Трудовое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальное сочетание содержания, форм и методов трудового воспитания младших школьников.
Объект: процесс трудового воспитания младших школьников в целостном педагогическом процессе.
Предмет: содержание, методы и формы трудового воспитания младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность трудового воспитания……………….…………………………6
1.2 Цель и задачи трудового воспитания младших школьников………..…10
1.3 Методы и формы трудового воспитания младших школьников……………………………………………………………………12
Выводы………………………………………………………………………...15
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования…………………………..……......17
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..…...18
2.3 Программа трудового воспитания младших школьников………...……20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность трудового воспитания……………….…………………………6

1.2 Цель и задачи трудового воспитания младших школьников………..…10

1.3 Методы и формы трудового воспитания младших школьников……………………………………………………………………12

Выводы………………………………………………………………………...15

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Организация и методы исследования…………………………..……......17

2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..…...18

2.3 Программа трудового воспитания  младших школьников………...……20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….24

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Трудовое воспитание учащихся общеобразовательных школ в целом ставит перед собой ряд задач, обусловленных, прежде всего подготовкой всесторонне развитой, творческой личности с ярко выраженной индивидуальностью, обладающую такими важными качествами, как ответственность, трудолюбие, работоспособность, коммуникабельность, толерантность, стрессоустойчивость; личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, умеющую рационально организовывать и использовать свой потенциал и др.

Младший школьный возраст в силу своих особенностей наиболее благоприятный период для воспитательных воздействий, формирования необходимых качеств и свойств личности в контексте трудового воспитания. И здесь на первое место выходят уроки технологии в школе. Ведь именно на этих уроках создаются условия не только для формирования художественно-творческих способностей младшего школьника, эстетики восприятия окружающего мира, но и для овладения учащимися навыками самообслуживания, приучения их действовать самостоятельно, принимать решения, выходить из проблемных ситуаций собственным путем. Это также является немаловажным компонентом в их воспитании.

Однако необходимо отметить, что исследования в области трудового воспитания младших школьников в педагогической и психолого-педагогической науке проводились достаточно давно, большинство из них датируются советским периодом. Сюда можно отнести работы многих авторов. Так, например, А.С. Макаренко указывал на общественный характер трудового воспитания школьников, а поэтому видел необходимость в воспитании не только исходя из интересов ребенка, но и из общественной ценности, пользы трудовой деятельности. А.Н. Белоус исследовал то, как младшие школьники определяют содержание труда родителей и на основании этого формируют собственные представления о труде. Этой же проблематике посвящены работы В.И. Логиновой, О.И. Соловьева, В.И. Глотова и др. Я.З. Неверович занималась проблемой формирования у детей положительного отношения к труду по самообслуживанию. Автором были выделены основные этапы формирования такого отношения, показана роль труда в психическом развитии личности. Известный отечественный психолог П.П. Блонский  исследовал и выделил специфические черты труда детей. Автор показал тесную cвязь между трудовой и игровой деятельностью младших школьников, необходимость использования игры в качестве воспитания и развития трудовых мотивов ребенка.

Таким образом, существуют противоречия между объективной потребностью общества в трудовой подготовке младших школьников в изменившемся социуме и реальными возможностями ее осуществления в деятельности современной общеобразовательной школы, а также между социально и научно обоснованной потребностью системы образования в учителях начальных классов, готовых осуществлять трудовое воспитание младших школьников на уровне современных требований, и недостаточной теоретической разработанностью исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке.

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальное сочетание содержания, форм и методов трудового воспитания младших школьников.

Объект: процесс трудового воспитания младших школьников в целостном педагогическом процессе.

Предмет: содержание, методы и формы трудового воспитания младших школьников.

Гипотеза исследования: процесс трудового воспитания младших школьников будет более результативным, если будет разработана и использована программа трудового воспитания младших школьников, учитывающая в своем содержании взаимодействие форм, методов, средств и приемов воспитания учащихся.

