредственным побуждением бросить работу, если уж оно возникнет.

У малыша всей этой системы  поддержек пока еще просто нет. Мы должны ее постепенно — всем воспитанием  — выработать. Но сделать это  можно, опираясь на то, что у ребенка  есть, на те возможности, которые даны ему в силу законов возрастного развития.

Только тогда дети полюбят  труд, если сопутствует ему оптимистическое  настроение, если радует и сам процесс  труда, и его результаты. Это в  значительной степени зависит от того, открыли ли мы малышу интересные, увлекательные, занимательные стороны  того, чем он занят; сумели ли привлечь на помощь игру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовое воспитание детей  дошкольного возраста

 

 

Трудовое воспитание —  важная составная часть коммунистического  воспитания подрастающего поколения. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения  детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам  работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь  результата, у них формируется  желание оказывать посильную  помощь взрослым.

Особое значение Н. К. Крупская придавала объединению детей  в труде, указывая, что «совместную  работу детей надо особенно ценить,—  это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

Вместе с тем она  призывала педагогов учитывать  возможности детей, особенности  детского труда, его своеобразие, связь  с игрой.

А. С. Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда  детей, отметив, что в нем формируется  самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют  трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который  нуждается в помощи.

Как и Н. К. Крупская, А. С. Макаренко особое значение придавал коллективному детскому труду, в  котором возникает взаимная ответственность  участников. «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать  правильное отношение человека друг к другу,— писал он.— Это  правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек  отдает свои силы обществу, но и в  том, что он и от других требует  того же, что он не хочет рядом  с собой переносить жизнь дармоеда».

В работах А. С. Макаренко  содержатся рекомендации об организации  труда детей с постепенным  усложнением его содержания, повышением уровня требований к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых обязанностей детей в семье, участия их в общих заботах.

Советская дошкольная педагогика разрабатывает проблемы воспитания детей в труде, следуя основным принципам  трудового воспитания, обоснованным Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Труд детей дошкольного возраста тесно  связан с игрой. Эта взаимосвязь  проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей  игры; игровые действия включаются в процесс труда.

Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются  положительным отношением к их труду; проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы обед был  вкусным, и т. п. Младшие дошкольники  при этом еще не осуществляют конкретных трудовых усилий: они как будто  ведут машину, как будто готовят  обед.

У детей постарше в игре нередко возникает необходимость  потрудиться: вымыть посуду, которой  пользовались за столом, выкупать куклу-дочку  или выстирать ее испачканное  платье. Такая игра побуждает их совершать реальные трудовые действия. Связь труда с игрой обнаруживается и тогда, когда (в более старшем дошкольном возрасте) в ходе ее возникает потребность в атрибутах, необходимых для изображения взятых на себя ролей: матросских шапочках, знаках дорожного движения, флажках и фонариках и др. Желание наиболее полно отразить в игре действия персонажей, точнее передать в постройке свой замысел также побуждает детей включиться в труд.

Нередко труд перемежается с игрой. Ребенок несет розетки  с красками на столы. Возвращаясь  к столу воспитателя, он превращает поднос в руль, гудит, изображая машину.

Для трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста характерен интерес к самому процессу действий. Например, ребенок, полив  растения, начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе, начинает раскладывать по второй. При недостаточном руководстве  трудовой деятельностью детей она  долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по себе. Под влиянием воспитателя  у детей постепенно развивается  способность ставить цель, заранее  планировать и организовывать свою деятельность (приготовить все, что  понадобится, определить последовательность действий), доводить дело до получения  результата.

В трудовой деятельности старших  дошкольников четко прослеживаются мотивы общественной пользы. Они охотнее  принимают участие в труде, даже не имеющем особой привлекательности, если понимают его значение для других. Вот характерный пример.

В течение года педагог  воспитывал у детей старшей группы заботливое отношение к малышам. Шефы прониклись чувством заботы о  своих младших товарищах, приходили  к ним в гости, учили одеваться, убирать игрушки, катали их на санках, играли с ними. Однажды педагог  предложил сделать игрушки для  малышей, подклеить книги, порванные  ими. Как старательно трудились  ребята! Какое горячее обсуждение шло в процессе труда: «Надо покрепче, приклеить обложку, чтобы прочнее  было!.. Я выберу для крыши домика самую яркую бумагу, пусть малыши порадуются!»

Дети подарили изготовленные  игрушки малышам. Их особенно радовало то, что своим трудом они доставили  удовольствие другим.

В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой  деятельности и т. д. Совершенствование  умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развиваются  самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым  усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.

В процессе труда дети практически  познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями  растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания, и т. д. Они сравнивают, сопоставляют, стремятся самостоятельно найти  ответ на бесконечные «почему». У  них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей.

В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей  формируется умение выполнять любое  дело аккуратно, придавать своим  поделкам красивый вид. Они радуются,, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.

Труд закаляет детей физически, так как многие его виды они  выполняют на воздухе (вскопать грядку, принести воду, разгрести снег и  т. п.). Дети становятся способными к  напряжению сил, преодолению трудностей.

Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с накрыванием на стол, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового  воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к  нему; обучение простейшим трудовым умениям  и навыкам; воспитание интереса к  труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться  в коллективе и для коллектива.

В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении  — всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его  результатами. Поначалу внимание детей  привлекают лишь внешние моменты: сам  процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем  окружении, а затем и за пределами  детского сада позволяет формировать  у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель рассказывает детям, каким  должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, читает им произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его значение и красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся  человеку, желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них  бережное отношение к результатам  труда.

Знания дошкольников о  труде взрослых должны оказать большое  влияние на формирование у них  правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью  не сочетается с трудом самих детей. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают  его необходимость для получения  результата, начинают осознавать, что  трудолюбие включает в себя волевое  усилие, умение выполнять порученное дело до конца, ке отступая перед трудностями.

«Программа воспитания в  детском саду» раскрывает объем  трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно-бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т. п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель  должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого  содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно-гигиенические  требования к его организации. По мере роста и развития детей усложняются  требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганидации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы.

В ходе обучения трудовым навыкам  воспитатель формирует у детей  желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя  на помощь всякий раз, когда они нуждаются  в ней. Не следует допускать, чтобы  дошкольники испытывали огорчения  от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так  как в этих случаях рождается  неуверенность в своих силах  и нежелание трудиться. Напротив, поощрение любой попытки ребенка  проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет  чувством радости от собственной  умелости, воспитывает начала трудолюбия.

Необходимо помнить о  том, что труд должен приносить детям  радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим. В детском  саду решается задача формирования у  детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем  объединения детей в процессе труда в небольшие группы с  общим заданием (если у них уже  есть опыт работы вдвоем-втроем, то общее  задание может выполнять группа из 6—7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует  у детей представления об общей  ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой  работу, приходя на помощь друг другу  и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает  их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

Информация о работе Трудовое воспитание детей дошкольного возраста