Задачи:

1)раскрыть сущность трудового воспитания;

2)раскрыть цель и задачи трудового воспитания;

3)выявить формы и методы трудового воспитания;

4)провести опытно-экспериментальную работу  и анализ полученных       результатов исследования.

5)разработать программу по трудовому воспитанию учащихся младших школьников.

Теоретико - методологической основой исследования явились труды известных педагогов В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, К.Маркса, Ф.Энгельса, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова.

Практическая значимость: Методическое обеспечение и данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы педагогами школ или учреждений дополнительного образования, а также для подготовки студентов педагогических учебных заведений.

Методы исследования теоретический анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;  обобщение и анализ опыта работы учителей; анкетирование учителей; эксперимент по внедрению программы трудового воспитания младших школьников; качественный и количественный анализ результатов.

Структура работы состоит из теоретической и эмпирической глав,  выводов, списка использованной литературы, приложений.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

    1. Сущность трудового воспитания

Предметом педагогики как области научного познания является воспитание. В общем виде воспитание заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. Это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к труду, который необходим для обеспечения дальнейшего развития общества. В педагогике можно встретить это понятие, употребляемое в нескольких значениях:

- в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном  воздействии на человека и  на его окружающую действительность;

- в широком педагогическом смысле, здесь имеется в виду целенаправленное  воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений;

- в узком педагогическом смысле  под воспитанием понимается специальная  воспитательная работа, которая  направлена на формирование системы  определенных качеств учащихся;

- в еще более узком значении, имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием трудолюбия у младших школьников.

Воспитание человека в широком педагогическом смысле - это целенаправленный процесс, осуществляемый педагогами, включающей в себя все виды учебных занятий и вне учебной воспитательной работы. Воспитание обусловлено потребностями и непосредственно связано с трудом. Такую закономерную связь между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества установили К.Маркс и Ф.Энгельс [16]. Эта связь проявляется в том, что характер воспитания всегда соответствует уровню развития производственных сил и производственными отношениями. В силу этого воспитание всегда имеет ярко выраженный конкретно-исторический характер. Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия жизни и культуры. В воспитательной работе он должен быть одним из самых основных элементов. Хорошо известно, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными. Но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие - хуже, одни способны лишь к самому простому труду, другие - к труду более сложному и ценному. Эти трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни. Из этого следует, что трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека - это и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.

Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде - действующий характер морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. В педагогике детально раскрываются функции трудового воспитания, в частности, обращается внимание на следующие вопросы: труд оказывает благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показали, что физический труд укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность. Активное включение человека в трудовой процесс приводит в движение его сущностные силы. Развиваются интеллект, рецепторы, мышцы, ловкость рук и ног, эмоциональные и волевые сферы. Все это повышает интерес школьников к труду.  Воспитательная функция труда заключается в развитии закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно-ценных качеств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности. Каждый воспитанник готовится стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность будут зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. Утилитарно-практическая функция труда направлена на создание материальных или духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни человека. Все общественные богатства созданы созидательным трудом. Таким образом, от трудовой подготовленности зависит и материальное благосостояние. А.С.Макаренко считал труд вещественным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера. Все эти функции определяют главную функцию трудового сознания: формировать у людей психологию лично заинтересованного трудящегося человека. Таким образом, трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирований разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирование у них добросовестного отношения к труду, проявлению в нем инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Но формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовых умений и навыков. Тогда, трудовое обучение - это специально организованный педагогический процесс, который направлен на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование трудовых умений и навыков. Понятие трудовое воспитание шире по сравнению с трудовым обучением. Но, выполняя свои специфические роли, эти процессы взаимосвязаны и при успешном их осуществлении способствует формированию трудолюбия у школьник. Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие общества и каждого человека в отдельности. Трудовой элемент в школьном воспитании с давних времен выступает как существенная педагогическая тенденция. Труд выполняет свою воспитательную функцию, когда он заключает в себе какой-либо экономический смысл, является делом, а не просто физическим усилием. Если труд бесполезен, он может вызвать только отвращение. Обязательно надо приучить детей делать полезное, нужное [17]. Единство трудового, идейно-нравственного, умственного и физического воспитания - основа методов и приемов, которые способствуют гармоничному развитию личности. Такой комплексный подход есть в педагогическом творчестве В.А.Сухомлинского. По его мнению, важно, чтобы одна деятельность обогащала другую, одна сформированная потребность становилась образованием других потребностей, ведь гармоническое развитие предусматривает воспитание разносторонних интересов личности. Говоря о детской самодеятельности, В.А.Сухомлинский подчеркивал, что труд не должен быть легким и что надо найти такую меру трудности, чтобы труд был нравственно-воспитательным, посильно-напрягающим, духовно-притягательным, посильно-напрягающим, чтобы от радости, которую доставляет труд, ребенку становилось интереснее жить и учиться самому [20]. Самое решающее значение должно иметь качество труда: высокого качества всегда требовать серьезно. При этом не нужно применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Уже с древних времен люди старались быть не только рабочей, но и творческой силой. Творческий труд возможен лишь в том случае, когда человек относится к работе с любовью, сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда. Такое отношение к труду возможно, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию. Творческий труд, невозможен у людей, которые боятся трудового пота, ощущения усилия. Главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека.

 

1.2 Цель и задачи трудового воспитания младших школьников

 

Целью трудового воспитания и обучения в школе должно быть привитие любви к труду и уважение к людям труда, формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений, побуждение к сознательному выбору профессии и получению профессиональной первоначальной подготовки.

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия [5].

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому цель школьного трудового воспитания направляется на воспитание психологической и практической готовности школьников к труду. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности производителя: отношение к труду как к важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам; коллективизм; постоянное проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; стремление строить труд на принципах научной организации; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека.

К задачам воспитания трудового сознания у младших школьников относятся:

- разъяснение ученикам общественной  значимости различных профессий, их важности и необходимости;

- знакомство младших школьников  с особенностями социально-производственной  инфраструктуры города, района;

- привитие элементарных трудовых  навыков;

- формирование положительной направленности  к трудовой деятельности.

В начальной школе продолжается работа по ознакомлению детей с трудом взрослых, воспитанию у них эмоционально-положительного отношения к трудящемуся человеку, которая была начата детском саду. В результате углубляются представления детей, закрепляется сложившееся положительное отношение к разным профессиям.

То есть составным элементом трудового воспитания в начальной школе является формирование уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Младшие школьники должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям [10].

Эти сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.

Главное в начальной школе - это приучение учащихся к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Научить детей некоторым трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, необходимо изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные формы и методы активизации познавательного процесса.

 

    1. Формы и методы трудового воспитания младших школьников

 

Система трудового воспитания должна использовать все формы и методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитии общественного богатства, выработку отношений товарищества и взаимопомощи.

Харламов И.Ф. дает новые обновляющиеся формы трудовой деятельности. В воспитание потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Важнейшими являются следующие:

а) создание ученических звеньев для выполнения той или иной работы. Это могут быть постоянные звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы, например, для оформления школьного здания к наступающему празднику;

б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например, традиционная подготовка и проведение в школе "Праздник труда" или праздник "В подарок школе", когда ученики изготавливают учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников;

в) эффективной формой трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителями [20].

Таким образом, в посильной трудовой деятельности младших школьников заложены существенные возможности нравственного, экологического, эстетического воспитания и физического развития.

В процессе трудового воспитания младших школьников выделяют три группы методов воспитания сознательной дисциплины:

-Методы формирования сознания личности.

-Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

-Методы стимулирования поведения и деятельности.

Первый этап правильно организованного воспитания - знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса - формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.

Информация о работе Трудовое воспитание младших школьников